Причины и классификация сколиотической болезни
Факторы, вызывающие сколиотическую болезнь и ее прогрессирование:
1. Первично-патологические факторы, которые нарушают рост и развитие позвонков; они могут быть как врожденного, так и приобретенного характера, например рахит, компрессионный перелом позвоночника, туберкулез позвоночника.
2. Статико-динамические факторы — развиваются вследствие длительного асимметричного положения тела, например разновеликос-ти ног, врожденного вывиха бедра, одностороннего плоскостопия, остеохондроза.
3. Обменно-гормональные факторы — возникающие в период полового созревания либо связанные с нарушением баланса функционирования желез внутренней секреции.
Воздействие только одного статико-динамического фактора вызывает лишь нарушение осанки во фронтальной или сагиттальной плоскости. Воздействие на ребенка одновременно двух факторов (первично-патологического и статико-динамического) может сформировать непрогрессирующую сколиотическую деформацию, и только воздействие трех групп факторов (первично-патологического, статико-динамического и обменно-гормонального) вызывает прогрессирование сколиотической болезни.
В.Д. Чаклин выделяет четыре степени сколиоза по тяжести. В основе этого деления лежат:
1)различия по форме дуги сколиоза;
2)угол отклонения позвоночника от вертикальной линии;
3)степень патологической ротации;
4)стойкость деформации.
I степень:
· простая С-образная дуга;
· угол отклонения позвоночника не более 10°;
· патологическая ротация практически не выражена, на рентгенограмме определяется небольшое отклонение остистых отростков от средней линии;
· деформация нестойкая, исчезает в разгрузке лежа.
II степень:
· формируется S-образная компенсаторная дуга;
· угол отклонения основной дуги составляет от 10 до 25°;
· патологическая ротация выражена клинически и рентгенологически (асимметрия корней дуг);
· деформация проявляется в нагрузке (стоя) и в разгрузке (лежа).
III степень:
· формируется не менее двух компенсаторных дуг;
· угол отклонения основной дуги от 25 до 50°;
· патологическая ротация выражена значительно, сопровождается реберным горбом и деформацией грудной клетки;
· деформация позвоночника стойкая, присоединяются нарушения со стороны внутренних органов.
IV степень:
· формируется кифосколиоз;
· угол отклонения дуги более 50°;
· формируется передний и задний реберный горб, выражена деформация таза и грудной клетки;
· значительные клинические проявления со стороны ССС, ЖКТ, ЦНС, кардиореспираторной системы, органов мочевыделения.
Типы сколиоза:
1. Верхнегрудной (вершина дуги на уровне 3-4 грудного позвонка);
2. Грудной (вершина в области 8-9 грудного позвонка);
3. Грудопоясничный (вершина на уровне 11—12 грудного -1 поясничного позвонка);
4. Поясничный (вершина в области 2-3 поясничного позвонка);
5. Комбинированный (вершина у 8-9 грудного – 2-3 поясничного позвонка).
Сколиотическая болезнь нередко прогрессирует. Чем раньше развивается сколиоз, тем хуже прогноз. Наиболее «злокачественными» являются грудной и комбинированный сколиоз. Особенно быстро прогрессирует сколиоз в пубертатный период при бурном росте скелета.
Патологическая ротация больше 10° прогностически неблагоприятна. Наиболее часто развивается сколиоз на фоне сглаженного грудного кифоза— плоской спины.
Профилактика сколиоза
Профилактика складывается из ряда мер, направленных как на общее укрепление организма, так и непосредственно на предупреждение сколиоза. В тех случаях, когда отмечаются резкое снижение мышечного тонуса, быстрая утомляемость, вялость, формирование плохой осанки, профилактика должна быть направлена на организацию лечебного режима, позволяющего правильно и наиболее рационально организовать профилактические мероприятия в детском саду, школе и дома.
Формирование правильной осанки следует начинать с дошкольного возраста. Весь персонал дошкольных учреждений должен следить за правильными позами детей в течение дня. Мебель должна соответствовать росту ребенка. В режиме дня детей обязательно должны быть предусмотрены занятия по физическому воспитанию и ЛФК. Включение в них игр и гимнастических упражнений с элементами коррекции, выравниванием осанки, обучением дыханию будет способствовать правильному развитию ребенка.
В школах усилия педагогов, врачей и родителей должны быть направлены на воспитание правильной осанки детей, правильных поз при сидении за столом. Одним из важных моментов в борьбе с утомляемостью школьников и длительной нагрузкой на позвоночник являются физкультминутки, проводимые под руководством преподавателей, предусматривающие дыхательные, общеразвиваю-щие упражнения для мышц плечевого пояса и спины, упражнения на самовытяжение и формирование навыка правильной осанки. На уроках физкультуры важно использовать волевой контроль над осанкой, включать упражнения на равновесие, координацию, укрепление мышц спины и брюшного пресса, дыхательные упражнения.
В домашних условиях необходимо правильно организовать рабочее место ребенка. Высота стола и стула должны соответствовать росту — слишком низкий стол развивает сутулость, высокий — поднимание надплечий. Не следует писать за круглым столом, так как при письме локти должны свободно лежать на плоскости, а за круглым столом они будут свисать. Кроме того, круглый стол не создает хорошей опоры для груди, так как площадь соприкосновения мала. Свет должен падать с левой стороны.
Для разгрузки позвоночника следует периодически менять позу. При быстрой утомляемости и слабо развитой мускулатуре целесообразно часть уроков (устных) готовить лежа на животе. Спать ребенок должен на ровной полужесткой постели.
Питание детей должно быть полноценным, сбалансированным, включающим мясные и молочные продукты, овощи и фрукты, мед и витамины. Важно также применение закаливающих процедур и длительное пребывание на воздухе. Обязательна ежедневная утренняя гигиеническая гимнастика и систематические самостоятельные занятия физическими упражнениями не менее трех раз в неделю по 30 минут.