Методы и средства развития силовых способностей у младших школьников.
Метод максимальных усилий предусматривает выполнение заданий, связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления (например, поднимание спортсменом предельного веса).
Метод непредельных усилий предусматривает использование непредельных отягощений с предельным числом повторений (до отказа). В зависимости от величины отягощения, не достигающего максимальной величины, и направленности в развитии силовых способностей используется строго нормированное количество повторений от 5-6 до 100.
Метод динамических усилий, суть метода состоит в создании максимального силового напряжения посредством работы с непредельным отягощением с максимальной скоростью. Упражнение при этом выполняется с полной амплитудой. Применяют данный метод при развитии быстрой силы, т.е. способности к проявлению большой силы в условиях быстрых движений.
«Ударный» метод предусматривает выполнение специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц (например, спрыгивание с возвышения высотой 45-75 см с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх или прыжком в длину). После предварительного быстрого растягивания наблюдается более мощное сокращение мышц. Величина их сопротивления задается массой собственного тела и высотой падения.
Метод статических (изометрических) усилий. В зависимости от задач, решаемых при воспитании силовых способностей, метод предполагает применение различных по величине изометрических напряжений.
При воспитании максимальной силы изометрические напряжения следует развивать постепенно. После выполнения изометрических упражнений необходимо выполнить упражнения на расслабление. Тренировка проводится в течение 10-15 мин. Изометрические упражнения следует включать в занятия кА дополнительное средство для развития силы. Недостаток изометрических упражнений состоит в том, что сила проявляется в большей мере при тех суставных углах, при которых выполнялись упражнения, а уровень силы удерживается меньшее время, чем после динамических упражнений.
Статодинамический метод характеризуется последовательным сочетанием в упражнении двух режимов работы мышц - изометрического и динамического. Для воспитания силовых способностей применяют 2-6- секундные изометрические упражнения с усилием в 80 - 90 % от максимума с последующей динамической работой взрывного характера со значительным снижением отягощения (2-3 повторения в подходе, отдых 2-4 мин между сериями). Применение этого метода целесообразно, если необходимо воспитывать специальные силовые способности именно при вариативном режиме работы мышц в соревновательных упражнениях.
Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Число упражнений, воздействующих на разные группы мышц, продолжительность их выполнения на станциях зависят от задач, решаемых в тренировочном процессе, возраста, пола и подготовленности занимающихся.
Игровой метод предусматривает воспитание силовых способностей преимущественно в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждающих менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма.
К таким играм относятся игры, требующие удержания внешних объектов (например, партнера в игре «Всадники»), игры с преодолением внешнего сопротивления (например, «Перетягивание каната», игры с чередованием режимов напряжения различных мышечных групп (например, различные эстафеты с переноской грузов различного веса).
Отличительной особенностью учебных занятий в начальной школе является акцент на решение образовательных задач: овладение школой движений, формирование элементарных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни.
Физическое воспитание детей нельзя полностью осуществить только на уроках физической культуры. Необходима дополнительная двигательная деятельность занимающихся в виде выполнения домашних заданий по физической культуре.
Средствами развития силы являются физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением), которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Такие средства называются силовыми. Они условно подразделяются на основные и дополнительные. Состав средств воспитания силовых способностей человека приведен в
К основным средствам развития силы человека
1. Упражнения с весом внешних предметов: штанги с набором дисков разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнера и т.д.
2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела:
- упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет веса собственного тела (подтягивание в висе, отжимания в упоре, удержания равновесия в упоре, в висе);
- упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних предметов (например, специальные пояса, манжеты);
- упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счет использования дополнительной опоры;
- ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счет инерции свободно падающего тела (например, прыжки с возвышения 25-70 см и более с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх).
3. Упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа (например, силовая скамья, силовая станция, комплекс «Универсал» и др.).
4. Рывково-тормозные упражнения. Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц-синергистов и мышц- антагонистов во время локальных и региональных упражнений с дополнительным отягощением и без них.
5. Статические упражнения в изометрическом режиме (изометрические упражнения):
- в которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий с использованием внешних предметов (различные упоры, удержания, поддержания, противодействия и т.п.);
- в которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий без использования внешних предметов в самосопротивлении.
К дополнительным средствам развития силы человека относят:
A) Упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки по рыхлому песку, бег и прыжки в гору, бег против ветра и т.д.);
Б) Упражнения с использованием сопротивления упругих предметов (эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и т.п.);
B) Упражнения с противодействием партнера.
Не все из перечисленных средств подходят детям. Силовые упражнения выбираются в зависимости от характера задач воспитания силы.
По степени избирательности воздействия на мышечные группы силовые упражнения подразделяются на локальные (с усиленным функционированием примерно 1/3 мышц двигательного аппарата), региональные (с преимущественным воздействием примерно 2/3 мышечных групп) и тотальные, или общего воздействия (с одновременным или последовательным активным функционированием всей скелетной мускулатуры).
Силовые упражнения могут занимать всю основную часть занятия, если воспитание силы его главная задача. В других случаях силовые упражнения выполняются в конце основной части занятия, но не после упражнений на выносливость. Силовые упражнения хорошо сочетаются с упражнениями на растягивание и расслабление.
Частота занятий силового направления должна быть до трех раз в неделю. Применение силовых упражнений ежедневно допускается только для отдельных небольших групп мышц.
При использовании силовых упражнений величину отягощения дозируют или весом поднятого груза, выраженного в процентах от максимальной величины, или количеством возможных повторений в одном подходе, что обозначается термином повторный максимум (ПМ). В первом случае вес может быть минимальным (60% от максимума), малым (от 60 до 70% от максимума), малым (от 60 до 70% от максимума), средним (от 70 до 80% от максимума), большим (от 80 до 90% от максимума), максимальным (свыше 90% от максимума). Во втором случае вес может быть: предельным 1 ПМ, околопредельным 2-3 ПМ, большим 4-7 ПМ, умеренно большим 8-12 ПМ, малым 19-25 ПМ, очень малым свыше 25 ПМ.
При развитии силы у детей необходимо учитывать, что наиболее полезными и эффективными средствами для физического воспитания младших школьников являются упражнения, включенные в программы по физическому воспитанию образовательных учреждений.
В программный материал 1-4 классов входят гимнастические и акробатические упражнения:
1) простейшие виды построений (в шеренгу, колонну по одному, круг) и перестроений ( по звеньям, по заранее обусловленным местам, из колонны по одному в колонну по два, из одной шеренги в две и т.д.);
2) общеразвивающие упражнения без предметов и с разнообразными предметами (с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, обручем, набивным мячом массой 1 кг);
3) упражнения в лазании (по гимнастической стене и канату, по наклонной скамейке в упоре присев и стоя на коленях) и перелазании (через горку матов, гимнастическую скамейку, гимнастическое бревно, коня);
4) в равновесии (стойка на одной ноге на полу или гимнастической скамейке, ходьба по гимнастической скамейке и бревну высотой 50 - 100 см с выполнением различных заданий);
5) несложные акробатические упражнения (группировка, перекаты в группировке, кувырок вперед, кувырок в сторону, кувырок назад, стойка на лопатках и др.);
6) танцевальные упражнения;
7) упражнения на гимнастических снарядах (прыжки с мостика на козла или коня высотой 100 см, ходьба по бревну с выполнением тоя и в приседе поворотов на 90 и 180 градусов, висы на гимнастической стенке и др.);
8) упражнения со скакалкой.
Легкоатлетические упражнения:
- ходьба (обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, с различным положением рук и др.);
- бег с максимальной скоростью до 60 м;
- бег в равномерном темпе до 10 мин;
- челночный бег 3x5, 3x1 Ом;
- прыжки в длину с разбега с 7-9 шагов;
- прыжки в высоту с прямого и бокового разбега;
- прыжки на одной и двух ногах на месте, с поворотом на 90-360 градусов, с продвижением вперед на одной и двух ногах;
- эстафеты с бегом на скорость и прыжками;
- преодоление с помощью бега и прыжков полосы из 3-5 препятствий;
- метание малого мяча на дальность и в цель из разных исходных положений правой и левой руками.
Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить преимущественно в игровой и соревновательной форме, которые должны доставлять детям радость и удовольствие.
Лыжная подготовка:
- скользящий и ступающий шаг;
- передвижение попеременным двухшажным ходом;
- подъемы и спуски с небольших склонов;
- повороты на лыжах на месте и в движении;
- прохождение учебных дистанций (1-2 км).
Плавание:
- специальные плавательные упражнения для освоения с водной средой (погружение под воду с открытыми глазами, задержка дыхания под водой и выдох в воду, «поплавок», скольжение на груди, спине и др.);
- движения ног и рук при плавании способами кроль на груди, кроль на спине или брасс;
- проплывание одним способом 25-50 м.
Простейшие единоборства: «Бой петухов», «Часовые и разведчики», «Перетягивание в парах», «Выталкивание из круга».
Учебной программой предлагается определенное количество подвижных игр, направленных на развитие творчества, воображения, внимания, воспитания инициативности, самостоятельности действий. Содержание подвижных игр составляют двигательные действия, которые хорошо освоены школьниками.
Тесты для измерения силы
В практике физического воспитания количественно-силовые возможности оцениваются двумя способами: 1) с помощью измерительных устройств — динамометров , динамографов, тензометрических силоизмерительных устройств; 2) с помощью специальных контрольных упражнений, тестов на силу.
Современные измерительные устройства позволяют измерять силу практически всех мышечных групп в стандартных заданиях (сгибание и разгибание сегментов тела), а также в статических и динамических усилиях (измерение силы действия спортсмена в движении).
В массовой практике для оценки уровня развития силовых качеств наиболее часто используются специальные контрольные упражнения (тесты). Их выполнение не требует, какого-либо специального дорогостоящего инвентаря и оборудования. Для определения максимальной силы используют простые по технике выполнения упражнения, например жим штанги лежа, приседание со штангой и т.п. Результат в этих упражнениях в очень малой степени зависит от уровня технического мастерства. Максимальная сила определяется по наибольшему весу, который может поднять занимающийся (испытуемый).
Для определения уровня развития скоростно-силовых способностей и силовой выносливости используются следующие контрольные упражнения : прыжки через скакалку, подтягивания ), отжимания на параллельных брусьях, от пола или от скамейки , поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями, висы на согнутых и полусогнутых руках , подъем переворотом на высокой перекладине, прыжок в длину с места с двух ног , тройной прыжок с ноги на ногу (вариант — только на правой и только на левой ноге), поднимание и опускание прямых ног до ограничителя , прыжок вверх со взмахом ) и без взмаха рук (определяется высота выпрыгивания), метание набивного мяча (1 — 3 кг) из различных исходных положений двумя и одной рукой и т.д. Критериями оценки скоростно-силовых способностей и силовой выносливости служат число подтягиваний, отжиманий, время удержания определенного положения туловища, дальность метаний (бросков), прыжков и т.п.
По большинству из этих контрольных испытаний проведены исследования, составлены нормативы и разработаны уровни (высокий, средний, низкий), характеризующие разные силовые возможности
Для определения мышечной силы подбираются упражнения с преодолением сопротивления. При измерении статической силы используются разные динамометры (кистевые, становые). Для измерения динамической силы детей школьного возраста используют упражнения с преодолением массы собственного тела, которые свидетельствуют скорее об уровне силовой выносливости. Тесты на силу должны быть комплексными и подобранными для основных мышечных групп плечевого пояса, спины, живота, ног.
Примером комплекса тестов для определения "минимальной силы" есть тест "Крауса - Вебера", который состоит из 6 упражнений:
1. Для определения силы мышц живота и разгибателей тазобедренного сустава используется упражнение "сед из положения лежа на спине, руки за головой". В том случае, если ученик не может подняться, он получает 0 баллов, если выполняет упражнение частично с помощью преподавателя - 5 баллов, при правильном самостоятельном выполнении - 10 баллов.
2. Для определения силы мышц живота используется упражнение "сед из положения лежа на спине с согнутыми коленями". Подсчет баллов делается так как и при выполнении первого упражнения.
3. Для определения силы мышц-сгибателей тазобедренного сустава и мышц живота применяется упражнение "поднимание ног из положения лежа на спине". Ученик, который тестируется должен поднять ноги на высоту 10 дюймов (25,4 см) над полом и как можно дольше удержать их в этом положении. За каждую секунду присуждается один балл. Максимальное количество присуждаемых баллов - 10.
4. Для определения силы мышц спины используется упражнение "поднимание туловища из положение лежа на животе". Тот, кто тестируется ложится на живот на специальную подушку, руки кладет за голову.
Партнер фиксирует его ноги, после чего он поднимает туловище и удерживает его в этом положении на протяжении 10 с. Подсчет баллов проводится так, как в предыдущем упражнении.
5. Исходное положение следующего упражнения - "поднятие ног в положении лежа на животе": - такое же, как и в предыдущем. Партнер фиксирует верхнюю часть его туловища, после чего испытуемый поднимает прямые ноги над полом и удерживает их в этом положении на протяжении 10 с.
Подсчет баллов проводится также, как в упражнении 3.
6. Последнее упражнение - наклон туловища - выполняется с целью определения уровня развития гибкости. Тестируемый должен тронуть кончиками пальцев пол - в этом случае упражнение считается выполненная. Если же он не дотягивается до пола, то результат составляет количество сантиметров от пола до кончиков пальцев со знаком минус.
Подсчитывается общее количество баллов. Краус считает, что лица, которые не в состоянии выполнить эти минимальные требования, не могут считаться в достаточной степени физически развитыми.
Заключение
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности).
В возрасте 7-10 лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выделяется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. А это создает условия, способствующие успешной физкультурно-спортивной ориентации детей школьного возраста, определению для каждого из них оптимального пути физического совершенствования.
При развитии силовых способностей решаются три основных задачи.
Первая задача - общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата человека. Она решается путем использования избирательных силовых упражнений. Здесь важное значение имеют их объем и содержание. Они должны обеспечить пропорциональное развитие различных мышечных групп. Внешне это выражается в соответствующих формах телосложения и осанке. Внутренний эффект применения силовых упражнений состоит в обеспечении высокого уровня жизненно важных функций организма и осуществлении двигательной активности. Скелетные мышцы являются не только органами движения, но и своеобразными периферическими сердцами, активно помогающих кровообращению, особенно венозному.
Вторая задача - разностороннее развитие силовых способностей в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий (умений и навыков). Данная задача предполагает развитие силовых способностей всех основных видов.
Третья задача - создание условий и возможностей (базы) для дальнейшего совершенствования силовых способностей в рамках занятий конкретным видом спорта или в плане профессионально-прикладной физической подготовки. Решение этой задачи позволяет удовлетворить личный интерес в развитии силы в будущем с учетом двигательной одаренности, вида спорта или выбранной профессии.
Воспитание силы может осуществляться в процессе общей физической подготовки (для укрепления и поддержания здоровья, совершенствования форм телосложения, развития силы всех групп мышц человека) и специальной физической подготовки (воспитание различных силовых способностей тех мышечных групп, которые имеют большое значение при выполнении основных соревновательных упражнений). В каждом из этих направлений имеется цель, определяющая конкретную установку на развитие силы, а также задачи, которые необходимо решить, исходя из этой установки. В связи с этим подбираются определенные средства и методы воспитания силы. Необходимо использовать комплексный подход.
Силовая подготовка должна быть спланирована с учетом возрастных особенностей развития, способствовать развитию всех функциональных систем и благоприятно сказываться на развитии различных сторон моторики младших школьников. В начале каждого занятия должна проводиться разминка - комплекс специально подобранных физических упражнений. Основная часть тренировочного занятия при развитии силы должна быть направлена на развитие мышечных групп.
Библиографический список
1. Барабаш, С.Ф. Специальные упражнения легкоатлетов [Текст] / С.Ф. Барабаш, Н.А. Белых, П.Т. Богачик – 2-е изд., исправленное и дополненное. – М.: Физкультура и спорт, 1966. -110с.
2. Комаров, А.В. Научно – Физическая культура в школе [Текст] научно – методическое пособие / А.В. Комаров. – М.: Школа – Пресс, 1997. – 114с.
3. Хрущев, С.В. Тренеру о юном спортсмене [Текст] / С.В. Хрущев, М.М. Круглый. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 157с.
4. Гойхман, П.Н. Легкая атлетика в школе [Текст] / П.Н. Гойхман, О.Н. Трофимов. – М.: Физкультура и спорт, 1972. – 200с.
5. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] учебное пособие для студентов высш. учеб. Заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480с.
6. Виленский, М.Я. Физическая культура: учебн. для учащихся 5-7 кл. общеобразоват. учреждений [Текст] / М.Я. Виленский, И.М. Туремский, Т.Ю. Торочкова и др. – М.: Просвещение, 2006. – 156с.
7. Попов, В.Б. Юный легкоатлет [Текст] пособие для тренеров ДЮСШ / В.Б. Попов. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 224с.
8. Портнов, В.П. Прыжок в высоту [Текст] / В.П. Портнов. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 56с.
9. Попов, В.Б. Прыжок в длину: многолетняя подготовка [Текст] / В.Б. Попов. – М.: Олимпия Пресс, Терра – Спорт, 2001. – 160с.
10. Набатникова, М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов [Текст] / М.Я. Набатникова. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 227с.
11. Лях, В.И. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов [Текст] пособие для учителей физической культуры / В.И. Лях. – М.: Просвещение, 2006. – 143с.
12. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст] / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: «Академия», 2000. – 213с.
13. Жуков, М.Н. Подвижные игры [Текст] / М.Н. Жуков. – М.: «Академия», 2000. – 257с.
14. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников [Текст] / В.И. Лях. – М.: «Академия», 1998. – 354с.
15. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена [Текст] / А.Г. Хрипкова. – М.: «Просвещение»,1998. – 103с.
16. Черевков, М.А. Спорт – детям [Текст] / М.А. Черевков. - М.: «Физкультура и спорт» , 1999. – 423с.
17. Шиян, Б.М. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Б.А. Ашмарин, Б.Н. Минаев. – М.: «Просвещение»,1998 – 387с.