Как обмен информацией

Обмен информацией и информативность общения (П.М.Ершов)…………………….243

Настойчивость кнута и пряника (В.М.Букатов)…………………………………………….261

Информативная направленность работы учителя (А.П.Ершова)……………………..281

Глава восьмая. Положительный герой на сцене и в школе

Цели человека: близкие и отдаленные (П.М.Ершов)…………………………………….294

Герой нашего времени (А.П.Ершова)………………………………………………………..306

Противонаправленностьтемпа и ритма (В.М.Букатов)…………………………………..314

Вместо заключения

1. От театральной педагогики к драмогерменевтике

(А.П.Ершова, В.М.Букатов)………………………………………………………………….322

2.Ориентиры: основные положения драмогерменевтики (В.М.Букатов)………326

[1] Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение и режиссура воздействий на уроке: |В 7 вып.|. - Красноярск, 1989-1991. - |Издано 4 вып.|.

[2] Станиславский К.С. Собрание сочинений: В 8 т. - М.. 1954-1961.

[3] Станиславский К.С. Собрание сочинений: В 8 т. – Т.2., с.XLI.

[4] Горчаков Н.М. К.С. Станиславский о работе режиссера с актером. – М., 1959. – С.236.

[5] Беседы К.С. Станиславского в студии Большого театра в 1918 – 1922 гг. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М., 1952. – С. 116 – 117.

[6] Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма – М., 1953. – С. 662.

[7] Станиславский К.С. Собрание сочинений: В 8 т.: Т.З. – М., 1995. – С.309 – 310.

[8] Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма – М., 1953. – С. 366.

[9] Говоря о словесных действиях, П.М, Ершов в синонимическом ряду: простые, основные, «чистые», исходные чаще отдает предпочтение прилагательному «простые» по аналогии с терминологией, введенной К.С. Станиславским, который предложил, например «метод простых физических действий». (Прим. ред.)

[10] Манассеин В. Материалы для вопроса об этиологическом и терапевтическом значении психических явлений. СПб., 1876. – С. 115.

[11] Подробнее о легком весе см. третий совет режиссера о том, как учителю в глазах учеников стать обаятельным «положительным героем» - стр. 312 – 313.

[12] Словесное действие именуется также воздействием

[13] Конечно, внимание, воображение, память и т.д. шире области сознания, но мы все же говорим о сознании потому, что словесные воздействия воспринимаются человеком, только когда он находится в состоянии сознания.

[14] См.: Хрестоматия по педагогической психологии. – М.: Межд. педагогич. академия, 1995. – С.279.

[15] Во время недавнего бурления политической жизни в публицистике встречалось противопоставление борьбы диалогу. Типичными для газет 90 – 93 годов являлись замечания о том, что политические течения и партии вместо диалога вступают в борьбу друг с другом. Мы надеемся, читатели сумеют (или научатся) отличать содержание этих слов при использовании их в подобном газетном контексте от содержания их в качестве специфических терминов в теории актерского и режиссерского искусства, а в использовании этих театральных терминов в педагогике не будут усматривать стремление авторов к педагогическому экстремизму.

[16] Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 10 т. – М., 1956 – 1958. – Т.3. – С.140.

[17] Брехт Б. Театр: т. 5/2. – М., 1965. – С.204.

[18] Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1963 – С.338.

[19] Уоррен Р.-П. Вся королевская рать. – М., 1968. – С.157.

[20] Брехт Б. Театр: Т. 5/2. – М., 1965. – С. 299.

[21] Герцен А.И. Былое и думы. – М., 1962. – Т.1. – С. 135.

[22] Брехт Б. Театр: Т. 5/2. – М., 1965. – С. 200.

[23] Подробнее о дистанциях целей см. стр. 296—306

[24] В последнее время склонность к авторитаризму рассматривается психоло­гической наукой не как постоянная личностная характеристика, акак поведен­ческая реакция на психологически стрессовую ситуацию. Поэтому, чем моложе и (или) неувереннее специалист, тем сильнее у него может быть выражен синдром авторитаризма.

Интересно, что исследованием, проведенным среди американских студентов, было выявлено — более 70% студентов, которым сообщалось об успешном прохож­дении тестирования, обнаружили выраженное снижение авторитаризма. В то же время явный рост авторитаризма у тех, кто узнал о своем неуспехе, наблюдался в более 60% случаев (см., например: Психологическое самообразование: читая зару­бежные учебники / Под ред. А.М.Матюшкина. — М., 1992. — С.20—23)

[25] Предметом позиционного наступления является позиция партнера во взаи­моотношениях. Эту позицию наступающий стремится изменить, уменьшив или увеличив дистанцию между собой и партнером (подробнее см. следующий очерк).

[26] Ср.: Бодалев А.А. Личность и общение. – Изд. 2-е, перераб. – М., 1995. – С. 63.

[27] Тарле Е. Наполеон. – М. – С. 397.

[28] Топорков В. К.С. Станиславский на репетиции. – М., Л., 1949. – С. 102.

[29] Горький. М. Литературные портреты. – М., 1967. – С. 14.

[30] Цит. По: Бильбасов В. История Екатерины Второй: Т.1. – Берлин, 1890. – С. 131 – 132.

[31] Поделимся остроумной находкой преподавательницы химии одного из мос­ковских педагогических училищ: для проведения 15-минутной контрольной ра­боты ею заполнялись индивидуальные карточки. Вариантов задания было всего семь, но, например, 5-й вариант обозначался цифрой 5 только на одной карточ­ке, на других же этот вариант шел под номерами 15, 25, 35, 45, 55, соответ­ственно четвертый вариант контрольной был на карточках под номерами 4, 14, 24 и т.д. В результате студентки, получая индивидуальные карточки с неповторя­ющимися номерами, не тратили время на поиск среди сокурсниц того же вари­анта. На удивленные вопросы, зачем так много вариантов, если в группе всего 30 человек, преподаватель отвечала, что на курсе группа не одна, поэтому рассчи­тано на всех с запасом. Обратим внимание заинтересованных читателей, что если эту педагогическую уловку использовать при двух-трех вариантах, то ученики ее быстро раскусят, и тогда результат может быть прямо противоположный.

[32] См.: Шульшенко Е.Е. Обучение письму и чтению / НИИ ДВ АПН СССР. – М., 1988. – С. 18.

[33] Заметим, что дидактические шаблоны очень часто являются преградой на пути объединения интересов обучаемых и обучающих, на пути развития и ук­репления дружественности как друг к другу, так и ко всем в целом. Подробнее об этом — в следующем очерке.

[34] То есть такой доброжелательности, которая для учеников не подтвержда­ется реальной общностью интересов и возникновением у них чувства комфорт­ности, спокойствия, свободы.

[35] Данные о зависимости различных проявлений агрессивности подростков (физической, косвенной, вербальной и негавитизма) от пола, возраста и соци­ального положения семьи см.: Семенюк Л.Н. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. // Мир психологии и психология в мире. — 1994. — № 0 (октябрь-декабрь). — С.57—63.

Приводимые данные позволяют автору сделать, например, вывод, что наи­менее агрессивны подростки из среды торговых работников, а наиболее — из семей сельских механизаторов.

[36] Отметим, что учитель — «старший друг» — разбираясь по просьбе ученика в создавшейся вокруг него конфликтной ситуации, призывает обычно к проше­нию и добру только самого ученика. Детей легче уговорить не обижаться на папу, маму, другого учителя: «Пойми, им так тяжело, они так устают». Убедить в этом же взрослых (пап, мам, конфликтующую учительницу-коллегу) гораздо труднее! У нас — у взрослых — иногда оказывается меньше доброжелательности, терпения и скромности.

[37] Сейчас инерцию сохранить пусть в чем-то наивный, но все же целостный образ жизни ребенка можно встретить в семейной педагогике; но и она, ориентируясь на отголоски рекомендаций ортодоксальной педагогики, нет-нет да начинает мечтать об избавлении (ставшей уже уникальной) целостности своего взгляда на ребенка.

[38] Интересный подход к изучению ориентации людей на конфронтационное либо на компромиссное поведение был предложен В.А.Лефевром. См.- Ш ре й дер Ю.А. Человеческая рефлексия и две системы этического сознания //Воп­росы философии. - 1990. № 7. - С. 38.

[39] Ключевский В. Сочинения в 8-ми т.: Т. 2.- М.,1957.- С.190.

[40] Кюри П. Борьба с безумием. - М., I960. — C.111.

[41] Кони А. Избранные произведения: В 2-х Т. I. – М., 1959. – С. 181.

[42] Цит. по: Уэст Гарри К. Павлов и Фрейд. – М., 1959. – С. 360

[43] Тацит К. Анналы: История: В 2-х т: Т. 2. — Л., I960. - С. 179.

[44] Фок и н М. Против течения. — М., Л., 1962. — С. 396

[45] Светоний. Жизнь двенадцати цезарей. – М.: Наука, 1996. – С. 216.

[46] Ларошфуко Ф. Максимы и моральные размышления. — М.. Л., 1959. — С.16.

[47] Сушкова Е. Записки: 1812—1841. — Л., 1928. — С. 44.

[48]Тацит К. Анналы. История: В 2 т: Т. I, — Д., 1969. — С. 341.

[49] См.: Тарле Е.Наполеон — М.,1941. — С. 267

[50]К руге л ь А. Театральные портреты. — М, Л., 1967. — С. 254

[51]Рождественский Вс. Страницы жизни. - М. Л 1962 - С 170

[52] Немирович-Данченко. Вл. И. Статьи. Речи. Беседы. Письма. – М., 1952. – С. 405.

[53]См.: Пушкин А.С. Собр. соч.: ВЮ т.: Т. 5. — М., 1960. — С. 78.

[54]Го н ч а ро в И.А. Собр. соч..: В 8 т.: Т. 4. - М„ 1953. - С. 392

[55]Гете И.Ф. Собр. соч.: В 13 т.: Т. 5. - М„ 1947. - С. 122

[56] Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 20 т.: Т. 7. – М., 1960. – С. 357.

[57] Цвейг Ст. Избранные произведения. В 2 т.: Т. 2. – М., 1957. – С. 255.

[58]Гончаров И.А. Обломов//Собр. соч.: В8 Т.: Т.4.- М,1953. — С. 362.

[59] Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. – М., 1947. – С. 496.

[60] Павлов И.П. Избранные произведения. – М., 1949. – С. 529.

[61]Зубов В. Аристотель. - М., 1963. - С. 39-40.

[62]В ы готский Л. Психология искусства. — М., 1968. — С. 533.

[63]Немирович-Данченко ведет репетицию: «Три сестры» А.П.Чехова в постановке МХАТ 1940 года. - М., 1965. - С. 554.

[64] Ремарк Э.-М. Триумфальная арка // Иностранная литература. – 1959. - № 10. – С. 74

[65] Блок А. Дневник: 1917— 1921. // Собр. соч.: Т. 7. — М., Л., I963.-C. 385.

[66] Смеляков Н. Деловая Америка. — Изд. 2-е — М., 1969. — С. 89.

[67]М о э м С. Бремя страстей человеческих. — М., 1959. — С. 695.

[68] д'Астье Эм. Семь раз по семь дней.-М., 1961.-С. 156-157

[69] Горький М. Литературные портреты. - М., 1967. — С. 346.

[70] Деловой характер сохраняемой настойчивости в данном случае обеспечи­вался использованием другого рычага инициативности, а именно — контраста: негромкий голос, спокойный, слегка замедленный темп, вместо воздействий на волю (приказывать) обращение к мышлению (объяснять), вместо мобилизации простой и явной — мобилизация сложная и «завуалированная»

[71] Термин драмогерменевтика будет подробно объяснен в главе «Вместо заключения».

[72] Макаренко А.С. Педагогическая поэма // Собр. соч.: В 7 т.: Т. I. — М., 1957. - С. 567.

[73] Добролюбов Н.А. Собр. соч.: В 9 т.: Т. 9. — М., Л., 1962. — С. 173

[74] Солоухин Вл. Мать-мачеха. — М., 1969. — С. 395—400

[75] Данаилов Г. Не убить Моцарта! - М., 1986.

[76] Эти два слова были напечатаны вразрядку, что сбило с толку двух не искушенных в чтении учеников.

[77] Термин ДИХОТОМИЯ (от греч. dichotomia – разделяю на две части) в логике обозначает деление объема понятия на две взаимоисключающие части, полностью исчерпывающие объем делимого (см.: Краткий словарь по логике // Под ред. Д.П.Горского. – М., 1991). В ботанике этим термином обозначается один из типов ветвления у растений, при котором старая ось разделяется на две одинаково разные ветви. Употребляя в своих рассуждениях данный термин (который в свое время был нам подсказан Е.Е.Шулешко), мы исходим из образа дихотомического ветвления растений.

Наши рекомендации