Условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
Департамент образования и науки Кемеровской области
государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж»
(ГОУ СПО КемГППК)
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ
И СЕРТИФИКАЦИЯ
Кемерово 2013
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 051001 Профессиональное обучение (отрасль 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений)
Организация-разработчик: ГОУ СПО Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж
Разработчик:
Шартынова Евгения Сергеевна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Рекомендована экспертным советом по профессиональному образованию Кемеровской области
Протокол № __________
от «______»__________20____г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
3. условия реализации учебной дисциплины | |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
1. паспор ПРОГРАММЫ УЧЕБНой дисциплины
Область применения программы учебной дисциплины
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 051001 Профессиональное обучение (отрасль Строительство и эксплуатация зданий и сооружений).
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (переподготовка и курсы повышения квалификации –управление качеством, делопроизводство и архиведение, педагогические основы деятельности мастера производственного обучения, информационные технологии в учебной и профессиональной деятельности, профессиональное обучение), а также для профессиональной подготовки по очной, очно-заочной, заочной формы и в форме экстерната в рамках реализации программ в учреждениях СПО.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина входит в профессиональный цикл ОПОП в раздел общепрофессиональные дисциплины (ОП.06. Стандартизация и сертификация).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
осуществлять перевод физических величин из одной системы в другую;
осуществлять поиск необходимой нормативной документации и использовать ее при решении профессиональных задач;
применять стандарты при составлении технической документации.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные и производные единицы международной системы СИ;
основные понятия, термины и определения в области метрологии, стандартизации и сертификации;
виды нормативной документации, порядок разработки, внедрения и обновления нормативной документации;
правила, схемы и порядок проведения сертификации продукции, работ и услуг;
Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 62часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 42 часа;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
практические занятия | |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: - решение задач; - работа с конспектом, учебной литературой, Интернет ресурсами. | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
Раздел 1 МЕТРОЛОГИЯ | ||||
Тема 1.1 Основные понятия метрологии | Содержание учебного материала: | |||
Основные понятия метрологии. Метрология, как наука о методах и средствах достижения единства измерений. | ||||
Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). | ||||
Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» | ||||
Государственные стандарты системы ГСИ. Виды измерений. Шкалы измерений. Условные шкалы. Шкалы отношений и шкалы интервалов. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Законспектировать основные понятия в области и видах измерений. Составить таблицу классификации физических величин, области и виды измерений. | ||||
Тема 1.2 Единицы физических величин | Содержание учебного материала: | |||
История создания системы СИ. Физическая величина. Единица физической величины. Истинное и действительное значение физической величины. | ||||
Система физических величин. Основные, дополнительные и производные единицы СИ. Внесистемные единицы. Множители единиц. | ||||
Тема 1.3 Измерение физических величин | Содержание учебного материала: | |||
Классификация методов измерений. Прямые измерения. Метод сравнения с мерой. Косвенные измерения. Совместные измерения. Классификация средств измерений. Меры. | ||||
Измерительные преобразователи. Измерительные приборы. Измерительные установки. Измерительные системы. Факторы, влияющие на результат измерения. Классификация средств измерения по условиям эксплуатации | ||||
Практическая работа №1 Составить таблицы соотношения между различными единицами (площади, объема, плотности) | ||||
Тема 1.4 Эталоны единиц физических величин и поверка средств измерений | Содержание учебного материала: | |||
Виды эталонов. Первичный и вторичный эталон. Эталон сравнения. Рабочий эталон. Исходный эталон. Эталонная база России. | ||||
Поверка средств измерений. Поверочная схема. Государственная и локальная поверочная схема. Виды поверки. Первичная поверка. Периодическая поверка. Внеочередная поверка. Инспекционная поверка. Калибровка средств измерений. | ||||
Самостоятельная работа обучающегося: Сделать презентацию на тему: «Эталоны единиц физических величин». | ||||
Тема 1.5. Государственная метрологическая служба и международные организации по стандартизации | Содержание учебного материала: | |||
Состав государственной метрологической службы (ГМС). Функции Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Функции органов ГМС. Метрологические службы юридических лиц. Научные метрологические центры. | ||||
Международные метрологические организации. Международное бюро мер и весов (МБМВ). Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ). Организация сотрудничества государственных метрологических учреждений стран Центральной и Восточной Европы (КООМЕТ). | ||||
Самостоятельная работа обучающегося: Законспектировать основные компетенции ГМС, состав ГМС. | ||||
Тема 1.6. Государственный метрологический контроль и надзор | Содержание учебного материала: | |||
Виды государственного метрологического контроля. | ||||
Утверждение типа средств измерений. Государственный метрологический надзор (ГМН). Виды Государственного метрологического надзора Сферы распространения ГМН. | ||||
Права государственного инспектора. Ответственность за нарушение метрологических правил. | ||||
Раздел 2 Стандартизация | ||||
Тема 2.1. Сущность стандартизации | Содержание учебного материала: | |||
Определение понятия «стандартизация». Объекты стандартизации. Основные цели стандартизации. Принципы стандартизации. | ||||
Комплексная стандартизация. Определение понятия «стандарт». | ||||
Самостоятельная работа обучающегося: Законспектировать цели стандартизации, принципы стандартизации согласно закона «О стандартизации» | ||||
Тема 2.2 Методы стандартизации | Содержание учебного материала: | |||
Стандартизация параметров. Параметр продукции. Параметрический ряд. Система предпочтительных чисел. Ряды предпочтительных чисел. Нормальные линейные размеры. | ||||
Классификация. Классификатор. Ранжирование. Селекция и симплификация. Типизация. Унификация. Агрегатирование. | ||||
Самостоятельная работа обучающегося: Подготовка докладов на тему: Методы стандартизации: основные понятия. Параметрическая стандартизация и параметрические ряды. Унификация. Агрегатирование. | ||||
Тема 2.3. Документы по стандартизации | Содержание учебного материала: | |||
Нормативные документы I уровня Нормативные документы II уровня Нормативные документы III уровня Нормативные документы IV уровня Другие документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие обязательные требования к продукции, проектированию, производству и т.д. Порядок разработки, утверждения, внесения изменений, пересмотра и отмены стандартов. | ||||
Самостоятельная работа обучающегося: Подготовить презентацию на тему: Документы в области стандартизации. | ||||
Тема 2.4. Общетехнические системы государственных стандартов | Содержание учебного материала: | |||
Понятие о системах стандартов. Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Система стандартов безопасности при чрезвычайных ситуациях (БЧС). | ||||
Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации ЕСКК ТЭСИ. Система проектной документации в строительстве (СПДС) Единая система программной документации (ЕСПД). | ||||
Практическая работа № 2 Изучить основные положения ГОСТ 2. 105 – 95 ЕСКД «Общие требования к текстовым документам». Оформить технический текст, содержащий формулы, таблицы, и иллюстрации. | ||||
Тема 2.5 Национальная система стандартизации РФ | Содержание учебного материала: | |||
Понятие о техническом регулировании. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии РФ, его структура и функции в области стандартизации | ||||
Научно-исследовательские институты. Территориальные органы Федерального агентства – центры стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ). Технические комитеты (ТК) по стандартизации. | ||||
Службы стандартизации предприятий и организаций. Порядок проведения нормоконтроля технической документации. | ||||
Практическая работа №3 Разработать и произвести нормоконтроль технической документации. | ||||
Тема 2.7 Международные и региональные организации по стандартизации | Содержание учебного материала: | |||
Международная организация по стандартизации (ИСО). Технические комитеты. Комитет по оценке соответствия продукции стандартам (КАСКО). | ||||
Комитет по защите интересов потребителей (КОПОЛКО). Международная электротехническая комиссия (МЭК). Применение международных и региональных стандартов в России. | ||||
Раздел 3 Сертификация | ||||
Тема 3.1 Сущность сертификации. | Содержание учебного материала: | |||
Сущность сертификации. Основные понятия по сертификации (сертификация, сертификат соответствия, декларация о соответствии, знак обращения на рынке, схемы сертификации). | ||||
Цели сертификации. Принципы сертификации. Законодательная база сертификации: «Закон о техническом регулировании», «О защите прав потребителей». | ||||
Самостоятельная работа обучающегося: Законспектировать основные понятия сертификации | ||||
Тема 3.2 Сертификация продукции | Содержание учебного материала: | |||
Обязанности изготовителей в области производства и реализации качественной продукции и ее сертификации. Виды мер безопасности, устанавливаемые техническим регламентом. | ||||
Обязательная сертификация. Нормативная база обязательной сертификации. Объекты, подлежащие обязательной сертификации. | ||||
Добровольная сертификация. Декларирование соответствия. Схемы декларирования соответствия. Порядок принятия декларации о соответствии. Порядок проведения сертификации продукции. | ||||
Самостоятельная работа обучающегося: Подготовить доклады на тему: Обязательная сертификация, Добровольная сертификация, Декларирование соответствия. | ||||
Тема 3.3 Схемы сертификации | Содержание учебного материала: | |||
Российские схемы сертификации продукции и условия применения различных схем. | ||||
Порядок испытания продукции в аккредитованных испытательных лабораториях, проверка производства и контроль сертифицированной продукции после выдачи сертификата в различных схемах. | ||||
Практическая работа №4 Выбрать схемы сертификации и оформить заявку на сертификацию | ||||
Тема 3.4 Системы сертификации | Содержание учебного материала: | |||
Состав системы сертификации. Функции Центрального органа системы сертификации, органов по сертификации, испытательных лабораторий и комиссии по апелляции. | ||||
Требования к испытательным лабораториям и их аккредитация. Система сертификации однородной продукции. Государственный контроль и надзор в области сертификации. | ||||
Всего |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины