Использование возможностей межпредметных связей в воспитании патриотизма в общеобразовательной школе

Воспитание патриотизма является частью государственной политики.

В данной статье сделана попытка раскрыть потенциальные возможности межпредметных связей в воспитании патриотизма в общеобразовательной школе.

Вопросами патриотического воспитания занимались многие учёные. Анализ существующих научных исследований показывает, что эта проблема при преподавании дисциплин гуманитарного и естественного циклов рассмотрена в научной литературе в достаточной степени. Однако потенциал интегрированных уроков в воспитании патриотизма не получил всестороннего рассмотрения. Как следствие, учителя разных школьных предметов, в том числе иностранных языков, испытывают затруднения по реализации возможностей учебных дисциплин в воспитании патриотизма.

Перечислим некоторые из них.

Нельзя не отметить стандартизацию воспитательного процесса в школе, разрыв между воспитанием и обучением, реализация принципа комплексности патриотического воспитания проходит не в полной мере. Существуют также нарушения преемственности между основными звеньями системы воспитания (семья, детский сад, школа, вуз, армия и др.), низкое качество учебников, в особенности с точки зрения реализации воспитательной функции, негативное влияние на молодёжь средств массовой информации. Ослаблена роль учителя в формировании личности школьника, родители учащихся, как правило, занимают пассивную позицию в вопросах воспитания детей.

Это приводит к тому, что современный подросток в век высоких информационных технологий обладает достаточно широким кругозором, однако его знания не носят систематизированного характера. Отмечается низкое качество знаний школьников по вопросам отечественной и зарубежной истории и культуры, слабая заинтересованность в происходящих событиях в стране и во всём мире. Многие учащиеся не умеют проявить себя в практической деятельности на пользу общества и государства, пассивны и равнодушны к проблемам, выходящим за рамки их личных интересов.

Для устранения недостатков в деле воспитания патриотизма и культуры межнациональных отношений в школе предлагаем следующие направления работы:

1.Необходимо расширить знания учащихся по вопросам политики, права, экономики, отечественной и зарубежной истории, культуры.

2.Научить школьников обращать внимание на происходящие в мире события, используя средства массовой информации, критически оценивать явления и события окружающего мира, разбираться в событиях внутри страны и во всём мире.

3.Создать условия для привития толерантного отношения к представителям различных культур, формирования навыков межкультурной коммуникации.

4.Необходимо подвести учащихся к пониманию важности изучения иностранных языков как средства разрешения многих проблем межкультурного общения и повышения престижа, усиления роли России в мире.

Повысить эффективность практической работы по воспитанию патриотизма на уроках в школе позволит соблюдение некоторых условий в воспитательном процессе:

1.Изменение объектной направленности воспитания на субъектно-объектную.

2.Использование возможностей межпредметных связей.

3.Компенсирование недостатков учебников, используемых в учебном процессе.

4.Максимально эффективное использование учебного времени для достижения воспитательных целей.

5.Использование СМИ.

Современная ситуация в обществе характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний-умений-навыков приходит федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - ФГОС нового поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход к развитию универсальных учебных действий.

Новый стандарт призван возродить и воспитательную работу. Экзамен "на предмет воспитанности" проводить не будут, но в системе образования есть свои социологические исследования, которые позволят проверить результат. Стране нужны достойные люди, сильные личности, патриоты.

Следует отметить, что в условиях введения ФГОС нового поколения содержание учебного материала изменится незначительно, однако будет сделан упор на развитие личности и универсальные учебные умения. Будет уделяться большое внимание межпредметным связям, навыкам ребят ориентироваться в больших объемах информации. Кроме того, детей будут учить решению творческих задач, чтобы впоследствии они могли принимать нестандартные решения. Около 20% всего содержания образования станет вариативным, выбор будут делать родители учеников.

Проблемы воспитания средствами иностранного языка сегодня очень актуальны.

Однако, изучение иностранного языка не может быть оторванным от остальной школьной программы. Необходимо использовать уже имеющиеся знания учащихся по предметам гуманитарного цикла: литературе, истории, граждановедению, мировой художественной культуре и др. В учебных программах этих предметов сконцентрированы социокультурный опыт человечества, образцы подлинной гражданственности, гуманизма, творческого мышления.

Овладение школьниками основами гуманитарных дисциплин способствует воспитанию у них базовых личностных и профессиональных качеств: современного научного мировоззрения, патриотических убеждений, гражданской позиции, нравственного сознания, культуры.[1,с.3].

Если в учебнике по иностранному языку встречаются отрывки из литературных произведений, то в процессе работы над этими текстами обязательно следует обсудить, какие общечеловеческие ценности затрагиваются в них автором, существуют ли похожие проблемы в России, попросить учащихся выразить своё отношение к поступкам героев, вспомнить, какие русские авторы поднимали сходные проблемы. Если такие тексты отсутствуют, можно использовать возможности домашнего чтения. В этом случае учитель сам подбирает художественные тексты по той или иной тематике. Воспитание патриотизма реализуется через воспитательные приёмы, используемые при работе с литературными произведениями: приведение примера, использование сравнения, сопоставления, противопоставления, разоблачения, анализ фактов и явлений.[1,с.4].

Курсы истории, граждановедения позволяют использовать знания учащихся об исторических событиях, о правовых основах, традициях и обычаях в России, за рубежом. Необходимо в дальнейшем применять сформированные на занятиях по этим предметам умения и навыки: получение информации из различных источников, осмысление всех точек зрения, представленных в них, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации; формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации; наблюдение и оценка явлений, событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на социально-политические, культурологические знания; оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической целесообразности; участие в обучающих играх, моделирующих ситуации из реальной жизни и т.д.[1,с.4].

Внеклассная работа по иностранному языку, тесно связанная с учебным процессом, способствует не только развитию интереса к изучению иностранного языка и расширению знаний, но и воспитанию чувства патриотизма.

Повышению интереса учащихся к изучаемому иностранному языку способствуют использование активных форм обучения, разнообразие средств и приемов работы на уроке, к которым целесообразно прибегать на итоговых уроках, когда у учащихся есть необходимая информация по теме, достаточный запас слов.

Необходимо шире использовать проектную деятельность учащихся. Она многообразна и интересна: поиск и сбор материалов, организация экспозиций, праздников. Участвуя в историко-краеведческой деятельности и совершая свои маленькие открытия, учащиеся воспринимают исторические события не как нечто далекое или нереальное, а становятся соучастниками боевых подвигов героев, испытывают радость сопереживания, горесть утрат. Таким образом, организация историко-краеведческой деятельности учащихся в процессе изучения иностранного языка способствует решению больших и сложных задач нравственно-патриотического, мировоззренческого воспитания подрастающего поколения.

Актуальна историческая тема «Der Vaterländische Krieg von 1812», разработанная на немецком языке.

Тема выбирается при самом активном участии ребят. Преподаватель выступает в роли консультанта.

Работа над проектом предполагает несколько этапов. Первый этап – представление проекта в целом. Учащиеся ориентированы на сбор необходимой информации через такие источники как газеты и журналы, телевидение, радио, библиотеки, художественные фильмы. Собрав материал на родном языке, ребята обсуждают его в группах и приступают к написанию немецкого варианта. На следующем этапе школьникам предлагается рассказать о результатах своих поисков. При этом учащимися заполняется обобщающая таблица, в которой указываются источники информации, имена героев, их героические подвиги.

Свои впечатления об осуществленном проекте учащиеся излагают письменно в форме микросочинения или обсуждают устно.

После необходимых корректировок и добавок материала организуется выставка проектов.

Пример проекта по теме «Der Vaterländische Krieg von 1812».

Im Jahr 2012 begeht Russland ein denkwürdiges Datum seiner Geschichte: vor 200 Jahren fand der Vaterländische Krieg von 1812 statt. Die besondere Aufmerksamkeit wird jenen Orten und Denkmälern gelten, die mit diesen heroischen Ereignissen verbunden sind. Das Gebiet Moskau, insbesondere der Kreis Moshaisk, ist besonders reich an Denkmälern. Gerade dort befindet sich Borodino – jener Ort, wo Anfang September 1812 die Generalschlacht zwischen der russischen und französischen Armee stattfand. An jedem ersten Sonntag im September wird jetzt in Russland der Tag von Borodino oder der Tag des militärischen Ruhmes begangen.

Следует помнить, чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется в целостной системе обучения в школе (не только в обучении иностранному языку), причём совсем не обязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая подготовительная работа должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом» (см. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка.// Иностранные языка в школе. 2000. - №2, 3).

Основной целью подготовки и осуществления проектов военно-патриотического содержания является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного демократического государства, формирование у граждан РФ высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовность к выполнению конституционных обязанностей.

Известно, что предмет «Иностранный язык» имеет огромный воспитательный потенциал. Всё, что вкладываем мы в наших воспитанников сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, и это придает нам уверенность в том, что наша работа будет способствовать развитию и становлению нормального общества и сильной державы.

Каждый учитель иностранного языка с учётом возможностей своего предмета, способствует воспитанию у подрастающего поколения чувства любви к Родине, уважения к прошлому, ответственности за судьбу своей Родины.

Эту работу можно начать с изучения исторического материала. К примеру, на уроке иностранного языка использовать тексты, содержащие сведения об истории Отечества.

Следует шире использовать проектную деятельность, которая вызывает у школьников большой интерес. Разработка проектов, темой которых является «История Отечества», признаётся многими учителями перспективной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Быков А. К. «Патриотическое воспитание школьников при преподавании дисциплин гуманитарного цикла» // Воспитание школьников. – 2005.

2. Немецкий язык в Башкортостане: проблемы и перспективы: Материалы 4-й научно-практической конференции. – Уфа, 2009.

3. Тяптин Д.В. О разработке внеурочных межпредметных проектов по немецкому языку на тему «История Великой Отечественной войны».//Вопросы обучения иностранным языкам в образовательных учреждениях Республики Башкортостан. Материалы республиканских научно-практических семинаров по теме «Коммуникативная направленность в обучении иностранным языкам». - ИРО РБ, 2011 .

И.Г. Уланова,

учитель истории

МОУ Лицей № 96 (г. Уфа)

Наши рекомендации