Квалификационные требования к аниматору
Одна из главных проблем, стоящих перед предприятиями сферы обслуживания, где объектом является человек и удовлетворение его потребностей, это эффективная организация труда занятых работников и уровень их квалификации.
Прежде всего, необходимо отметить, что тураниматор непременно должен обладать следующими качествами личности: коммуникабельность, качество прирожденного лидера, терпеливостью, ответственностью, интеллигентностью, а также иметь актерские задатки.
Труд аниматора, если различать его по продукту, будет конструирующим новые идеальные продукты труда (программы), новые технологии обслуживания населения, следовательно, его следует отнести к непроизводственной сфере человеческой деятельности (табл.3.2).
Таблица 3.2.
Трудограмма тураниматора
Составляющие трудограммы | Описание труда тураниматора |
Предназначение профессии, ее роль в обществе | Организация досуга, создание и реализация досуговых программ |
Распространенность профессии (типичные для данной профессии учреждения) | Гостиницы, турбазы и туркомплексы, летние и зимние лагеря отдыха, туроператорские фирмы, бюро путешествий и экскурсий, станции юных туристов, турклубы и т.д. |
Предмет труда | Человек |
Профессиональные знания | Обозначено в квалификационных требованиях |
Профессиональные умения | Обозначено в квалификационных требованиях |
Средства труда | Компьютеры с банком типовых сценариев, программ; спецоборудование (для спортивного туризма, для зрелищных мероприятий и пр.) |
Условия труда | Различные в зависимости от направлений деятельности (например, во время экскурсий - в помещении, в транспорте, на открытых площадках и т.д.) Однако в зависимости от вида, вся тураниматорская деятельность проходит в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей. |
Организация труда | Составление и реализация досуговых программ, организация и проведение досуговых мероприятий, создание банка типовых сценариев и программ. |
Продукт труда (или его результат) | Индивидуальные или групповые программы отдыха, которые будут полностью удовлетворять запросы потребителя, что и является критерием его оценки |
Возможные уровни профессионализма и квалификационные разряды | 1 уровень - функционеры анимационных мероприятий (экскурсоводы, групповоды, проводники, инструкторы по видам спортивного самодеятельного туризма, методисты и т.п.). Функционеры проводят мероприятия, запланированные в программе. 2 уровень - организаторы туристских мероприятий (слетов, походов, экскурсий, поездок, сборов, эстафет) составляют сценарии проведения данных мероприятий, планируют комплекс услуг, связанных с их проведением. 3 уровень - менеджеры-специалисты осуществляют управление тураниматорской деятельностью турпредприятия, составляют комплексные анимационные программы. |
Права представителей данной профессии: психологическая и социальная безопасность, наличие благоприятного микроклимата в профессиональной среде, социальные гарантии, размеры оплаты труда и отпуска и т.д. | Будут формироваться в процессе поступлений данных специалистов на рынок труда. Скорее всего, труд высококвалифицированных специалистов на рынок труда. Скорее всего, труд высококвалифицированных специалистов в данной отрасли будет хорошо оплачиваемым, поскольку требует большого напряжения сил и энергии, вовлечения творческого потенциала, сопряжен с высокой ответственностью за жизнь и здоровье людей, ненормированным рабочим днем. Особая нагрузка будет приходиться на туристские сезоны, поэтому отпуск у такого специалиста должен планироваться на межсезонье. |
Обязанности представителя данной профессии | Соблюдение профессиональных этических норм, выполнение должностных функциональных обязанностей. |
Позитивное влияние данной профессии на человека | В данной профессии могут быть в полной мере реализованы творческие и организаторские способности. |
Негативные стороны профессии | На этапе зарождения данной профессии тураниматорами предстоит еще только формирование интеллектуальной базы: банка типовых сценариев и программ, описание методов и форм работы с отдыхающими, обобщение отечественного и зарубежного опыта в организации досуговой деятельности. |
Если же рассматривать труд тураниматора с точки зрения содержания, то это свободный, творческий труд, требующий высокой квалификации и знаний, о чем свидетельствует модель специалиста по туранимации, включающая в себя основные виды профессиональной деятельности, необходимые качества личности и основные квалификационные требования к специалистам данной отрасли (табл.3.3).
Таблица 3.3.
Модель специалиста по туранимации
Виды профессиональной деятельности | Качества личности | Специальные знания и умения для каждого вида деятельности (квалификационные требования) |
Самодеятельная спортивно-туристская деятельность | Находчивость, наблюдательность, качества прирожденного лидера | Знания: -отечественного и зарубежного опыта спортивного туризма; -организационной структуры профессиональной деятельности в сфере спортивного туризма; -методы и средства проведения методической работы в области спортивного туризма. Умения: -организовать спортивно-туристскую деятельность; -применять в профессиональной деятельности новейшие достижения в данной отрасли, а также современные средства и оборудование; -разрабатывать туристские досуговые программы и маршруты. |
Физкультурно-оздоровительная деятельность | Физическая тренированность, ловкость, | Знания: -отечественного и зарубежного опыта массовой оздоровительной работы; -организационную структуру профессиональной деятельности; -методы и средства организации физкультурно-оздоровительной деятельности. Умения: -организовать физкультурно-оздоровительную деятельность; -с позиций современных достижений психолого-педагогической науки и передовой практики разрабатывать индивидуальные и групповые физкультурно-оздоровительные досуговые программы для населения. |
Зрелищно-развлекательная деятельность | Коммуникабельность, артистизм, эмоциональность | Знания: -туранимации, основ театрального искусства, режиссуры, и др. специальных дисциплин; -организационной структуры профессиональной деятельности; умения: -организовать зрелищно-развлекательные мероприятия; -применять на практике знания по рекреалогии, валеологии, туранимации; -разрабатывать и реализовывать зрелищно-развлекательные программы для населения. |
Познавательно-экскурсионная и обучающая анимационная деятельность | память, эстетический вкус, интеллект | Знания: -по истории мировой и художественной культуры; -по экскурсоведению, религиоведению и краеведению; -организационной структуры и содержания профессиональной деятельности в сфере экскурсионного туризма и музейной деятельности. умения: -определять общие и конкретные цели и задачи экскурсионной деятельности как составной части гармоничного развития личности; -осуществлять агентско-операторскую и методико-экскурсионную деятельность; -проводить маркетинговые исследования; -конструировать циклы музейно-экскурсионного обслуживания; -программировать туристско-экскурсионную деятельность. |
Контрольные вопросы к главе 3
1. Что входит в управляемую подсистему (объект управления) в менеджменте гостиничной анимации?
2. На основе чего изучается потребительский интерес гостей к гостиничной анимации?
3. Каким образом обычно классифицируются туристы по потребительским интересам?
4. Расскажите о предпочтительных формах анимационной работы с разными возрастными группами отдыхающих.
5. Как разделяются туристы по своему отношению к проведению досуга?
6. Расскажите каким образом учитываются национальные особенности туристов при составлении анимационных программ.
7. Попробуйте составить этнический портрет различных народов: белорусов, украинцев, татар, казахов и т.д.
8. Что включает в себя материально-техническая база для реализации анимационных программ?
9. Дайте классификацию анимационных программ в зависимости от компонент здоровья гостя, которое восстанавливается при анимационном воздействии.
10. Охарактеризуйте каждый вид анимационных программ.
11. Каких целей стремятся достичь при разработке анимационных программ?
12. От чего зависит объем и качество анимационных программ, осуществляемых в отеле?
13. Назовите общие требования, предъявляемые к аниматорам отеля.
14. Что входит в спектр задач аниматоров?
15. Что является предметом труда, средствами труда, условиями труда и продуктом труда аниматоров?
16. Назовите специальные знания аниматора при проведении различных видов анимационных программ.