Анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации муниципальной программы
Развернутая постановка проблемы развития культуры в Беломорском муниципальном районе, анализ причин ее возникновения, обоснование связи с основными приоритетами социально-экономического развития.
В Беломорском районе ощущаются проблемы, вызванные негативными социально-демографическими факторами, характерные для Республики Карелия в целом. К ним можно отнести быстрое снижение численности населения района, растущий отток молодежи, старение населения, рост безработицы.
Ключевым понятием современного общества, наиболее точно характеризующим его культурную и духовную составляющую, является культурная среда. Формирование и развитие культурной среды рассматривается в качестве одного из важнейших условий улучшения качества жизни.
Отрасль культуры Беломорского муниципального района объединяет деятельность по сохранению объектов культурного наследия, развитию библиотечного и музейного дела, поддержке и развитию народного творчества и традиционной народной культуры.
В настоящее время сеть муниципальных учреждений культуры Беломорского района, учредителем которых является администрация Беломорского муниципального района, составляют следующие учреждения:
МБУ «Межпоселенческое социально-культурное объединение»;
МБУ «Центр поморской культуры»;
МБУ «Беломорская централизованная библиотечная система»;
МБУ «Беломорский районный краеведческий музей «Беломорские петроглифы»;
МУДО «Беломорская детская школа искусств им. А.Ю.Бесолова».
Отрасль культуры Беломорского муниципального района сегодня – это широкий спектр досуговых и информационных услуг.
Безусловной составляющей повышения конкурентоспособности культуры является повышение качества культурных благ и услуг, обеспечение их необходимого многообразия. Решение этой задачи во многом зависит от обеспеченности организаций культуры современным оборудованием и развития информационных технологий в сфере культуры.
Требуется переход к качественно новому уровню функционирования отрасли культуры, включая библиотечное, музейное дело, досуговую деятельность, традиционную народную культуру.
Реализация такого подхода предполагает:
-качественное изменение подходов к оказанию услуг и выполнению работ в сфере культуры, а также к развитию инфраструктуры отрасли, повышению профессионального уровня персонала, укреплению кадрового потенциала учреждений культуры;
-преодоление значительного отставания учреждений культуры в использовании современных информационных технологий, создании электронных продуктов культуры, а также в развитии отраслевой информационной инфраструктуры, в первую очередь обеспечивающей новые возможности использования музейных и библиотечных фондов;
-реализацию мер по увеличению объемов внебюджетных ресурсов, привлекаемых в сферу культуры;
-повышение эффективности управления отраслью культуры на всех уровнях управления.
К основным факторам, которые могут повлиять на достижение ожидаемых показателей муниципальной программы можно отнести:
1.Финансово-экономические риски - недофинансирование мероприятий муниципальной программы в силу низкого уровня бюджетной обеспеченности. Минимизация финансовых рисков предусматривается за счет использования экономически эффективных, менее затратных инновационных технологий, а также привлечения внебюджетных источников.
2. Нормативные риски - непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных актов, влияющих на мероприятия муниципальной программы. Устранение нормативных рисков связано с качеством планирования реализации муниципальной программы, обеспечением мониторинга ее реализации и оперативного внесения необходимых изменений.
3. Социальные риски – неудовлетворенность населения последствиями при достижении целей и задач реализации муниципальной программы. Минимизация социальных рисков возможна за счет обеспечения широкого привлечения общественности к обсуждению целей, задач и механизмов развития сферы культуры, а также публичного освещения хода и результатов реализации программы.
4. Организационные и управленческие риски - недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках муниципальной программы, недостаточная подготовка управленческого потенциала, неполнота системы мониторинга реализации муниципальной программы, отставание от сроков реализации мероприятий.
Устранение организационных и управленческих рисков возможно за счет обеспечения постоянного и оперативного мониторинга реализации программы, а также за счет корректировки программы на основе анализа данных мониторинга. Важным средством снижения риска является повышение квалификации и аттестация управленческих кадров муниципальных учреждений социального обслуживания.
Основные цели и задачи
Цель муниципальной программы – создание условий для повышения качества жизни населения муниципального образования «Беломорский муниципальный район» на основе всестороннего освоения культурных ресурсов территории и более широкого удовлетворения потребностей граждан услугами сферы культуры.
Задачи муниципальной программы:
1. Сохранение культурного наследия и расширение доступа граждан района к культурным ценностям и информации.
2. Поддержка и развитие художественно-творческой деятельности и реализация творческого потенциала жителей района.
3. Создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы культуры, укрепление и развитие ее потенциала.
Реализация выше указанных задач позволяет эффективно использовать ресурсы культуры как один из факторов социально-экономического развития муниципального образования «Беломорский муниципальный район» на основе имеющейся инфраструктуры сферы культуры, ее материальных, информационных и кадровых ресурсов.
Для решения поставленных задач необходимо совершенствовать управление сферой культуры на основе создания новых форм партнерства с органами местного самоуправления района, внедрения информационных и создание инновационных форм культурной деятельности, поддержки социального партнерства, а также существенно обновить материально-техническую базу учреждений.