Лидер обладает широтой взгляда

Трейси Диана

Менеджмент с точки зрения здравого смысла. Настольная книга

/ Пер. с англ. Е.Симоновой. – М.:Автор,1993. – 160 с. – С.31- 52

КАК СТАТЬ ЛИДЕРОМ

Посмотрите на кучку суетливых муравьев у вас под ногами. Похоже, у них нет босса, который приказы­вал бы, что они должны делать. Они действуют по за­ложенной в них природой программе, повинуясь ин­стинкту.

Загоните людей в глубокую яму и поставьте перед ними задачу хотя бы столь простую: выбраться из ямы. Они тотчас начнут мешать друг другу, и это бу­дет продолжаться до тех пор, пока среди них не по­явится лидер.

„Джордж, становись на четвереньки. Гарри, ты встань коленями на Джорджа. 0'кей, Мейбел, те­перь ты лезь наверх". И они выбрались. Мы не муравьи. Мы сложные создания, каждый со своим разумом, и поэтому нам нужен лидер, который поможет нам достичь поставленных целей.

Менеджеры управляют людьми, выступая как лидеры

Нельзя обозначить лидерство какой-то формулой. Это искусство, мастерство, умение, талант. Некоторые люди обладают этим от природы. Другие обучаются этому. А третьи так никогда этого и не постигают. А кое-кого абсолютно не волнует возможность стать лидером. И Господь с вами, если вы один из них: за­кройте эту книгу, подарите ее другу.

Лидеры бывают разные

В конце концов каждый находит свой стиль. Один ди­намичен. обаятелен, способен воодушевлять других. Другой спокоен, сдержан в речи и поведении. Однако оба они могут действовать с равной эффективностью - внушать к себе доверие и добиваться того, чтобы работа выполнялась быстро и качественно.

Несмотря на это различие в стиле, хорошим лидерам присущи некоторые общие, характерные черты. Вы можете заметить хотя бы некоторые из этих качеств в личностях наиболее известных мировых лидеров -в Черчилле или Джоне Кеннеди, в Махатме Ганди или в Иисусе Христе. Вам может показаться, что вы еще не созрели, чтобы принадлежать к их кругу, но если вы решили стать преуспевающим менеджером, надо с чего-то начинать.

Лидер предан своей фирме

Лояльность подобна деньгам или любви - если вы хо­тите обладать ею, вы должны сделать равноценный вклад.

Не принижайте свою фирму в глазах сотрудников. Для них вы и есть фирма.

Но это палка о двух концах. Не унижайте своих сотруд­ников в глазах руководства фирмы, если вы надеетесь на отдачу сих стороны, когда вам это понадобится. А вам это понадобится.

Лидер должен быть оптимистом

Оптимист всегда охотно выслушивает других и их идеи, потому что он всегда ждет хороших новостей. Пессимист слушает как можно меньше, потому что ожидает плохих новостей.

Оптимист думает, что люди по преимуществу готовы прийти на помощь, обладают творческим началом, стремятся к созиданию. Пессимист считает, что они ленивы, строптивы и от них мало прока. Интересно, что оба эти подхода обычно оказываются правильными. Оптимист встает каждое утро с надеждой и уверен­ностью. Пессимист предпочел бы вообще не вста­вать по утрам.

Оптимист приветствует идеи, которые выдвигают его подчиненные. Для пессимиста новые идеи неиз­бежно становятся проблемой и, вероятно, ни во что не воплотятся.

Неудивительно, что оптимист продвигается вверх по служебной лестнице; пессимист остается на том же месте, где уже работает.

Лидер любит людей

Это настолько очевидная черта лидера, что кажется нелепым даже упоминать о ней. Если работа мене­джера состоит в том, чтобы управлять людьми, как он может выполнять ее хорошо, если не любит людей? Лучшие лидеры заботятся о своих сотрудниках. Их искренне интересует то, что делают другие, и это внимание возвышает в глазах подчиненного как его самого, так и лидера. Хороший лидер доступен. Он не прячется за дверью своего кабинета. Лучшие лидеры человечны. Они не совершеннее, чем мы, смертные. Они отдают себе отчет в соб­ственных слабостях, что делает их терпимее к слабо­стям других.

Лидер должен быть смелым

Одно желание быть впереди, во главе массы, уже в какой-то степени говорит о смелости лидера. Лидер всегда попытается найти новый способ выпол­нить задачу только потому, что этот способ лучше. Лидер никогда не скажет: „Мы не станем это делать таким способом", без основательных на то причин. И если он разрешит кому-то провести эксперимент, а тот окончится неудачей, лидер никогда не потеряет веру в работника и не возложит на него вину. Без умения собраться с силами и предпринять новую по­пытку вы никогда бы не научились ходить, завязы­вать шнурки ботинок или ездить на велосипеде

Лидер обладает широтой взгляда

Лидер никогда не скажет: „Это не мое дело". Если вы ожидаете, что ваша группа сотрудников энергично включится в работу, когда возникнут какие-либо не­обычные ситуации, нужно продемонстрировать им, что вы сами готовы взяться за новое дело, когда вас об этом попросят. Если сотрудники отказываются выполнять то, что не входит в круг их прямых обязан­ностей, будьте уверены: ваша фирма находится в тя­желом положении.

Лидер проявляет большой интерес ко всем аспектам деятельности фирмы. Он задает вопросы, старается быть полезным, не надоедая им. Если ему придется когда-то продвинуться по службе, никогда нелишне иметь более широкие знания, нежели об одном ка­ком-то отделе, подразделении или управлении.

Наши рекомендации