Труд и игра. Средний возраст
В среднем дошкольном возрасте также еще не столь отчетливо выступает линия самостоятельной трудовой деятельности детей, хотя в отдельных случаях содержание труда приводит детей к игровой деятельности. Особенно часто это можно наблюдать в играх бытового характера. Готовясь к празднику, дети приводят в порядок кукольное хозяйство, стирают и гладят платья для кукол, пришивают оторванные пуговицы к пальто или платью куклы. Трудовые процессы в игре детей этого возраста, носят эпизодический характер, возникают по их собственной инициативе и получают поддержку воспитателя.
Во взаимоотношении игры и труда у детей наблюдается ряд своеобразных моментов, позволяющих определить место и роль игры в формировании трудовой деятельности детей этого возраста.
В тех случаях, когда у детей еще не сформированы навыки работы с инструментами, когда сам характер трудового процесса еще незнаком детям, а ясного указания к использованию инструмента не дано, преобладающей является игровая, а не трудовая деятельность.
Не владея практическими приемами работы с инструментами: молотком, ножницами, кистью, материалом (бумагой, деревом, картоном), дети, получив материал, в силу своей активности стремятся действовать с ним. Действия эти по своему содержанию носят игровой, процессуальный характер: стучат молотком по столу, ритмично чередуя звуки, раскладывают гвозди ровным рядом на столе, потом катают их по столу и т. д.
Это вполне закономерно. Не зная свойств и качества материала и инструментов для труда, дети используют их как игрушки.
Условность действий в игре свидетельствует о способности ребенка этого возраста обобщать явления, вообразить в одном предмете другой, что важно для развития игровой деятельности ребенка. Однако игровое отношение к орудиям и предметам труда, допустимое в известных пределах на начальных стадиях развития трудовой деятельности детей, в дальнейшем начинает тормозить формирование правильного отношения к труду, мешать развитию точности действий, воспитанию необходимых трудовых навыков, препятствует достижению результата. Поэтому задержка детей только на игровой деятельности создает известный тормоз в трудовом воспитании.
Педагог должен четко разъяснять им характер предстоящего задания, цель, дать указания о том, как следует использовать материал и инструменты.
По мере того как дети овладевают навыками работы с инструментами и научаются практически использовать материал, процессуально-игровые действия наблюдаются все реже, взаимоотношение игры и труда меняется. Дети начинают устанавливать известную зависимость между свойствами инструмента и материала и тем результатом, который они хотят получить; работая данным инструментом, начинают использовать его по назначению.
Если ребенок с инструментом только играет, это должно быть для педагога сигналом — он не владеет навыком. Значит, надо искать пути для воспитания у него нужного умения. Например, для того чтобы научить детей работать ножницами, используют такой методический прием: детям предлагают делать «лапшу», т. е. нарезать ножницами полоски бумаги. Несколько раз повторенное движение дает свои результаты — дети усваивают прием держания ножниц, сведения и разведения их концов, т. е. усваивают навык резания. Это дает ребенку видимый результат -- сделали много «лапши», которую можно использовать в игре — варить обед, угощать кукол.
Таким образом, освоение навыка протекает при многократном повторении одних и тех же действий. Педагог придает таким упражнениям игровой характер, вносит в них игровое содержание. Благодаря этому упражнения выступают для ребенка не как простая тренировка, а как действия, мотивированные потребностями игры.
Сережа берет молоток и, прежде чем начать сколачивать скамеечку, пробует, прочно ли он насажен. Заметив, что боек снимается, заменяет его другим, который насаживается более прочно. Такое отношение ребенка к инструменту появилось только на 7—8-й раз его применения.
Саша, выбирая ножницы для работы по поделке игрушек к елке, несколько раз сводит и разводит их концы. Ножницы, которые требуют больших усилий при сведении и разведении, откладывает, выбирает другие, с более свободным креплением.
Готовясь полить цветы, Света проверяет лейку, заметив, что сетка засорилась, промывает ее и, только убедившись, что вода проходит хорошо, рассеянными струями, начинает поливать.
Рассматривая взаимосвязь труда и игры как фактор, содействующий развитию интереса к труду, следует при поделке игрушек выбирать предметы, нужные для игры, а иногда и в самом построении трудового процесса исходить из игровых интересов ребенка. Так, сделав вагончики из тонкого картона, дети 5 лет, приклеив к ним колеса, начинают играть: возят вагончики по столу, выстраивают их в длинный ряд, дают гудки — сигналы к отправлению поезда. Замечая, что колеса некоторых вагончиков приклеены плохо, возвращают игрушки: «Слава, это ты делал. На, еще раз приклей колеса».
Игра, включенная в содержание трудового процесса, придает известное значение результату, он становится еще более значимым, чем вначале.
Подобные отвлечения к игре не являются препятствием в достижении поставленной самим ребенком цели, наоборот, цель в этих случаях достигается более успешно. Труд по изготовлению игрушек из дерева, бумаги, различных предметов, имеющих не игровое, а практическое применение, для детей 5—5,5 лет вначале не представляет большого интереса, однако они охотно принимают предложение сделать ту или иную вещь для мамы, для детей младшей группы, для младшей сестры или брата. В этом случае интерес к трудовой деятельности поддерживается не игровой перспективой, возможностью тут же выполнить свой игровой замысел, а стремлением доставить удовольствие близким или другим детям: сделать полочку для младшей группы, вырезать салфеточки для мамы, сделать коробочку младшему брату и т. п. Ребёнку ясна цель этих трудовых процессов, он знает, что полученный им результат будет нужен, кому-то доставит удовольствие.
Например, детям предлагают изготовить из бумаги кубы и призмы, при этом не указывают, для чего их можно будет применять. Дети поняли, что и как надо будет делать, сделали куб, призму, но, не видя, как их можно использовать, оставляют работу.
Но настроение детей резко меняется, когда воспитатель предлагает поиграть в «мастерскую» по изготовлению мебели и в «мебельный магазин». Услышав о том, как легко из кубов и призм можно сделать разнообразную мебель: стулья, шкафы, письменные столы, диваны и т. п., дети оживляются и с увлечением принимаются делать мебель. Если у кого-либо из детей сразу что-то не получалось: то валики у дивана кривые, то размер их не тот, — они терпеливо переделывали, добиваясь высокого качества своей поделки. Играя в «магазин», дети стараются подчеркнуть это. «Купите диван. Посмотрите, какой он прочный, на нем можно сидеть», — говорит Света, усаживая на диван маленькую куклу.
Так работа по поделке игрушек, протекавшая в условиях игры, дала возможность вызвать у детей интерес к трудовому процессу, желание добиваться хорошего результата.
В процессе воспитания у детей правильного отношения к труду применяют разнообразные методы: поощрение детей за старание при выполнении трудового поручения, привлечение внимания коллектива детей к работе старательного, инициативного ребенка: «Смотрите, дети, как Гена и Витя хорошо придумали носить воду: они ведерко несут вместе, а в другой руке у каждого лейка с водой, и нести не тяжело, и воды можно сразу много принести».
Опираясь на игру, воспитатель может убедительно мотивировать задачи, которые он ставит перед ребенком. Дети почти всегда охотно принимают их.
Иногда педагог привлекает игру для закрепления у детей бытовых знаний и трудовых навыков. Игра «Накроем на стол, приготовим сами» позволяет закрепить знания названий блюд, посуды и умения правильно подготовить стол к завтраку, обеду и полднику.