Количественные и качественные исследования
Термины «количественный» и «качественный» применительно к исследованиям используются более ста лет, когда представители зарождающейся социологии дискутировали о том, как следует изучать общество: подсчитывая повторяющиеся случаи поведения (статистические данные, специально организованные наблюдения и др.), или фиксируя и осмысляя отдельные проявления поведения людей, определяя их причины, связи, динамику (в среде социологов дискуссии «качественников» и «количественников» продолжается и поныне). За этим противопоставлением стоят различные методологические подходы: количественный подход основывается на позитивистской методологии, основанной на представлении об объективной и предсказуемой реальности и опирающейся на получение научного знания индуктивным путем: от выявленных фактов к обобщающей теории. Здесь доказательство истинности знания происходит путем опоры на формализованные способы подсчета, логического выведения теоретического знания из эмпирического. Качественный же подход опирается на релятивистские, конструктивистские, феноменологическике, интеракционистские методологические представления, в соответствии которыми мир изменчив и непредсказуем. Истинность полученного знания здесь перестает быть абсолютной: всякое исследование неполно и противоречиво, любое полученное знание ценно. В конечном итоге важно помнить, что сами эти методологические подходы связаны с философскими понятиями качества (как системы существенных, наиболее важных свойств объекта, отличающих его от других объектов) и количества (как однородной определенностью объекта, по которой его можно реально или мысленно разделить на однородные части, или «собрать» из них, выразив величину, число, объем, темп протекания процессов, степень развития свойств), с видом наук (номотетические или идеографические), со способами использования полученного в познавательной деятельности знания.
Этим и обусловлены различия между количественными и качественными исследованиями в социальных и гуманитарных науках. Во-первых, различен характер получаемых знаний. Количественные исследования нацелены на получение знаний о мире, причем сами эти знания помогают развитию науки и культуры человечества в целом. Качественные исследования исходят из того, что знания ценны сами по себе, хотя и должны быть нацелены на улучшение жизни человека и общества. Отсюда и специфика в постановке целей: количественные исследования нацелены на объяснения, прогнозирование, доказательство, а качественные – на открытие, применение, описание. В количественных исследованиях изучаются объективные законы и закономерности, в количественных – субъективные явления.
Во-вторых, научно-логическая структура, планы исследований также различаются: в количественных исследованиях вначале обнаруживаются проблемы, выдвигаются гипотезы, которые потом доказываются на основе формализованных (прежде всего математико-статистических) способов. Качественное же исследование может начаться с изучения того, почему имеет место специфическое явление, по каким причинам возник тот или иной феномен, и только затем, в процессе познавательной деятельности выявляются имеющиеся проблемы, формируются и проверяются гипотезы, а доказательство полученных знаний – не самое главное. Исследователи отмечают: «Качественное исследование, основывающееся на интерпретационной парадигме, является исследовательским по природе, позволяя исследователям получать информацию в областях, о которых мало известно» [118, p. 329].
В-третьих, различаются и методы исследования: в качественных исследованиях широко используются неструктурированные, недирективные способы, методы зачастую создаются в ходе самого исследования, а использование известных методов приобретает особую специфику. В количественных же исследованиях используются методы глубоко структурированные, стандартизированные, директивные, при соблюдении строго определенных условий. Использование подсчетов – не основной признак количественных исследований, хотя они и отвечают чаще на вопрос «сколько?», чем «что» и «почему» и в них часто прибегают к математико-статистических методам. В качественных исследованиях также могут применяться статистические процедуры (чаще – описательные и классифицирующие, факторный анализ). Возможно и сочетание количественных и качественных методов в одном исследовании. В количественном исследовании качественные методы являются вспомогательными, служат на раннем и заключительном этапах интерпретации, а в качественных вспомогательными становятся методы количественные, используемые для усиления достоверности предположений.
Наконец, в-четвертых, различаются и результаты исследований. Полученные данные в количественных исследованиях всегда могут быть выражены в виде чисел, схем, графиков, таблиц, формул, а в качественном – еще и в виде описаний, рисунков, различных артефактов. Количественные исследования могут обеспечить относительную объективность, точность, возможность проверки полученных данных. Однако, в психологии и педагогике, где невозможно контролировать все факторы и условия, велика опасность сведения исследования к описанию только структуры, к формализму, в котором могут быть упущены существенные содержательные стороны изучаемого, его уникальные черты, связь с другими явлениями и процессами. О. Христофорова, рассматривая модернистские и постмодернистские подходы в социологических исследованиях, справедливо замечает: «В видимой рациональности математического анализа скрыты иррациональные компоненты. Основным таким компонентом является сакрализация исследователем числа, вера в его статистическую значимость… Реальный социальный мир заменяется статистической реальностью, в которой закодированные мнения людей начинают говорить своим особым языком — языком распределений, процентов, значимостей, что подводит модерн к состоянию постмодерной множественности реальностей» [111, с. 180].
К достоинствам исследований качественных следует отнести широту взгляда на проблему, целостность подхода к изучаемому явлению, возможность описать не только структуры, но и процессы, а результаты и выводы могут распространяться на рассмотренное явление в целом. Недостатки качественных исследований – в том, что в них всегда проявляется субъективизм, они чаще всего не позволяют выявлять причинно-следственные связи, а выводы зачастую невозможно «состыковать» с выводами и результатами других исследований.
В конечном итоге и достоинства и недостатки количественных и качественных исследований – в том, что исследования количественные основаны на безликих, но выверенных стандартах и методах для изучения и доказательства знания, а качественные – всегда связаны с личностью исследователя, не опирающегося на стандарты, использующего методы только для описаний и интерпретации.
Обобщая, можно выделить основные различия качественных и количественных исследований по нескольким характеристикам, изложенным в таблице 1.
Таблица 1