Размещение грибков двух заданных цветов при выборе из четырех

Дидактическая задача. Обучать детей выбирать объекты двух заданных цветов из четырех возможных, закреплять умение сопоставлять разнородные предметы по цвету.

Материал. Четырехцветные столики с грибочками: два двух­цветных столика составляются вместе продольными сторонами. Двадцать грибков четырех цветов перемешиваются произвольно (цв. табл. 9).

Руководство. Для выполнения задания дети объединяются по двое. Воспитатель предлагает каждому ребенку «посадить» грибочки двух цветов. Одни и те же столики поворачиваются различными сторонами. Дети по три-четыре раза выполняют зада­ние с разными сочетаниями цветов. Так, составив столики красного и синего, желтого и зеленого цветов, первому ребенку предлагают разместить красные и синие грибки. После того как он выполнит задание, воспитатель, повернув столики на 90 градусов, дает зада­ние отобрать и разместить красные и зеленые грибки. После очеред­ного поворота столиков еще на 90 градусов перед ребенком ставится задача отобрать грибки желтого и зеленого цвета, и наконец, последний поворот дает ребенку возможность упражняться в груп­пировке и размещении грибков желтого и синего цвета. Второй ребе­нок в это время выполняет задание с предметами зеленого и жел­того, затем желтого и синего, далее синего и красного и в конце красного и зеленого цветов.

Воспитатель вопросами, указаниями помогает детям выполнить задание, самостоятельно исправить ошибки: «У тебя все грибки правильно «посажены»? Посмотри внимательно, что ты сделал неправильно. Не торопись!»

Особое внимание необходимо обратить на способ выполнения задания. Некоторые дети берут по одному предмету в том порядке, в котором они предложены, и размещают объекты в соответствии с их цветом. Этот способ более перспективен, хотя он и более слож­ный, так как дети много раз сравнивают, сопоставляют объекты между собой.

Другие воспитанники отбирают грибочки одного цвета, разме­щают их на соответствующей части столика, затем эту же операцию производят с грибочками другого цвета.

Некоторые дети выполняют задание и первым и вторым способом. Взрослый следит, чтобы дети не мешали друг другу.

Игра-занятие продолжается 10—12 минут и проводится один раз.

ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ

Для детей третьего года жизни предусмотрены задания, в процессе выполнения которых закрепляются умения группировать однородные предметы по величине, форме, цвету. Нередко и груп­пировка, и соотнесение входят в одну игру-занятие.

Задания по сенсорному воспитанию включаются не только в предметную, но и в элементарную продуктивную деятельность — рисование, выкладывание мозаики. Учитывая возросшие возмож­ности детей, им предлагается осуществлять выбор двух разновид­ностей предметов из четырех возможных.

Выполнение заданий на соотнесение разнородных предметов одновременно по величине и форме вполне доступно детям третьего года жизни. Допуская отдельные ошибки, малыш может сам их исправить, если взрослый задает ему вопрос: «Посмотри, что непра­вильно?»

Размещение вкладок разной величины и формы дети осуществля­ют двумя способами. В первом случае отбирают вначале предметы одной разновидности, затем раскладывают по гнездам оставшиеся вкладыши. Этот способ не только более простой, но и более эконо­мичный по временя. Во втором случае дета берут вкладыши подряд и для каждого отыскивают соответствующее гнездо. Желательно, чтобы каждый ребенок научился обоим способам. Дети, не владею­щие вторым способом, в дальнейшем затрудняются в чередовании предметов по тому или иному признаку.

Раскладывая мозаику, ребенок не только учитывает разнообраз­ные сенсорные свойства предметов, но и осуществляет довольно тонкие движения пальцев рук. Еще более сложные движения руки необходимы при выполнении заданий по рисованию.

К концу третьего года жизни у детей накапливается опреде­ленный сенсорный опыт, который используется при рисовании, особенно по замыслу, выкладывании мозаики и т. д.

При проведении игр-занятин воспитатель пользуется краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от вы­полнения заданий. Взрослому не следует требовать от детей обяза­тельного запоминания и самостоятельного употребления названий *Л_ цвета, формы. Важно, чтобы ребенок активно выполнял задания, 7 учитывая эти свойства, так как именно в процессе практической работы происходит накопление представлений о свойствах предме­тов.

Наши рекомендации