Выработка сознательных дифференцированных движений языка
и губ1. Дети произносят следующие слоги и тексты с ними2:
бы — бы — бы — зеленые бобы Слоги произносятся
пи — пи — пи — яблоки купи перед зеркалом3.
би — би — бы — топором руби Внимание детей об-
пе — пе — пе — соринки в крупе ращается на то, что
па — па — па — мелкая крупа при произношении
ба — ба — ба — вот стоит изба звуков п, бгубы
бу — бу — бу — белки на дубу плотно сжаты.
Далее дети произносят слова папа, быль, бабушка, боба, бык, ау, оса, Маша и отмечают, при произнесении каких слов губы плотно сжимаются (сначала под контролем зрения, а затем только на основании ощущений с речедвигательного анализатора).
В дальнейшем дети рассматривают картинки, называют их и выделяют те слова, при произнесении которых губы плотно сжимаются.
Примерные названия картинок: мышка, мяч, пуговица, белка, перо, арбуз, автобус, аист, ежи, ель и т.д.
В таком же плане прорабатываются язычные звуки:
та — та — та — горячая плита Слоги и слова про-
да — да — да — в баке вода износятся перед зер-
ту — ту — ту — улицу мету калом.
ду —ду —ду —домой иду Внимание детей фик-
ты — ты — ты — зеленые кусты сируется на положе
ны — ды— ды — вышли из воды нии кончика языка.
Дети произносят слова нос, Надя, ах, Таня, ох, даже, это, на, так, такси, норма, ау и отмечают, при произнесении каких слов язык поднимается вверх и прижимается к зубам. В случае затруднений привлекается зрительное восприятие. Далее повторяются слоги с губными и язычными звуками (б, п, д, т, я).
После этого предлагаем детям картинки: мишка, палка, бегемот, машина, танк, тапки, нож, носки, нос. Они называют картинки и отмечают, при произнесении каких слов язык поднимается и ударяется за зубами, а когда губы сомкнуты.
Затем дети произносят предложения со звуками д, т, н, м, б, п и находят в этих предложениях слова, при произнесении которых губы
1 Последовательность выработки дифференцировок определяется закономерностью
формирования их в процессе онтогенеза.
2 Эти и другие приведенные далее тексты заимствованы нами (Мелехова Л. В.,
Фомичева М. Ф. Речь дошкольника и ее исправление. — М., 1967).
3 Работа над согласными звуками проводится на фоне слога, т.е. слог не разделяется
на составные части.
сомкнуты, и слова, при произнесении которых язык ударяется за зубами. Например: Даша ест дыню. Поля поймала бабочку. Бобик принес Боре палку. Маша мыла Милу1.
Выработка сознательных дифференцированных движений языка (подъема кончика языка, передней или задней части спинки языка) для смыкания с различными участками неба.Педагог предлагает детям произнести слоги и текст со звуками та-да-ра. Дети вспоминают ^отвечают, что при произнесении этих звуков кончик языка поднимается вверх.
Затем произносятся слоги и тексты со звуками к, г:
ка — ка — ка — белая му-ка га — га — га — зеленые луга ки — ки — ки — вот идут бы-ки |
или та— та да — да |
Положение языка (язык лежит во рту горбиком) фиксируется с помощью зрения.
ка — ка га — га |
та — ка да — га |
Положение языка сравнивается. При затруднениях используется зеркало.
При произнесении слов (первых звуков в словах) дети отмечают положение языка: к-люч, г-рач, к-ласс, к-люв, к-лубок, х-лопок, х-леб, к-лей, г-лаз, г-лина, г-нездо, к-нопка, к-лык, к-нига. Слова проговариваются с очень тщательным артикулированием первых двух звуков, так как при этом отрабатываются дифференцированные движения кончика языка и его спинки.
Для выработки дифференцированных движений кончика и передней части спинки языка сравнивается положение языка при произнесении звуков:
т — т —т —т — д —д — д — д Дети замечают, что язык
л — л — л — л — я— я— я— янаходится у верхних зубов.
ть — ть — ть — дь — дь — дь Отмечается, что кончик
ль — ль — ль — нь — нь — нь языка находится у нижних
зубов. Положение кончика языка фиксируется зрительно.
Дети опускают кончик языка вниз и произносят: те — те — те — сидели в тепло-те ти — ти — ти — ты домой и-ди
1 Для облегчения задачи слова подбирали таким образом, чтобы нужные артикулемы находились в начале слова.
де — де — де — не сиди в во-де
ли — ли — ли — воду мы нес-ли
Затем поднимают язык вверх и произносят: дым, дырка, дышать, лыжи, нож. Опускают язык вниз и повторяют: день, Дима, Нина, тень, люди, дядя, тетя, небо, дети.
Далее необходимо выработать дифференцированные движения языка для образования фрикации, однако для этого ребенок должен сначала почувствовать разницу в положении артикуляторных органов при образовании смычных и фрикативных звуков. Поэтому следующим разделом работы является:
Выработка дифференцированных движений губ и языка при различных способах образования звуков (дифференциация смычки и фрикации). При этом берутся сначала более грубые дифференциров-ки — сравнение смычных звуков и звуков свободного прохода. Наиболее контрастными в этом плане являются звуки т, д, н и а, э.
д — д — д н — н — я |
т — т — т Дети произносят звуки и отмечают, что
при произнесении кончик языка находится за верхними зубами.
Затем предлагается повторить слова: Таня, дом, нос, дым, Надя и сказать, где находится язык, когда начинаем произносить эти слова. Затем следующие звуки:
а — а — а — а |
Внимание фиксируется на том, что язык лежит во рту и не поднимается. В качестве опоры также используется зрительное восприятие.
Следующие звуки: н-н-н — а-а-а д-д-д — а-а-а т-гп-ш — а-а-а |
Положение языка все время сравнивается. Дети самостоятельно (уже без зеркала) отмечают положение языка (поднят вверх или лежит внизу).
Затем произносят слова тазик, танк, тапки, давно, дыня, аист, аи, Аня, Ася и отмечают, при произнесении каких слов язык приподнят или опущен.
Последующая работа проводится по выработке более тонких диф-ференцировок (дифференциация смычки и фрикации) на примере произношения звуков в-б, п-ф, а также ть-с, т-ш. Для этого дети называют (самостоятельно подбирают) слова, при произнесении которых губы сжимаются (м, п, б).
Следующие звуки дети произносят по подражанию — б (с резким взрывом), а затем в (звук произносился протяжно), так же произносятся звуки п (быстро), ф (протяжно).
Положение губ фиксируется с помощью зеркала и отмечается*, что при произнесении п, б, м губы сжаты, а при произнесении ф, в — «улыбаются».
При произнесении слов бабушка, Фаня, папа, мама, Валя, Боря, Витя, Вова производится их дифференциация по указанным артикуляционным признакам.
Выработка сознательных дифференцированных движений языка (кончика и спинки) для образования фрикации проводится при сопоставлении произношений шипящих и свистящих звуков. Например:
са — са — са — вот лежит оса, Фиксируется положе-
зу — зу — зу — мы несем козу ние кончика языка.
за — за — за — вот идет коза
су —су — су — мы видели лису
Фиксируется положение кончика языка. |
ша — ша — ша — у меня лапша шо — шо — шо — летом хорошо
Логопед предлагает детям повторить слова и сказать, при произнесении каких слов язычок поднят, при произнесении каких — опущен: шапка, шалун, шарф, санки, сад, сахар и т.д.
Среди предложенных картинок нужно выбрать слова с данными ар-тикулемами.
Выработка дифференцированных движений губ и языка для образования йебно-язычной и губно-губной фрикации. Эта работа проводится в аналогичном плане на примере произношения звуков: с-з, ш-ф, з-в, ж-в.
Опора на отработанные таким образом ощущения с речедвигатель-ного анализатора облегчит детям процесс вычленения звуков (особенно находящихся в начале слова) из речи.
Напомним, что на первом этапе коррекции у детей формировали кинестетический анализ на практическом уровне, проговаривая указанные слоги в четверостишиях под контролем зрения.
Для закрепления навыка вычленения звука из слов с опорой на указанные отработанные признаки проводятся различные тренировочные упражнения с использованием ранее пройденного лексического и грамматического материала. Приводим в качестве иллюстрации образцы использования этого материала:
а) определить, в названиях каких предметов (овощей, мебели, фруктов* транспорта и тл.) слышится заданный звук;
0) определить первый и последний звук в названных педагогом словах;
в) запомнить только те слова, произнесенные педагогом, которые начинаются или заканчиваются заданным звуком, отобрав соответствующие картинки;
г) выделить из предложения слова с заданным звуком;
д) определить общий звук в словах. Для этого использовались слова
с однотипными грамматическими морфемами, например: пишу—иду,
несу—лежу; столы—тигры—слоны—лампы; белку—лису—
елку—кошку; играл—читал—пел—ел—смотрел; играла—чита
ла—пела и т.д.; в реке — в море — в норе — в дупле; пришел, при
ехал, принес, привел; влетает, входит, вносит, вписывает и т.д.;
е) определить неправильно названные слова и сделанные в них
ошибки в процессе чтения педагогом специально подобранных тек
стов типа: Мальчик ловит рыбу «уточкой». На деревьях распу
стились «бочки», У Иры длинная «коза» и т.д.
В результате этих упражнений отрабатывается наиболее элементарная форма анализа — определение наличия согласного звука и некоторых гласных в слове, а также анализ открытого слога (операция определения гласного, находящегося в конце слова, формировалась ранее в процессе вычленения морфем).