Закономерности процесса воспитания
Сфера действия общих закономерностей распространяется на всю систему процесса воспитания. Общие закономерности выражают устойчивые связи между важнейшими, наиболее крупными компонентами данного процесса. Закономерности, определяющие связи в отдельных компонентах системы, называются частными (конкретными). Воспитательный процесс как часть более общего педагогического процесса подчиняется закономерностям последнего. Кроме того, в нем проявляются и связи, характерные для еще более общих систем – развития и формирования, что говорит об огромной сложности и многогранности изучаемого процесса. Естественно, закономерности, которые будут проанализированы, не отражают всех связей; они лишь малая часть пронизывающих систему зависимостей.
Для практики воспитания важнее всего связать закономерными отношениями эффективность (продуктивность) воспитательного процесса с его компонентами, оказывающими наибольшее влияние на качество воспитания. Эффективность воспитания зависит:
1.От сложившихся воспитательных отношений. Воздействие на личность осуществляется через ее отношение ко всему окружающему, в том числе и к педагогическим влияниям. В ходе воспитательного процесса постепенно формируются взгляды воспитанников, их жизненная позиция, мотивы поведения – весь тот комплекс причин и условий, который называется отношением к воспитанию. Сформировавшись, оно определяет уровень и эффективность педагогического взаимодействия, оказывает огромное влияние на ход и результаты воспитания.
2.От соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть. Понятие «организация» включает в себя всю совокупность воздействий, отношений, условий, форм и методов работы. В воспитательном процессе организуются также специальные воздействия, нейтрализующие, а часто и пресекающие негативное поведение воспитанников.
3.От соответствия социальной практики и характера (направленности, содержания) воспитательного влияния на воспитанников. Воспитательный процесс сопровождается тем, что человек мыслит и действует, получает знания и приобретает практический опыт, усваивает нормы и правила социального поведения и тут же проверяет их на практике.
4.От совокупного действия объективных и субъективных факторов. К субъективным факторам, как известно, относятся, воспитатели и воспитанники, взаимодействия между ними, сложившиеся отношения, психологический климат и др. Объективные факторы выражаются через условия воспитания (материально-технические, социальные, санитарно-гигиенические и др.).
5.От интенсивности воспитания и самовоспитания. Самовоспитание – это деятельность человека, направленная на самосовершенствование своей личности. Самовоспитание непосредственно зависит от содержания жизни воспитанников, их интересов, отношений, характерных для того или иного возраста; сопутствует воспитанию и в то же время становится его результатом
6.От активности его участников в педагогическом взаимодействии. Степень активности участников воспитательного процесса может быть разной, и она находится в прямо пропорциональной зависимости с эффективностью этого процесса.
7.От эффективности сопутствующих ему процессов – развития и обучения. Развитие личности выражается в качественном изменении психологической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, черт характера. Из общей теории управления известно, что если два процесса осуществляются в неразрывном единстве, то снижение или повышение эффективности одного из них немедленно сказывается на втором. Воспитание улучшает развитие, развитие прокладывает путь более успешному воспитанию. Если эти связи нарушаются, то возникают серьезные затруднения, которые самым неблагоприятным образом отражаются и на развитии, и на обучении, и на воспитании личности.
8.От качества воспитательного воздействия. Педагогическое воздействие воспитателей на воспитанников предполагает целеустремленную организацию их деятельности, общения, систематического и планомерного развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер.
9. От интенсивности воздействия на внутреннюю сферу воспитанника. Понятием «внутренняя сфера» обозначается система мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта личности, рассматриваемая как целостное образование. Влияние окружения, преломляясь через опыт, через потребности личности, становится ее приобретением. Именно в воспитательном процессе внешние влияния трансформируются во внутренние достижения воспитанника и, если влияния достаточно сильны, отвечают потребностям личности; если они вызывают активность самого воспитанника, то трансформация целей в мотивы самой личности происходит значительно легче и быстрее.
10. От сочетания педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов воспитания. В воспитательном процессе дает о себе знать закон неравномерности развития. Практика показывает, интеллектуальный потенциал воспитанника чаще всего не совпадает с вербальными речевыми и двигательными, сенсомоторными параметрами развития. Вот почему мы и становимся свидетелями того, как воспитанник легко и свободно оперирующий теоретическими познаниями, бывает неловок и неуклюж, выполняя элементарные практические действия, простейшие трудовые операции, физические упражнения, не ощущает красоты окружающего его мира.
11. От интенсивности и качества взаимоотношений (общения) между самими воспитанниками. Взаимовоспитание влияет на становление личности именно потому, что сверстники и друзья воспитывают друг друга. В этом случае цели и содержание воспитания не только лучше понимаются, но и принимаются часто некритически и сразу. «С кем поведешься, от того и наберешься», – гласит народная мудрость, подтверждающая эту закономерность.