Фундаментальным критерием содержания нравственности
как системного образования служат…
а) традиции;
б) моральные нормы;
в) моральные принципы.
2. Нравственная культура общения представляет собой…
а) единство нравственного сознания и поведения;
б) совокупность нравственных идеалов и установок, норм и принципов поведения, являющихся фундаментом духовного облика личности;
в) манеры обхождения с представителями разных классов и сословий.
3. Принцип морального общения, выражающий любовь человека к Отечеству, своей Родине, гордость за ее успехи, верность гражданскому долгу, конкретную деятельность на благо народа, верность историческим традициям -…
а) патриотизм;
б) героизм;
в) самоотверженность.
4. Достижение наибольшей выгоды и пользы, потребительство - …
а) эгоизм;
б) утилитаризм;
в) квиетизм.
5. Конформизм -…
а) приспособленчество, некритическое следование стандартам и стереотипам поведения, отказ от личностной позиции;
б) моральная беспринципность, оправдание антигуманных действий;
в) пассивно-созерцательное и безразличное отношение ко всему происходящему.
6. Способность строить свои отношения с другими людьми с позиции добра и блага - …
а) альтруизм;
б) добродетельность;
в) героизм.
7. Совокупность норм и правил, регулирующих формы поведения, в которых отражаются морально-нравственные нормы -…
а) этикет;
б) этика;
в) профессиональная этика.
8. Моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими:
а) великодушие;
б) вежливость;
в) толерантность.
Способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми.
а) манеры;
б) этикет;
в) поведение.
10. Родиной этикета принято считать …
а) Францию;
б) Англию;
в) Италию.
Литература
1. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: учеб. Пособие/О.А. Баева. – 5-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2005. – 368 с С6-17, 62-83
2. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учеб. Пособие. –М.: Финансы и статистика, 2003. – 208 с С.С3-16, 51-69, 86-108; 115-192.
3. Зарайченко В.Е. Этикет государственного служащего: Учебное пособие для студентов вузов и колледжей. /Предисловие В.Г. Игнатова. 2-е изд., перераб. –М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2006. -320.-(Новые технологии)С. 55-169, 246-250, 259-287
4. Зарецкая Е.Н. Деловое общение: Учебник; в 2 Т. Т 1-2 – М.; Дело, 2002. Т 1 696с. Т 2 720с.397-487
1.Основы этических знаний Учебное пособие для вузов/ Под ред. Росенко М. -2-е изд., испр. И доп. –СПб: Лань, 2002. -223с. С.157-177
5. Шрейдер Ю.А. Этика. Введение в предмет: Учеб. Пособие для вузов. –М.: Текст, 1998. -271с. С. 211-241
6. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова: - Гардарики, 2001. -669с.
7. Этика: Энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.- 288с
Тема 7
Этика личных отношений. «Открытые» проблемы
современной культуры общения
План
1. Этика личных отношений
1.1 Дружба как высшая форма общения, ее критерии и свойства, «законы» дружбы.
1.2 Любовь как отношение.
1.3 Этика семейных отношений. Проблема семейных конфликтов.
2. «Открытые» проблемы современной культуры общения.
2.1 Этика общения в виртуальной реальности. Интернет-зависимость.
2.2 Молодежные субкультуры: моральные проблемы общения.
Основные понятия
Дружба, любовь, товарищество, приятельство, семья, виртуальная реальность, Интернет-зависимость, молодежная субкультура
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте виды общения: знакомство, дружба, приятельство, товарищество.
2. Классифицируя виды дружбы, Аристотель выделяет три: утилитарную, гедонистическую и совершенную. Какой смысл заключен в этих понятиях?
3. Как Вы считаете, представляют ли собой компьютер, Интернет, уход человека в виртуальную реальность угрозу межличностному общению?
4. Существует ли на Ваш взгляд, специфика общения в молодежной среде? В чем она проявляется? Сформулируйте Ваше понимание и отношение к направлениям современной молодежной субкультуры (хип-хоп, скинхеды и др.).
5. Поразмыслите над следующими афоризмами и сделайте выводы для себя:
«Любовь – самая сильная из всех страстей, потому что она одновременно завладевает головою, сердцем и телом» (Вольтер).
« Любить глубоко – это значит забыть о себе» (Ж.-Ж. Руссо).
«Любовь придает благородство даже тем, которым природа в нем отказала» (У. Шекспир).
«Любовь часто отнимает разум у того, кто его имеет, и дает тем, у кого его нет» (Д. Дидро).
«Мерою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит» (В.Белинский).
«Тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя» (М.М. Пришвин).
6. Раскройте сущность понятия: «такт». Что является основой такта?
7 .Тактичность – это врожденное или приобретенное качество личности? Аргументируйте ответ.