Деятельность и ее социально-педагогическая характеристика
Деятельность — это целенаправленное преобразование человеком природной и социальной действительности. Известно, что в ее струк- туру (компонентный состав) входят: цель, мотив, средства, действия по их применению и результат. Всякая деятельность включает также и определенные отношения в ней субъекта (см. схему 1).
Схема 1. Структура деятельности
Примечание:
Ц — цель; М — мотив; С — средства; О — отношения в деятельности; Д — действия по применению средств; Р — результат.
Каждый компонент деятельности имеет свой социально-педагоги- ческий потенциал воздействия на субъекта ее осуществления. Это воздействие отражается на его личности и поведении.
Цель — идеальное представление результата своей деятельности. Она определяется в соответствии с возрастом, индивидуальными склонностями, развитием и воспитанием человека. В ранние годы —
Глава 6. Деятельность и се социально-педагогическая характеристика 75
это удовлетворение какой-либо потребности, познание. Со временем она все в большей и большей степени отражает особенности индиви- дуальности растущего человека, его интересы, увлечения, впоследст- вии в профессиональной деятельности целью становится профессио- нализм и мотивация специалиста.
По своей направленности и социальной обусловленности цели де- ятельности могут соответствовать и не соответствовать принятым в обществе требованиям. По этим показателям можно судить о ее вли- янии на развивающуюся личность: в частности, о нормальном (ненор- мальном), естественном, соответствующем (не соответствующем) воз- расту и полу развитии человека; неординарном, творческом развитии; деструктивном (асоциальном, антисоциальном) развитии и пр.
Характер целей деятельности способствует формированию субъ- екта как исследователя или практического деятеля, исполнителя или творца-созидателя. Одновременно у него появляется особое мировоз- зрение, общая направленность (потребности, интересы, цели, идеалы в жизни, субъектный статус специалиста, его мотивация).
Мотивы — это то, что побуждает человека к деятельности. Они во многом определяют своеобразие личности, характеризующее ее спо- собность управлять собой, мобилизовывать себя на самостоятельную деятельность по достижению осознанных целей или действовать по принуждению. В основе мотивов лежат потребности (врожденные и приобретенные), осознаваемая причина, воздействующая на выбор действий и поступков личности.
Мотивы (мотивация) рассматриваются во взаимосвязи с характе- ром деятельности. В этом случае легче понять их влияние на челове- ка. Они имеют общий, частный или ситуативный характер. Мотивы общего характера определяют типическое в личности (особенности ее направленности, субъектный статус); частные чаще всего характери- зуют увлечения человека и либо их укрепляют, либо ослабляют; си- туативные по-разному отражаются на личности субъекта деятель- ности.
Средства — это то, что человек выбирает для использования в процессе деятельности и посредством чего он добивается достижения цели. По своей социальной значимости они могут быть: приемлемыми для данного возраста человека, его возможностей; принятыми в обще- стве, в профессиональной среде; новыми, нетипичными, неординар- ными, но более эффективными, характеризующими своеобразие твор- ческой личности; неприемлемыми для данной социальной среды, противоречащими ее нормам и правилам, характерными для асоци- альной личности (для такой личности любые средства хороши, лишь бы они обеспечивали достижение прогнозируемого результата).
76 Раздел II. Социальное формирование личности
Социально-педагогический фактор выбора средств деятельности обусловливает своеобразие развития человека. Он, с одной стороны, определяет, что это з.а личность, с другой — как она характеризуется. Например, нормально развитому человеку присущ выбор средств де- ятельности, соответствующих его возрасту и требованиям данного об- щества; для неординарного (одаренного) — инициативный, творчес- кий, не противоречащий требованиям данного общества; для асоци- ального — неадекватный (для него приемлем выбор любых средств деятельности, позволяющих быстро получить прогнозируемый ре- зультат). Преимущественный выбор средств деятельности человеком может быть и его характеристическим показателем. По нему можно судить, какова данная личность, какова направленность ее развития.
Американский социолог Р. Мертон еще в 1930-е гг. выдвинул тео- рию социальной аномии (от греч. а — отрицательная частица и nomos — закон), которая обосновывала формирование отклоняющего- ся поведения индивида. Во всяком обществе господствуют определен- ные цели и средства их достижения. В зависимости от характера целей и средств, которые преимущественно выбирает человек в про- цессе его жизнедеятельности, из него формируется и соответствую- щий тип личности. Он может соответствовать социальным нормам конкретного общества и не соответствовать им, быть асоциальной личностью.
Действия (применение средств), направленные на достижение цели, получение прогнозируемого результата. Они непосредственно способствуют развитию и закреплению у исполнителя умений и на- выков действий, определенных качеств личности. Одновременно практические действия подтверждают или опровергают прежние ми- ровоззренческие установки, сложившийся (складывающийся) опыт.
Отношение — это связь, которая характеризуется через проявле- ние внутреннего расположения, потребности в самореализации чело- века в данной деятельности. Оно сопутствует всякой деятельности. Это проявление чувственного отношения человека к самому себе в деятельности, объекту деятельности, выполняемой деятельности и ее результату.
Отношение к самому себе в деятельности формируется у человека со временем. Наиболее ярко оно выражается в профессиональной де- ятельности. Формы его проявления у разных людей могут быть самы- ми разнообразными: от ответственного, критичного и требовательного у соответствующего человека до абсолютно безразличного у неспособ- ного решать стоящие перед ним задачи, достигать поставленной цели и даже негативного — у человека, не желающего действовать. Человек может любить только себя, любить себя в деятельности, стоять как бы
Глава б. Деятельность и ее социально-педагогическая характеристика 77
над ней, быть очень требовательным к себе, своей деятельности, а также быть абсолютно безразличным к себе, к своей деятельности, не верить в себя, свои возможности и пр.
Отношение к объекту деятельности. Оно особенно характерно для профессиональной деятельности специалиста, работающего с людь- ми, — социального работника. Позитивное, заинтересованное отноше- ние создает некоторую гармонию, обеспечивающую высокую продук- тивность совместной деятельности. Глубокое эмоциональное участие специалиста ведет к сопереживанию, оставляющему соответствую- щий след и сказывающемуся на деформации его чувственной сферы. Такое отношение к объекту деятельности часто имеет место в работе с людьми, имеющими особые нужды.
Отношение к выполняемой деятельности. В нем проявляется сам человек, его стремление добиться качества, проявить свое профессио- нальное мастерство, индивидуальную технику. Оно показывает, как специалист относится к самой деятельности — заинтересованно, от- ветственно или формально, безразлично и пр.
Отношение к результату деятельности. И здесь можно наблю- дать безразличие, когда деятельность осуществляется ради деятель- ности (выполнение ее по служебной необходимости), процесса дея- тельности (характерное для раннего детства); искреннюю и глубокую заинтересованность в результате. Чем больше заинтересованность специалиста в результате деятельности, тем большее влияние дости- жение (не достижение) оказывает на его личность. Положительный результат укрепляет у специалиста уверенность в себе, своих возмож- ностях, профессионализме; отрицательный ведет к растерянности, по- тере уверенности в себе, своих способностях, разочарованию в про- фессии и пр.
Чем большее чувство проявляется в деятельности человека, тем значительнее его участие в ней и самоотверженность и наоборот. По- ложительное отношение и результативность способствуют укрепле- нию желания заниматься именно этой деятельностью, формированию уверенности в своих силах, увлеченности; негативное отношение, на- против, — отсутствию интереса, безразличию, неуверенности и пр. Отношение к деятельности сильно влияет на развитие чувственной сферы человека, его страстности.
Результат — это то, чего достигает человек в итоге деятельности. Он оказывает не менее важное влияние на развитие личности. В зави- симости от того, что и как получает человек в процессе деятельности, у него формируются уверенность в своих силах или, наоборот, неуверен- ность; способность прогнозировать результат и достигать его или дей- ствовать по ситуации, ориентируясь на то, что получится, и т.д.
78 Раздел II. Социальное формирование личности