А), ученики делают вывод, что в задачах 1 и 2 не достает дан-
Ных. Учитель записывает на доске кратко текст одной и дру-
Гой задачи.
Было 2) Было _ 40 в.
Взяли – 10 в. Взяли
Осталось _ ? Осталось _ ?
Записи помогают детям выполнить пункт задания г),
Т. е. дополнить условие каждой задачи и ответить на ее воп-
Рос. Ученики дополняют краткие записи. Затем первый
вариант записывает в тетрадях решение задачи 1, а второй
вариант решение задачи 2. Советуем учителю предложить
детям и такие записи:
а) Было _ 40 в. б) Было _ ? в.
Взяли _ 50 в. Взяли _ 50 в.
Осталось _ ? в. Осталось _ 40 в.
В) Было _ 40 в. г) Было _ 40 в.
Взяли _ ? в. Взяли _ ? в.
Осталось _ 50 в. Осталось _ 30 в.
Обсуждение приведённых выше записей позволит педаго-
Гу выяснить, насколько осознанно учащиеся выбирают ариф-
Метическое действие для ответа на вопрос задачи и представ-
Ляют ли они ту ситуацию, которая описана в ней.
Решение задач б) и г) рекомендуем оформить в тетрадях.
Выполняя задание 173, ученики самостоятельно записы-
Вают в тетрадях неравенства и при проверке читают их. По-
Лезно обсудить, чем похожи и чем отличаются числа в нера-
Венствах. Например, 54 _ 45. (Числа записаны одинаковыми
Методические рекомендации к урокам. II четверть
Цифрами 5 и 4. Но в числе 54 цифра стоит в разряде десятков
И обозначает 5 дес., в числе 45 она стоит в разряде единиц и
Обозначает 5 ед.)
Для повторения ранее изученных вопросов учитель может
Предложить детям и другие задания. Например, записать
Числа в неравенствах в виде суммы разрядных слагаемых
(80 _ 7 _ 70 _ 8); записать числа в неравенствах в виде раз-
Ности двух чисел (90 _ 3 _ 80 _ 2).
Задание 174 обсуждается фронтально. Для ответа на воп-
Рос задачи достаточно сравнить числа (8 _ 9), и сделать вы-
вод: «Победитель Маша, т. к. результаты двух других попы-
ток у девочек одинаковые». Важно, чтобы, выполняя пункт
В), учащиеся обосновывали, что для ответа на предложенный
Вопрос нужно выполнить арифметическое действие. Же-
лательно, чтобы учитель записывал эти вопросы на доске,
Т. к. не все дети могут воспринимать их на слух.
Работу с № 90 ТПО № 1 советуем начать в классе и про-
Должить затем дома. Для домашней работы учитель может
использовать задачи из раздела «Проверь себя, научился ли
ты решать задачи».
На дом: задание 504, № 90 ТПО № 1.
УРОК 6. (Задания175–177, 505)
Цель. Формировать умение решать задачи, используя схе-
Му. Совершенствовать вычислительные умения и навыки.
После проверки домашней работы фронтально обсуждается
задание 175. Задача читается вслух 2 _ 3 раза, затем дети
Читают текст про себя, самостоятельно анализируют схе-
Мы, нарисованные Мишей и Машей, и выбирают ту, которая
соответствует задаче (отмечают её галочкой простым каран-
дашом). На доске учитель пишет имена:
Миша Маша
3 3 3 3 3 3 3
Все __________желающие ученики отмечают галочкой _ кто невни-
Мательно читал задачу. Полезно провести беседу и разобрать-
ся, что значит «невнимательно читать задачу». Например,
Учитель может предложить детям подчеркнуть в тексте то
Слово, на которое Миша не обратил внимания (из них).
Методические рекомендации к урокам. II четверть
Правильную схему желательно вынести на доску и, поль-
зуясь приёмом «движения рук», показать на ней, что означа-
ют слова: «Из них 9 в клетку, а остальные в линейку».
После проведения подготовительной работы ученики
Самостоятельно записывают решение задачи в тетрадях.
Задача.
Т.)
Ответ: 5 тетрадей в линейку.
Рекомендуем учителю нарисовать на доске такую схему:
и выяснить у детей: будет ли она соответствовать данной за-
Даче. (Нет, т. к. здесь известно количество тетрадей в клет-
Ку. Это схема к другой задаче.) Учитель предлагает детям
Составить текст задачи, который соответствует этой схеме.
Интересно предложить ученикам и такую схему:
Она отличается от правильной только тем, что отрезок,
Обозначающий 9 тетрадей, отложен от правого конца пря-
Мой. Поэтому эта схема также соответствует задаче.
Анализируя первые три тройки чисел в задании 176,
Ученики пытаются сформулировать правило, предлагая
различные варианты. Например, если сложить второе и тре-