Актуальные проблемы организации профильного обучения в школе
Морозова Л.М.
Сегодня общество нуждается в школе, которая может подготовить делового российского человека, отличающего высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией.
Реальные возможности для решения этого вопроса имеет профильное школьное образование, которое по своим целям и содержанию занимает промежуточное положение между общим средним и профессиональным образованием. Оно позволяет старшеклассникам приобрести по избранному профилю глубокие и разносторонние теоретические и прикладные знания, прочные практические навыки, подготовить себя к успешному продолжению образования в среднем (высшем) профессиональным учебном заведении соответствующего направления или к труду в сфере материального производства. Концепция модернизации российского образования предполагает организацию профильного образования обучающихся старшей ступени для формирования у них готовности к ответственному выбору дальнейшего жизненного пути с целью самоопределения и самореализации. Это означает проведение целенаправленной информационной работы с учащимися, родителями, общественностью по пропаганде предпрофильного и профильного обучения. Отсутствие системы в информационной работе не позволяет в полной мере освещать образовательные возможности школы.
Для реализации профильного образования на наш взгляд, в первую очередь необходима работа по подготовке кадров, которые могут качественно обеспечить информационную работу. При всех очевидно правильных, современных и актуальных трактовках профильного обучения, несомненную трудность для общеобразовательных учреждений составляет практическая реализация модели профильной школы. Основная проблема перехода на профильное обучение в школах видится в отсутствии системы организационного, методического и учебного сопровождения. Чтобы обеспечить переход от обеспечивающей модели обучения к сопровождающей, необходимо создать систему учебно-методического сопровождения учебного процесса. В условиях профильного обучения в сопровождении учебного процесса нуждаются как педагог, так и учащийся. Невозможно получить качественное образование, не имея качественного педагога. Новые требование к учителю профильной школы диктуют необходимость дальнейшей модернизации педагогического образования и повышения квалификации действующих педкадров. Проблема заключается не столько в своевременном прохождении курсов повышения квалификации, сколько в осмыслении нового качества профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества современного учителя.
Ещё одна проблема, которую необходимо решать при организации профильного обучения – отбор и использование эффективных педагогических технологий (технологии проблемного, модульного, дифференцированного, проектного образования, исследовательской деятельности, дистанционного обучения и др).
Актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых. При этом подразумевается не только самообразование как вид образовательной деятельности, характерный для удовлетворения индивидуальных познавательных интересов или дополнительного образования, но и существенное возрастание объема самостоятельной учебной работы школьников на уроках. В этих условиях существенно увеличится роль средств обучения, особое значение приобретут средства дистанционного обучения, информационных и телекоммуникационных технологий обучения, втом числе и дистанционных образовательных технологий. Фактически надо говорить о необходимости создания новой информационно-образовательной среды обучения, ориентированной на самостоятельную учебную деятельность, развитие творческих способностей обучаемых.
К сожалению, старшие школьники зачастую не готовы к самостоятельному образованию, в том числе с использованием компьютерных средств обучения и ресурсов Интернета.
Профильное обучение предполагает так же основательное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка-это другая важная проблема при его организации. Поэтому необходимо обучение педагогов консультативной и проектировочной деятельности, направленные на реализацию Концепции профильного обучения (Самусенко В.Н.Зачем изобретать велосипед (или еще раз о профильной школе)// Профильная школа.2004.№2.-С.34).
Контроль внедрения модели учебно-методического обеспечения организации профильных классов не всегда осуществляется на всех уровнях, таких как:
- уровень директора образовательного учреждения;
- уровень преподавателя;
- уровень учащегося;
- уровень родителя.
Разноуровневое исследование эффективности использования учебно-методического сопровождения образовательного процесса позволит оценить общую эффективность организации профильных классов.
Основная задача профильного обучения – обеспечение условий для реализации интересов, способностей и потребностей личности. Развитие творческой самостоятельности ученика, увеличение приёмов индивидуализации учебного процесса предопределяет необходимость продумать и выстроить не только обучение по индивидуальным учебным планам, но и систему дополнительной внеурочной деятельности.
Бесспорным эффективным методом обучения является организация исследовательской и проектной деятельности учащихся, которая позволяет научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей. Однако определенную проблему в условиях небольшого города представляет сотрудничество с другими учебными заведениями (профессиональными училищами, колледжами, лицеями, вузами).
Всем известно, что идея профильной школы тесно связана с прогнозированием рынка труда, с теми реальными потребностями производства, которые проявятся в ближайшие 5-7-10 лет. К сожалению, в настоящее время и рынок, и предприятия, на нём действующие, осознают свой кадровый дефицит, но не могут ясно и конструктивно предъявить его образованию. Но и образование, ощущая возможное перспективное поле самореализации будущих граждан, не в состоянии предъявить его рынку, потенциальным потребителям результатов деятельности нашей сферы.
Конечно, кроме обозначенных в статье проблем существуют и другие и их немало. Но профильное образование по своей сути призвано заложить прочное основание будущей самостоятельности школьника в труде и жизни. Школа не готовит ученых и не формирует профессиональные компетентности. Роль школы очень гуманна – раскрыть талант ребенка, создать условия для его проявления и открыть ему дорогу в профессиональную сферу деятельности, сформировав активную гражданскую позицию.