Проведение практикантами пробных уроков
Говоря о подготовке к пробному уроку, мы частично уже касались и проведения уроков студентами.
Урок– это радости и огорчения, сомнения и открытия. Урок – это совместная деятельность учителя и учащихся, сотворчество, совместный поиск истины.
Мастера педагогического труда достигают блестящих результатов именно потому, что они систематически повышают свой профессиональный уровень и заблаговременно продумывают и упорно изучают весь свой курс в целом, а затем уже заранее и тщательно готовятся к каждому уроку.
Молодому учителю, только что окончившему университет, с первых же дней его самостоятельной работы в школе придётся сразу давать несколько уроков подряд в один день, — да притом ещё в разных классах.
Введение студентов в многообразную жизнь школы, всестороннее изучение учащихся, лучшего опыта учителей и классных руководителей — всё это — только подготовка к основной части педагогической практики, к непосредственному проведению студентами пробных уроков и внеклассной работы.
На подготовку студентов к этой ответственной работе во время практики должно быть обращено серьёзное внимание как в университете до практики, так и в школе во время практики.
Методисты должны руководствоваться положением, что успех пробных уроков и надлежащее воспитание соответствующих умений и навыков учебной работы заключаются в своевременной и полноценной подготовке к ним студентов. Вот почему уделяется так много внимания этому вопросу.
При распределении уроков между студентами необходимо соблюдать определённую систему.
На художественно-графическом факультете в МПГУ установился такой порядок распределения пробных уроков:
На четвёртом курсе студенты дают уроки по разным темам программы, чтобы освоить их специфику и научиться проводить художественно-эстетическое воспитание на материале каждой темы. На пятом же курсе все уроки даются подряд, урок за уроком по одной теме. В последнем случае студент ставится в обычные условия работы учителя, к каковым его должны подготовить учебные занятия в университете и практика четвёртого курса.
Давая урок за уроком, студент 5 курса имеет возможность осваивать методику преподавания развития и воспитания на материале данной темы, видеть результаты своих предыдущих уроков, исправлять их дефекты и закреплять положительное.
До пробного урока каждый студент должен изучить учащихся класса и приобрести опыт личного общения и работы с ними.
Наличие опыта личного общения с учениками помогает студенту полноценнее провести самую ответственную часть практики — пробные уроки, более осознанно осваивать соответствующие умения и навыки, а также увереннее владеть собой на уроке.
Готовясь к пробному уроку, каждый студент должен определить его цель, составить план, тщательно изучить содержание. Заблаговременно написать конспект и провести осмысленную тренировку для овладения соответствующими умениями и навыками.
Исходя из этого, студенты в процессе подготовки к урокам должны ясно сформулировать цель каждого из них.
Цель пробного урока определяет его образовательно-воспитательное направление и отбор для него материала.
При неясной целевой установке сам студент не знает, какое же направление дать уроку, чего нужно достигнуть на уроке и что необходимо положить в основу отбора материала.
После того как цель урока определена, студент приступает к предварительному ознакомлению, планированию, детальному изучению и отбору материала, имея в виду его максимальное применение для усиления художественно-эстетического, нравственного и патриотического воспитания на уроках.
Практика показывает, что студенты первое время как бы «утопают» в большом количестве материала, который они готовят к пробному уроку. Методисты по изобразительному искусству, преподаватели спецдисциплин проводят с ними соответствующие консультации и учат, как надо отбирать материал для урока. Студенты, готовясь к уроку, должны исходить из воспитательно-образовательного назначения своего предмета и учитывать возрастные особенности учащихся.
При этом методистам необходимо умело проводить консультации и осуществлять руководство подготовкой к уроку. Не снимая с себя ответственности, они должны постепенно развивать самостоятельность и инициативу студентов от урока к уроку и от курса к курсу.
Обычно, после того как студент осознает и изучит весь материал урока, он оформляет окончательный вариант конспекта.
В целях повышения качества конспекта и установления единства его формы, нами для студентов составлена следующая памятка.
Ход урока (излагается подробно, как стенограмма, по плану урока).
Конспект согласован (подпись преподавателя-методиста и учителя данного предметa, дата).
Примечания:
1. В конспект вносятся: содержание сообщаемого материала учащимся, выводы, правила, законы, все записи в тетрадях и на доске, использование наглядных пособий и учебников, вопросы к учащимся и предполагаемые ответы, задание на дом с указанием §, страниц и пр.
2. Конспект урока составляется на основе схемы «Наблюдение и анализ урока» (см. стр. 72).
3. В конспекте должно быть уделено особое внимание выполнению школьной программы на данном уроке.
4. В конспекте нужно показать, что данный урок как составная часть системы уроков является продолжением предыдущих уроков и базой для последующих.
5. Как в плане пробного урока, так и в его конспекте, должна проявляться педагогически целесообразная инициатива студента направленная на борьбу с шаблоном.
6. Первый вариант конспекта представляется групповому руководителю-методисту за 3-4 дня до пробного урока.
7. Без проверки конспекта пробного урока учителем и групповым руководителем-методистом, без представления конспекта в окончательно отредактированном виде за два дня до пробного урока и письменного его утверждения методистом студент к проведению пробного урока не допускается.
Затем студент проводит тренировку: овладевает методом изложения нового материала, рисованием на доске, и тому подобными навыками, необходимыми ему для урока.
В процессе пробных уроков каждый студент должен овладевать соответствующими умениями и навыками преподавания изобразительного искусства.
Класс приветствует входящего учителя вставанием. Вставать учащиеся должны быстро, легко и бесшумно, стоять — свободно, но прямо, лицом к входящему учителю. Не сразу дается учащимся процедура приветствия, поэтому полезно потренировать их в этом. Заметив недостатки, учитель тут же поправляет учащихся, настойчиво добиваясь безукоризненной отработки всей процедуры. Она заканчивается приветствием учителя: «Здравствуйте!» Ответного приветствия учащихся не требуется. «Садитесь!» Садиться дети должны тоже быстро, легко и бесшумно. И за этим надо проследить учителю, и в этом потренировать. Привычка правильно приветствовать учителя вырабатывается в младших классах, в начале учебного года.
Смущаться тем, что это требует времени, не следует: дети очень восприимчивы и быстро схватывают все необходимые приемы, так что уже через короткий срок вся процедура приветствия будет проводиться очень быстро. Зато необходимые навыки и привычки, весьма важные в школьном общежитии, будут прочно заложены.
Учитель заинтересован, чтобы каждый ученик по его предмету успевал. А так как усвоение учащимися знаний происходит, прежде всего, на уроке, для учителя важно каждый раз знать, все ли дети сегодня присутствуют. Если кто-то отсутствует, значит, для него создалась угроза отставания, и учителю необходимо принять какие-то срочные меры, чтобы предупредить это отставание. А принять меры можно, только зная, по какой причине ученик не явился.
Отсюда две задачи проверки отсутствующих: установить, кто именно отсутствует и по какой причине отсутствует. То и другое докладывает дежурный устно или специальной запиской, которая кладется на стол учителя.
Если немедленное выяснение причины отсутствия ученика оказалось почему-либо невозможным, учитель не задерживается на этом, отложив его на внеурочное время.
В процессе проверки отсутствующих учителю следует каждый раз живейшим образом интересоваться состоянием тех, кто длительное время отсутствует из-за болезни или несчастных случаев в семье, передавать через товарищей сочувствие и привет от себя и от класса, словом, не упускать случая морально поддержать ребенка, которого постигло несчастье или горе, и этим помочь быстрее справиться с ним.
Классное помещение есть рабочее место класса и совсем небезразлично, в каком оно состоянии. Классное помещение тоже воспитывает. Если оно удобное для работы, светлое, чистое, уютное, радует глаз порядком и красотой, то и воспитывается любовь к чистоте, порядку, красоте, воспитывается уважение к своей рабочей обстановке и даже навыки дисциплинированного поведения. В такой обстановке хочется и приятно работать.
Самое главное в достижении сознательной дисциплины – это атмосфера доверия и раскованности, подлинного демократизма на уроке, когда орудием педагога становятся не диктат взрослого, не принуждение, а мотивация высокого порядка увлечение совместным трудом. Очень помогает система индивидуальных заданий для тех, у кого учебный материал вызывает затруднения, кому нужно сосредоточиться, быть внимательным.
С целью воспитания сознательной дисциплины школьников в процессе обучения изобразительному искусству рекомендуем воспользоваться следующими советами.
1. Приходите в кабинет немного раньше звонка. Проверьте, все ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все ученики приветствовали вас организованно. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организованного начала урока, но стремитесь, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
2. Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене.
3. Не задавайте ученикам вопрос: «Кто не выполнил домашнее задание?» Это приучает к мысли, будто невыполнение задания — дело неизбежное. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом. Помните: паузы, безделье — бич дисциплины.
4. Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс.
5. Обращайтесь с просьбами и вопросами несколько чаще к тем ученикам, кто может заняться посторонними делами.
6. Мотивируйте оценки знаний и практических умений, покажите деловой и заинтересованный характер своего комментирования, укажите ученику, над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
7. Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учащихся. Пусть ученики испытывают чувство удовлетворения от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
8. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурных.
9. Удерживайтесь от излишних замечаний.
10.Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает пользы, а скорее вредит.[11]
Выделим основные вопросы преподавания изобразительного искусства:
1) осуществление на уроке руководящей роли учителя в учебно-воспитательном процессе;
2) выполнение цели, задач и плана урока, как основной формы организации учебной работы учащихся;
3) применение знаний, умений и навыков по специальным, смежным и педагогическим дисциплинам; овладение методами преподавания изобразительного искусства с практическим осуществлением общепедагогических и дидактических принципов и правил процесса воспитывающего обучения;
4) управление собой и классом;
5) самостоятельное и свободное проведение урока без конспекта;
6) овладение студентом культурой речи.
С предварительной организацией класса на работу начинается урок любого типа, на любую тему и в любом классе.
Она имеет задачей создать нормальную внешнюю обстановку для работы, а затем психологически настроить учащихся к предстоящему занятию.
Молодые учителя часто недооценивают значения предварительной организации класса, сводя его к формально проводимому «организационному моменту». В этом случае вся организация заключается в том, что учитель, войдя в класс, приветствует учащихся, затем справляется у дежурного об отсутствующих и немедленно приступает к проверке знаний.
Ясно, что при таком положении нормальная работа на уроке может быть обеспечена только в том случае, если у учащихся уже сложилась система привычек: самостоятельно, достаточно быстро и правильно организоваться к работе.
Но так же ясно, что навыки и привычки такой самоорганизации не приходят сами собой, в порядке самотека, а являются плодом планомерных, кропотливых и систематических усилий учителя, терпеливо и настойчиво проводимых изо дня в день, из класса в класс.
Предварительная организация класса включает в себя следующие моменты:
1) взаимное приветствие учителя и учащихся,
2) проверка отсутствующих,
3) проверка внешнего состояния классного помещения,
4) проверка рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся,
5) организация внимания.