Разработка комплекса лечебной гимнастики
При нарушении осанки у детей
Во фронтальной плоскости
Цель занятия:Освоить методику проведения занятий лечебной гим-настикой при нарушении осанки у детей во фронтальной плоскости
Теоретическая часть (ответить на вопросы):
1. Каковы основные положения методики ЛГ при нарушениях осанки и принципы проведения занятий?
2. Какие задачи решаются при проведении занятий ЛГ при нарушении осанки у детей?
3. Каковы общие методические требования к занятиям ЛГ при нарушении осанки у детей?
4. Дайте характеристику основных исходных положений, используемых в процессе проведения занятий ЛГ при нарушении осанки у детей.
5. Профилактика нарушений осанки у детей.
6. Заполнить таблицу:
Периоды ЛФК при нарушении осанки у детей
Неделя | Начальный период |
Основной период | |
12-13 | |
14-15 | |
Заключительный период | |
16-18 |
Практическая часть:
Разработать комплекс упражнений при нарушении осанки у детей во фронтальной плоскости, используя материалы Приложения.
Приложение 1
Конспекты занятий
При нарушениях осанки во фронтальной плоскости
Занятие № 1
Задачи:
1. Провести беседу о правильной осанке с показом фотографий.
2. Проверить осанку в различных исходных положениях и при выполнении упражнений.
№ п/п | Содержание занятия | Дози-ровка | Методические указания |
1. | Построение в шеренгу у гимнастических скамеек | ||
2. | Проверка осанки, начиная со стоп; затем шаг вперед и шаг назад с возвратом в и. п. | По 3 раза | Последовательно корригируем стопы, положение таза, живот, плечевой пояс и положение головы |
3. | Сидя на гимнастической скамейке с мешочком на коленях: 1 - взять мешочек двумя руками за края; 2 - поднять руки с мешочком вверх; 3 - проверить правиль-ное положение головы; 4 - положить мешочек на голову | По 3 раза | Спину держать ровно |
4. | И. п. - то же, мешочек на голове: 1 - руки к плечам; 2 - руки вверх; 3 - руки к плечам; 4 - вернуться в и. п. | По 4 раза | |
5. | И. п. - сидя на гимнастической скамейке с мешочком на голове: 1 - руки вперед; 2 - встать со скамейки; 3 - руки к плечам; 4 - вернуться в и. п. | По 3-4 раза | При выполнении упражнения сохранять правильную осанку |
6. | Переход из положения стоя в положение лежа на спине: 1 - присед; 2 - упор сидя, руки сзади; 3 - упор на предплечья; 4 - лечь на спину | На счет до 10 | Лежа проверить положение таза, ног, поясницы, плеч |
7. | Самовытяжение | ||
8. | И. п. - лежа на спине: 1 - руки к плечам (вдох); 2 - поднять голову (выдох), руки вперед; 3 - то же, но руки в стороны; 4 - вернуться в и. п. | На счет до 10 по3-4 раза | Стопы на себя, само- вытяжение. Плечи опустить, локти опустить и прижать |
9. | И. п. - лежа на спине, руки в «крылышки»: 1 - согнуть правую ногу в коленном суставе; 2 - ногу выпрямить вверх; 3-4 - опустить прямую ногу | По 4-5 раз | Следить за поясницей. Следить за плечевым поясом |
10. | И. п. - то же: 1-4 - велосипедные движения ногами | По 4-5 раз | Спина прямая |
11. | Из положения лежа на спине на счет 1-4 сесть, руки вперед, в и. п. «крылышки» | По 6 раз | |
12. | Переход из положения лежа на спине в положение лежа на животе: 1 - поднять руки вверх; 2 - лечь на бок; 3 - лечь на живот; 4 - выполнить самовыравнивание, положив лоб на пальцы рук, согнутых в локтях | По 6 раз | Следить за точностью выполнения |
13. | И. п. - лежа на животе: 1 - руки в «крылышки»; 2-4 - поднять голову и удерживать руки в «крылышках» | По 4 раза | |
14. | Поочередное поднимание прямых ног в положении лежа на животе, руки в «крылышках» | По 7 раз | Локтями не касаться пола |
15. | И. п. — лежа на животе: 1 - сделать широкие «крылышки» на полу; 2-4 - приподнять голову, плечи и одну ногу; 5-8 - то же, но приподнять другую ногу | По 10 раз | Опустить и развести плечи |
16. | И. п. - лежа на животе: 1-4 - имитация плавания стилем «брасс» руками | По 8 раз | |
17. | Переход из положения лежа на животе в положение стоя: 1 - упор руками; 2 - коленно-кистевое положение; 3 - упор присев; 4 - встать | По 10 раз | Выполнять медленно и четко |
Игра-эстафета - передача мячей руками в колонне над головой. Ходьба с правиль-ной осанкой и проверка осанки у стены | 3-4 минуты |
Занятие № 2
Задачи:
1. Проверка осанки в различных исходных положениях.
2. Укрепление мышц спины и брюшного пресса.
№ п/п | Содержание занятия | Дозировка | Методические указания |
1. | Построение в шеренгу у гимнастической скамейки. Проверка осанки | 4 мин. | |
2. | Повороты на месте. Ходьба с построением в колонну по два. И. п. - основная стойка: 1 - руки вперед; 2 - руки вверх; 3 - руки к плечам; 4 - и. п. | По 5 раз | Следить за положением туловища |
3. | И. п. - основная стойка: 1 - руки вперед; 2 - медленно присесть; 3 - руки к плечам; 4 - стать в и. п. | По 5 раз | Приседать с прямой спиной |
4. | И. п. - основная стойка: 1 - шаг влево, руки к плечам; 2 - руки за голову; 3 - приставить правую ногу, руки к плечам; 4 - и. п.; 5-8 - то же, но в другую сторону | По 5 раз | Живот подтянуть, ягодицы напряжены |
5. | И. п. - основная стойка: 1 -2 - упор присев, руки вперед; 3-4 - стать в и. п. | По 5 раз | Спина прямая |
6. | Переход из положения стоя в положение лежа на спине с самовытяжением | По 3 раза на счет до 10 | Тянуться пятками, самовытяжение |
7. | И. п. - лежа на спине: 1 - руки перед грудью, ноги согнуты под прямым углом в коленных суставах; 2 - руки за голову, разогнуть левую ногу; 3 - руки перед грудью, ноги согнуты вместе; 4 - и. п. | По 6 раз | Поясница прижата к полу, следить за дыханием |
8. | И. п. - сесть по-турецки: 1 - руки к плечам; 2 - руки за голову; 3 - руки вперед; 4 - и. п. | По 6 раз | Спина прямая |
9. | И. п. - сесть по-турецки. 1 - руки в «крылышки»; 2 - лечь на спину, руки на пояс; 3 - руки вперед; 4 - сесть по-турецки, руки на колени | По 5 раз | Следить за осанкой |
10. | И. п. - на правом боку: 1 - поднять левую ногу вверх; 2 - носок на себя; 3 - носок оттянуть; 4 - опустить ногу. То же на другом боку | По 6 раз | Все части тела на одной линии, ягодицы напряжены, живот подтянуть |
11. | И. п. - на правом боку. 1-4 - круговые движения приподнятой левой ногой. То же на другом боку | По 6 раз | Все части тела на одной линии, ягодицы напряжены, живот подтянуть. Ягодицы напряжены |
12. | Переход в и. п. лежа на животе: 1-4 - руки в «крылышки», плечи приподнять и удержать | По 6 раз | Плечи опустить, ягодицы напряжены |
13. | И. п. - лежа на животе: 1-4 - руками - «крылышки», ногами - «кроль» | По 10 раз | Плечи опустить, ягодицы напряжены |
14. | И. п. - лежа на животе: 1 - поднять голову с согнутыми в локтях руками; 2 - руки в стороны; 3 - руки за голову; 4 - и. п. | По 7 раз | Сохранять правильную осанку |
15. | Упражнения в равновесии - ходьба на носках по гимнастической скамейке с различными движениями рук; затем ходьба боком; ходьба через набивные мячи | 5 минут | |
16. | Перестроение для игры. Игра «День и ночь». Выбывшие из игры садятся на гимнастическую скамейку или к гимнастической стенке по-турецки | ||
17. | Ходьба с правильной осанкой. Проверка осанки с опросом и исправлением ошибок | 5 минут |
Занятие № 3
Задачи:
1. Совершенствование навыка правильной осанки в различных исходных положениях и с различными движениями рук.
2. Укрепление мышц спицы и брюшного пресса.
3. Профилактика плоскостопия.
№ п/п | Содержание занятия | Дози-ровка | Методические указания | |
1. | Самовыравнивание у гимнастической стенки. Построение в колонну по одному. Ходьба по залу с правильной осанкой. Медленный бег на носках, руки согнуты | |||
2. | И. п. - основная стойка: 1 - руки вверх, правую ногу назад на носок; 2 - и. п.; 3 - левую ногу назад на носок, руки вверх; 4 - и. п. | По 6 раз | Спина прямая | |
3. | То же, но выполнить с мешочками на голове | По 6 раз | Спина прямая | |
4. | Переход в и. п. лежа на спине: 1 – сог-нуть ноги в коленях; 2 - выпрямить их под углом 45°; 3 - согнуть ноги; 4 - вернуться в и. п. | По 6 раз | Дыхание произвольное | |
5. | И. п. то же: 1 - согнуть ноги, руки перед грудью; 2 - выпрямить ноги под углом 90°, руки вверх; 3 - развести ноги; 4- и. п. | По 6 раз | Дыхание произвольное | |
6. | Перейти в и. п. на боку: 1-поднять прямую ногу; 2 - присоединить другую; 3 - держать; 4 - вернуться в и. п. | По 6 раз | Дыхание произвольное | |
7. | И. п. то же: 1 - поднять обе ноги; 2 - медленно согнуть их; 3 - медленно разогнуть; 4 - опустить в и. п. | По 6 раз | ||
8. | Перейти в и. п. лежа на животе: 1 - «крылышки» руками; 2 - поднять прямые ноги; 3-7 - держать; 8 - вернуться в и. п. | По 8 раз | Лежать ровно в горизонтальной плоскости | |
9. | И. п. - лежа на животе, руки вверх: 1 - поднять левую ногу и правую руку; 2 - поднять правую ногу и левую руку | По 10 раз | Ягодицы напряжены, носки ног оттянуты | |
10. | И. п. - лежа на животе: «брасс» руками, ноги поднять | 30 сек | ||
11. | Переход в и. п. основная стойка. Ходьба на месте с правильным положением тела | 30 сек | ||
12. | Элементы баскетбола - броски мяча от груди двумя руками, затем броски мяча из-за головы, от плеча левой, правой, броски мяча в корзину | По 7 раз на счет до 7 | Следить за осанкой | |
13. | Ходьба по залу с разным положением рук (руки вверх, за голову, в стороны, на пояс). Ходьба на носках, на пятках и на наружных сводах стоп. Вальсовый шаг. Построение, проверка осанки | 30 сек | ||
ТЕМА №4.2.
ЛФК ПРИ СКОЛИОТИЧЕСКОЙ
БОЛЕЗНИ У ДЕТЕЙ
Сколиоз — тяжелое, нередко прогрессирующее заболевание позвоночника, проявляющееся деформацией его во всех трех плоскостях (фронтальной, сагиттальной и горизонтальной) и поражающее позвоночно-двигательные сегменты (тела позвонков, межпозвон-ковые диски, мышечно-связочный аппарат), а также другие органы и системы (преимущественно кардиореспираторную, нервную систему и желудочно-кишечный тракт).
Терминологически правильно называть заболевание не сколиозом, а сколиотической болезнью, главным проявлением которой становится деформация позвоночника — сколиоз (по аналогии: гипертония — гипертоническая болезнь).
Сколиоз встречается среди детского населения, по данным разных авторов, в 5-12% случаев. Тяжелые деформации составляют от 0,5 до 0,6%; врожденные сколиозы — 2—4% от всех причин сколиотической болезни. Девочки страдают сколиотической болезнью в 2,5-3 раза чаще, чем мальчики, и наиболее часто в пре- и пубертатный период развития (в период бурного роста). 52% сколиозов стабильны, не прогрессируют; 40% — медленно прогрессируют; 8% — прогрессируют быстро.