I. Мобилизующая часть урока. II. Закрепление опорных знаний.

II. Закрепление опорных знаний.

· Игра «Проговаривание скороговорки».

На реке поймали рака,

Из-за рака вышла драка.

Это Лера-забияка

Снова в реку бросил рака.

Дети вслед за учителем хором повторяют скороговорку (3–4 раза). Затем проговаривают индивидуально (определяется лучший).

· Игра «Головоломка».

– Что говорит рыба?

Эта рыба непростая: Клетки ждут.

Постепенно возникая, Вникай в детали!

Говорит она с тобой! Букву ту поставь вначале,

Труд для разума и взгляда: Где всего одна черта,

Буквы все поставить надо После ту, где две скрестились.

Друг за другом Что же дальше появилось?

В четкий строй. Строго выбери места!

I. Мобилизующая часть урока. II. Закрепление опорных знаний. - student2.ru

(Ответ: У тебя острый взгляд.)

I. Мобилизующая часть урока. II. Закрепление опорных знаний. - student2.ru Физкультминутка

▲ Чтение учителем «Сказки о рыбаке и рыбке».

1. Словарная работа.

Ветхой – старой, непрочной.

Невод – сеть для ловли рыбы.

Молвит – говорит.

Старче – старик.

Бранится – ругает.

Чупрун – чуб.

Кликать – звать.

2. Работа по тексту.

Вопросы:

– Где жили старик со старухой?

– Чем занимался старик? Что делала старуха?

– Кого однажды поймал старик? Какую?

– Какие просьбы старухи рыбка выполнила?

– Какой приказ старухи рыбка оставила без ответа? Почему?

– Охарактеризуйте старика и старуху. Какие они?

I. Мобилизующая часть урока. II. Закрепление опорных знаний. - student2.ru Физкультминутка

▲ Чтение учениками «Сказки о рыбаке и рыбке».

III. Итог урока.

– Понравилась ли вам сказка? Чем?

– О каких человеческих качествах вы узнали?

– Что особенно запомнилось?

Урок 106. урок-викторина
(по сказкам А. С. Пушкина)

Цели: закрепить знания по творчеству А. С. Пушкина; развивать память, логическое мышление.

Оборудование: карточки-задания, предметные картинки, иллюстрации к сказкам.

Ход урока

Класс делится на две команды. (Все задания обсуждаются коллективно.)

I. «Что мы знаем об А. С. Пушкине?»

На доске «волшебный» дуб, на нем листочки с заданиями. Члены команд по очереди срывают листочки и отвечают на вопрос, обсудив его с командой.

I. Мобилизующая часть урока. II. Закрепление опорных знаний. - student2.ru 1. Когда родился А. С. Пушкин? (6 июня 1799 г.) 2. В каком городе родился поэт? (В г. Москве.) 3. Какой лицей окончил? (Царскосельский.) 4. Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна.) 5. Сколько сказок написал А. С. Пушкин? (6.)

6. Назовите сказки Пушкина (можно только три: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке».)

(За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, за неправильный – 0 баллов.)

● Игра «Допишите словечко».

Команды одновременно вытягивают карточки-задания, читают, дописывают недостающие слова в четверостишиях. (Если смогут назвать произведение, плюс 1 балл.)

1. Жил старик со своею …

У самого синего …

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три …

2. Белка песенки …

Да орешки все …,

А орешки не простые,

Все скорлупки …

3. Пошел старик к синему …;

Стал он кликать золотую … .

Приплыла к нему …, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

4. У лукоморья … зеленый;

Златая … на дубе том;

И днем, и ночью … ученый

Все ходит по цепи кругом.

5. Ветер на море …

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в …

На раздутых …

6. Я сегодня поймал было …

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила …

Домой в … синее просилась.

II. Конкурс капитанов.

· Игра «Узнай сказку».

Командам предлагаются предметные картинки с изображением яблока, зеркальца, петушка, рыбки, лебеди, белочки, корыта, шмеля.

Капитаны команд подходят к столу и, по очереди переворачивая рисунок, по предмету, изображенному на нем, определяют, в какой сказке он встречается. (За каждый правильный ответ – 1 балл.)

III. Конкурс «Пантомима».

Предложенный отрывок обыгрывается без слов.

Один из членов команды читает вслух текст, а другие изображают действия. (Для оригинального исполнения заранее приготовить атрибутику: платки, шапку-ушанку, сарафаны и кокошники для девиц, клубки пряжи, спицы и пр.)

1. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, –

Говорит одна девица, –

То на весь крещенный мир

Приготовила б я пир».

– «Кабы я была царица, –

Говорит ее сестрица, –

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».

– Кабы я была царица, –

Третья молвила сестрица, –

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря».

(Можно взять еще и второй столбик, до слов

«… Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха».)

2. Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод, –

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод; –

Пришел невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, –

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, – золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь».

(Можно взять до слов:

«Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось).

Учитель сам определяет размер отрывка, это зависит от качества чтения учащихся.

На табло выставляются баллы, набранные командами. Выигравшая команда награждается, «утешительный» приз получает и проигравшая команда.

IV. Итог урока.

– Какие знания помогли вам отвечать на вопросы?

– Понравился ли вам урок? Чем?

– Хотелось бы вам еще раз побывать на таком уроке?

Наши рекомендации