Лечебное действие физических упражнений
ВИД | МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ |
Стимулирующее действие | · стимуляция моторно-висцеральных рефлексов; · повышение неспецифической сопротивляе-мости организма. |
Трофическое действие | · направленное изменение течения обменных процессов; · усиление процессов регенерации, заживления; · ускорение резорбции воспалительного экссу-дата, а также обратного развития воспаления; · усиление окислительно-восстановительных процессов в тканях. |
Компенсаторное действие | подразумевает временное или постоянное замещение нарушенных функций за счет: · оптимизации регуляторных механизмов; · увеличения потока импульсов в ЦНС; · улучшения работы ОДА; · укрепления ССС и дыхательной мускулатуры; · увеличения содержания эритроцитов и гемоглобина в крови. |
Нормализующее действие | заключается в постепенном расширении диапазона функциональных показателей патологически измененной системы до физиологической нормы за счет: · нормализации всех функций организма; · восстановления моторно-висцеральных связей; · улучшения нейрогуморальной, вегетативной и эндокринной регуляции. |
ЛФК является лечебно-педагогическим средством, поскольку:
· больной ребенок сам активно участвует в процессе лечения;
· перестраиваются патологические условные рефлексы;
· создается новый динамический стереотип движений, т.е. происходит функциональное перевоспитание мышц;
· лечебная гимнастика воспитывает дисциплинированное, сознательное отношение к лечению;
· нормализуются психические процессы.
В процессе лечебно-восстановительной тренировки важно соблюдать следующие физиологически обоснованные педагогические принципы:
Индивидуальныйподход. При разработке реабилитационной программы необходимо учитывать возраст и пол ребенка, его двигательный опыт, характер и степень патологического процесса и функциональные возможности больного.
Сознательность.Только сознательное и активное участие
самого больного в процессе реабилитации создает необходимый психоэмоциональный фон и психологический настрой ребенка, что повышает эффективность применяемых реабилитационных мероприятий.
Принцип постепенностиособенно важен при повышении
физической нагрузки по всем ее показателям: объему, интенсивности, количеству упражнений, числу их повторений, сложности упражнений как внутри одного занятия, так и на протяжении всего процесса реабилитации.
Систематичность.Только систематически применяя различные средства ЛФК можно обеспечить достаточное, оптимальное для каждого ребенка воздействие, позволяющее повышать функциональное состояние организма.
Цикличность.Чередование работы и отдыха с соблюдением оптимального интервала (отдых либо между двумя упражнениями, либо между двумя занятиями). Если следующее занятие придется на фазу суперкомпенсации, то эффекты от тренировки суммируются и функциональные возможности повышаются на новом, более совершенном уровне.
Системностьвоздействия (или поочередность), т.е. последовательное чередование исходных положений и упражнений для различных мышечных групп.
Новизна и разнообразиев подборе и применении физических упражнений предполагает, что 10-15% физических упражнений должны обновляться, а 85-90% повторяться для закрепления достигнутых успехов лечения.
Умеренность воздействияозначает, что физические нагрузки должны быть умеренными, возможно более продолжительными, либо нагрузки должны быть дробными, что позволит достичь адекватности нагрузок состоянию ребенка.
Для лечения заболеваний и повреждений в детском возрасте применяются следующие основные средства ЛФК:
1. Физические упражнения.
2. Естественные факторы природы (солнце, воздух, вода).
3. Лечебный массаж.
Физические упражнения — организованная форма движения, применяемого целенаправленно для укрепления здоровья, физического совершенствования, воспитания физических качеств и восстановления нарушенных функций организма (таблица 2).
Таблица 2
Физические упражнения