Конфликт-ситуация столкновения потребностей,интересов,целей

В основе конфликтов- различия как объективного ,так и субъективного характера.

Осознание ресурсности этих различий-основная стратегия управления конфликтом.

На тактическом уровне работа сводится к совместному переходу от позиции» мы друг против друга» к позиции» мы вместе против проблемы».

Для этого:

1. закон переводчика-« Дайте мне пожалуйста еще» или « спасибо, мне больше не нужно»;

2. запрет на стратегии» бегство» и» атака»;

Полное информирование;

4. интенсивная подача 4 базовых сигналов:

Ты значим;

Я значим;

Я готов к сотрудничеству;

Я воспринимаю тебя как хорошего партнера.

Агрессор — это человек, который находится всегда в состоянии дискомфорта, не видит или не верит в возможности выхода из «минус» ситуации. Рассматривает вас как потенциальный источник опасности или сохранение нежелательной ситуации.

Шаги:

  1. Подчеркнуть отсутствие ответной агрессии, продемонстрировать свою симпатию к партнеру.
  2. Указать на возможность изменения ситуации в лучшую сторону, подчеркнув естественность и типичность данного состояния и поведения партнера.
  3. Указать на симпатию к его самостоятельности, решительности , независимости и т.д.
  4. Спросить, какие конкретные шаги мы должны сделать для того, чтобы к обоюдному удовольствию закончить процесс общения.

На всех этапах:

  1. помнить, что данное поведение характеризует его, а не вас (это его проблемы).
  2. Отойти с линии атаки и направить вектор его действий в безопасном для вас направлении.
  3. Помнить, что он таков со всеми.

Д/з: Неудача, обида, болезнь и в конечном итоге — смерть поджидают нас в точках нашей жесткости (там, где у нас не хватает способностей к вариативному поведению). Отследить точки собственной жесткости, особенно в контактах с другими людьми и самим собой, и подумать над возможными методами их устранения.

Подсказка — самый короткий путь поиска точек жесткости — лист бумаги — написать два столбика - «Я всегда», «Я никогда».

III. Метанавыки— как правило, универсальные качества и технологии, позволяющие успешно взаимодействовать с любыми объектами, т.е., не привязанные к какой-либо конкретной сфере деятельности.

1. Системное мышление.

2. Информационный обмен — способность эффективно принимать, перерабатывать, хранить и передавать информацию.

3. Установление коммуникаций — полноценного взаимодействия системы связи, отношений с объектом деятельности.

4. Получение результативной обратной связи.

5. Высокая степень контакта с самим собой, доступ к внутренним ресурсам.

6. Гибкость, пластичность, способность к многообразию реакций и быстрой их смене (вариативность, способность легко изменять все характеристики собственной личности — мысли, убеждения, привычки, эмоции).

7. Способность к выдвижению альтернатив, поисковая активность, развитость механизма анализа ситуации и принятие решения.

8. Способность к сравнению, выделение наиболее значимых характеристик, процессов и явлений, моделирование.

Информационный обмен.

Неэффективная стратегия передачи информации — как делают все и как делать не надо.

  1. передача информационного сообщения (скрытая команда).
  2. Повторение сообщения (команды).
  3. Усиление сигнала (увеличение громкости).
  4. Попытка устранить конкурирующие информационные каналы.
  5. Снижение оценки партнера.
  6. Раздражение, агрессия.
  7. Смена сообщения (подмена, изменение цели).
  8. Разрыв связи, отношений.

Самое смешное или трагическое — что наш партнер все шаги (начиная со2го) ,как правило,воспринимает как агрессию.

Технология эффективного приема информации:

1. Сформировать информационный запрос.

2. Установить контакт и показать свой интерес к собеседнику.

3. Создание комфорта, отключение других источников информации.

4. Обозначить для партнера свой информационный запрос.

5. Сосредоточенность, концентрация внимания, эмоциональная стабилизация.

6. Дать понять партнеру какой способ передачи информации наиболее удобный.

7. Попросить партнера выделить главное.

8. Уточнить, правильно ли вы поняли, то что главное.

9. Структурировать информацию и записать ее во всех возможных формах — зрительные образы, звуковую картинку.

10. Определение всех примеров, подтверждающих и опровергающих эту информацию в разных сферах деятельности, включение ассоциативного мышления.

11. Поблагодарить за информацию, дать понять, что она принята.

12. Определить возможные способы передачи информации.

Тема: Типология и диагностика — анализ себя и партнера.

«Мысль, также как и парашют,

лучше всего работает тогда,

когда она открыта.»

«Главное не то, что жизнь сделала с нами,

а то, что мы сделали с тем , что она из нас сделала.»

Современный информационный подход (а именно он доминирует сегодня в психологии) предполагает, что наиболее достоверные знания о человеке и прогноз его поведения дает анализ четырех основных факторов:

  1. банк информации (неосознаваемый)
  2. банк информации (осознаваемый — опыт, мысли, прочитанные книги), центром его являются прежде всего управляющие убеждения.
  3. внешние каналы информации — где, с кем, когда, в какой форме.
  4. внутренние коммуникации — доступ к себе, контакт с самим собой.

наши слова, действия, предпочтения — это, во всех случаях, одновременно:

 предъявление правил игры, осознанное или ,чаще, неосознанное заявление о себе,

самопрезентация по отношению к конкретному или воображаемому партнеру;

 проявление неосознанных комплексов и ,прежде всего, страха.

 слепок культурных стереотипов, портрет постоянной сферы общения, прежде всего родительской среды.

Задача оценки партнера традиционно являлась главной задачей в любых процессах совместной деятельности и основы психологии как науки, а также первые этапы ее истории естественно связаны с решением этой задачи.

Во всех этих случаях доминирующая схема выглядела следующим образом:

1.Простые признаки, приметы - внешность, дата рождения, имя.

2. Характеристики - устойчивые, повторяющиеся.

3. Тип личности.

4. Способы воздействия.

5. Цель контакта.

Но данный подход столкнулся с непреодолимыми трудностями:

1. Наше поведение не является жестко закрепленной однозначно измеряемой величиной, а меняется в достаточно широком диапазоне.

2. Практически невозможно определить какой из факторов определяющих личность и тем более простых признаков является более значимым и тем более каким окажется вектор результирующий всю сумму факторов.

3. Наше поведение, особенно в контакте с партнером по большей части является отражением направленных на нас ожиданий.

· Люди, ожидающие от других плохого, всегда оказываются правы.

· Ад предназначен для тех, кто верит в него.

4. Нас интересует со стороны партнера не его типичная среднестатистическая реакция, а уникальная индивидуализированная — отношение именно к нам.

ü Поэтому в современной психологии все в большей степени происходит отход от традиционной схемы и вместо выделения типов, предпочитают находить наиболее значимые шкалы, описывающие поведение личности и в дальнейшем отслеживать, измерять изменения по этим шкалам, приближающие и отдаляющие нас по отношению к целям нашей деятельности. То есть- соединение напрямую блоков 1 и 5.

Наши рекомендации