Установление правил и ограничений
Предоставление ребенку возможности регулировать свои эмоции и поведение.
Ключевыми задачами родителей являются умение демонстрировать и моделировать соответствующее поведение, контролировать собственные эмоции, взаимодействовать с другими людьми. Родители должны воспитывать, то есть устанавливать границы поведения так, чтобы ребенок смог развить внутреннюю систему моральных ценностей, сознание, социальное поведение, стать самостоятельным взрослым, обладающим собственными ценностями и потенциалом. Сюда включается рассмотрение применяемых родителями мер дисциплины. Помните, что устанавливать границы не значит препятствовать познавательной активности ребенка, учебе, социальным отношениям.
Данная категория включает навыки решения проблем, управление гневом, умение учитывать интересы других и уважительное отношение к границам другого человека, соблюдение общепринятых норм и правил поведения, соблюдение закона.
Стабильность
Создание стабильного семейного окружения, позволяющего ребенку сформировать и сохранить надежную привязанность к основным воспитателям, за счет чего будет обеспечено оптимальное развитие личности. Родители должны предоставить для ребенка возможность установления стабильных и надежных отношений привязанности, постоянное эмоциональное тепло, последовательность реакций на поведение ребенка в соответствии с развитием ребенка. Специалисты, проводящие оценку, должны понять, как будет гарантировано сохранение контакта детей с важными членами семьи и другими значимыми лицами.
Семейные факторы и факторы окружения
Забота и воспитание детей не происходят в вакууме. Все члены семьи испытывают как положительное, так и отрицательное влияние со стороны родственников, соседей, социума в целом. История семьи ребенка и каждого ее члена может оказывать влияние на ребенка и родителей. Например, некоторые члены семьи могли воспитываться в окружении, отличном оттого, в котором живет ребенок в настоящее время, могли уехать из родной страны из-за войны или прочих неблагоприятных причин. Некоторые родители в детстве могли подвергаться насилию или пренебрежению со стороны взрослых.
Информация и влияние семейной истории могут играть важную роль для понимания того, что происходит в настоящее время в данной семье. Возможность выполнения взрослым родительских навыков может быть напрямую связана с его детским опытом жизни в семье и опытом, приобретенным во взрослой жизни до возникновения текущей кризисной ситуации. Кроме того, семья может испытывать воздействие переходного периода, например, семьи беженцев.
Понимание обычного функционирования семьи и функционирования в состоянии стресса помогает определить, какие факторы способствуют выполнению родителями их родительских обязанностей. Особую важность следует придавать качеству и природе отношений между родителями и ребенком, влиянию этих отношений на ребенка. Например, постоянный конфликт между родителями вредит благополучию ребенка. Качество взаимоотношений между братьями и сестрами также важно. Принимайте также во внимание разнообразие стилей воспитания, особенно у людей, которые являются членами семьи и играют важную роль в жизни ребенка.
Дети могут быть защищены от последствий, к которым приводят трудности в выполнении матерью и отцом родительских обязанностей, если потребности развития ребенка будут удовлетворяться другим человеком.
История и жизнь семьи
История семьи включает генетические, психологические и социальные факторы. На функционирование семьи влияет: кто живет рядом, их отношение к ребенку, серьезные изменения в семье и доме, история детства родителей, хронология важных событий жизни и их значение для членов семьи; природа функционирования семьи, отношения между братьями и сестрами и их воздействие на ребенка, сильные стороны родителей и трудности, которые они испытывают, включая отсутствующих родителей, отношения между родителями, не живущими вместе и т. п.
Родственники
Кто является родственниками ребенка и его родителей? Сюда относятся близкие и дальние родственники, в том числе отсутствующие родственники. Рассматривается, какова их роль, важны ли они для ребенка и родителей и почему.
Жилье
Важно рассмотреть, существуют ли в месте проживания ребенка все необходимые условия и удобства, соответствующие возрасту и развитию ребенка и других членов семьи, проживающих с ним; доступен и удобен ли данный дом для членов семьи, имеющих ограниченные возможности; учитываются ли внутренние и внешние признаки жилья и непосредственного окружения. К базовым условиям относятся: вода, отопление, санитарные условия, условия для приготовления пищи; спальное место, чистота, гигиена, безопасность, место для игр и занятий, а также их влияние на воспитание ребенка.
Работа/Занятость
Аспекты, которые оцениваются здесь: кто из членов семьи работает, где, стабильна ли работа; как это влияет на ребенка; каково отношение других членов семьи к их работе или ее отсутствию; как это отражается на отношениях с ребенком. Сюда относится также опыт работы ребенка и его влияние на семью.
Доход
Наличие стабильного дохода в семье. Получает ли семья все пособия, которые ей полагаются, достаточен ли уровень доходов для удовлетворения потребностей семьи, как используются имеющиеся у семьи ресурсы, существуют ли финансовые трудности, влияющие на ребенка.