ОРГАНИЗАЦИЯ физического воспитания студентов В ВУЗЕ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Зайцев А.А. профессор, д.п.н. зав. кафедрой физической культуры Калининградского государственного технического университета,
Целью настоящей работы стало выявление и анализ противоречий, возникающих при организации физического воспитания студентов и обоснование путей их разрешения. Контент-анализ программ физического воспитания студентов вузов общероссийского, отраслевого и вузовского уровней и сопоставление его данных с реальным опытом организации этого процесса выявил следующие противоречия: - между требованиями программ к распределению студентов по учебным отделениям на основе медицинских показаний и реальным планированием учебной нагрузки кафедр, исходя из общеуниверситетских требований; - между требованиями к организации физического воспитания в специальной медицинской группе, разработанными специалистами лечебной физической культуры и отсутствием необходимых кадровых и материальных ресурсов на кафедрах, - между требованиями включения в физкультурную деятельность лиц, освобожденных от практических занятий и отсутствием каких-либо рекомендаций по ее методическому обеспечению, - между необходимостью организации профессионально-прикладной подготовки на учебных занятиях, огромным количеством рекомендаций по проблеме и реальными требованиями большинства профессий к физической подготовленности специалиста, - между перечнями компетенций в сфере физической культуры, определяемыми различными учебно-методическими объединениями для направлений подготовки бакалавров и реальными возможностями учебного процесса, - между признанием новым ГОСТом обязательности дисциплины «Физическая культура» с выделением ее в самостоятельный блок и отсутствием в большинстве учебных планов вузов этой дисциплины по очно-заочной и заочной формам обучения.
В течение десяти лет на кафедре физической культуры Калининградского государственного технического университета разрабатывались и апробировались пути разрешения выявленных противоречий. Согласно исходным данным ФГОС ВПО раздел «Физическая культура» трудоемкостью 2 зачетные единицы реализуется (при очной форме обучения), как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов подготовки, должен составлять не менее 360 часов. Вместе с тем ФГОС ВПО не определяет часовой эквивалент зачетной единицы. Руководители УМО рекомендуют устанавливать его в пределах от 30 до 36 академических часов, более того «есть мнение», что данный показатель может быть разным в разных учебных планах. При таком подходе теряется смысл зачетной единицы как меры трудоемкости учебной работы. Поэтому представляется целесообразным установить в вузе единый часовой эквивалент зачетной единицы(или достаточно узкий диапазон изменения его).При разработке учебного плана подготовки бакалавра по ФГОС ВПО по разделу «Физическая культура» приемлемым является вариант, при котором они проводятся в течение первых шести семестров по 60-70 часов в семестре. Однако, зачетные единицы по физической культуре (их всего 2) могут войти в «бюджет» не более двух семестров.
Предлагается следующее решение по разделу «Физическая культура»:
- семестр 1– 72 часа (1 з.е.), в т.ч. 12 часов – начальный лекционный курс по физической культуре «Основы физической культуры», 60 часов – практические занятия; - семестры 2,3,4,5 – по 64 часов практических занятий (без зачетных единиц); - семестр 6 – 72 часа (1 з.е.), в т.ч. 12 часов – завершающий лекционный курс по физической культуре «Физическое самосовершенствование», 60 часов – практические занятия.
Общий объем физической культуры составит 400 часов, в т.ч. 376 часов практической подготовки, что соответствует ФГОС ВПО. Практические занятия могут проводиться по 4 часа в неделю в течение 15 недель каждого семестра (в течение первых 15-ти недель, если семестр имеет большую продолжительность).
Организация физического воспитания в специальной медицинской группе предлагается не на основе объединения студентов по сходным диагнозам в подгруппы, а проведение занятий, с использованием оздоровительных упражнений, установив принцип «от общих эффектов к частным». В этом случае в содержание первой половины основной части занятий специальной медицинской группы можно рекомендовать включение упражнений для активации вестибулярного анализатора, упражнений на осанку, упражнения для развития мелкой моторики мышц кисти, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Во вторую половину основной части включаются комплексы упражнений ЛФК, рекомендуемые врачом, конкретному студенту.
Включение студентов, освобожденных от практических занятий, в реальную физкультурную практику, возможно путем организации обучения по теоретическому и методическому разделам программы. Для этого предлагается вне рамок учебного расписания (в вечернее время) проводить обучение данного контингента навыкам организации и проведения спортивных мероприятий. После соответствующего обучения студенты, освобожденные от практических занятий, привлекаются к судейству соревнований, к оформлению и подготовке мест соревнований и т.п.
О профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП) можно говорить лишь тогда, когда специализированный педагогический процесс составляет по своему содержанию определенный курс специальной физической подготовки к конкретной деятельности. Для многих профессий задачи ППФП решают самые разные виды двигательной деятельности студентов. Поэтому имеют право на существование различные формы организации учебного процесса: по спортивным специализациям, поточно-круговая, ОФП на основе видов спорта и др.
Новый образовательный стандарт ориентирует преподавателей на формирование общекультурных и профессиональных компетенций у будущих специалистов.Компетенция – это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Анализ перечня компетенций, формируемых в процессе освоения физической культуры, согласно рекомендациям различных УМО позволил нам унифицировать их и сформулировать в виде одного определения: «Владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности».
Исходя из такой формулировки универсальной физкультурной компетенции, нами было предложено ввести дисциплину «Физическая культура» в качестве обязательной для студентов очно-заочной и заочной форм обучения в первом и шестом семестрах по теоретическому разделу (2 зачетные единицы.) Внедрение предлагаемых путей разрешения существующих противоречий при изучении студентами дисциплины «Физическая культура» дает возможность сохранить эффективность при сокращении учебной нагрузки (соответственно сокращении штатной численности профессорско-преподавательского состава кафедры).