Последние годы жизни и творчества.
Последние годы жизни и творчества. На закате жизни композитор достиг прочной славы, но по-прежнему он остается неутомимым творцом и музыкальным деятелем, создает множество произведений, овеянных светлыми праздничными настроениями. Среди написанного в последние годы выделяется оригинальностью 'Музыка для фейерверка', предназначенная для народных праздников и исполнения на открытом воздухе.
В 1750 году Гендель совершил последнее путешествие на родину, в Галле. По возвращении в Лондон он взялся за сочинение новой оратории 'Иевфай'. Но здесь его вновь сражает несчастье, быть может, самое тяжелое из всех, выпавших на его долю, - он слепнет. Мужественно борется Гендель с трагическими ударами судьбы. Убедившись в неизлечимости болезни, он смиряется с неизбежным и возвращается к прежней деятельности. Слепой, заканчивает Гендель начатую ораторию 'Иевфай', руководит исполнением своих произведений, дает концерты и величием импровизаций по-прежнему потрясает слушателей.
14 'Самсон' был написан в 1742 году.
За несколько дней до смерти, 6 апреля 1759 года, Гендель дирижировал ораторией 'Мессия'; во время исполнения силы оставили его, и спустя недолгое время - 14 апреля - он скончался. Выполняя волю, выраженную в завещании, Генделя похоронили на кладбище в Вестминстере.
ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА
Творческая деятельность Генделя была столь же продолжительной, как и плодотворной. Она принесла огромное количество произведений самых различных жанров. Здесь и опера с ее разновидностями (seria, пастораль), хоровая музыка - светская и духовная, многочисленные оратории, камерная вокальная музыка и, наконец, сборники инструментальных пьес: клавесинных, органных оркестровых.
Свыше тридцати лет жизни Гендель посвятил опере. Она всегда находилась в центре интересов композитора и больше всех других видов музыки привлекала его. Деятель большого масштаба, Гендель великолепно понимал силу воздействия оперы как драматического музыкально-театрального жанра; 40 опер - таков творческий итог его работы в этой области.
Гендель не был реформатором оперы seria. То, чего он добивался, было поисками направления, приведшего впоследствии во второй половинеXVIII века к операм Глюка. Тем не менее в жанре, уже во многом не отвечающем современным запросам, Гендель сумел воплотить возвышенные идеалы. Прежде чем раскрыть этическую идею в народных эпопеях библейских ораторий, он показал красоту чувств и поступков человека в операх.
Чтобы сделать свое искусство доступным и * понятным, художнику нужно было найти иные, демократические формы и язык. В конкретных исторических условиях эти свойства в большей мере были присущи оратории, нежели опере seria.
Родиной оратории, как и оперы, была Италия. Возникновение оратории относится к XVI веку; оно связано с чтением духовных книг и религиозными беседами,' проводившимися вне часов церковной службы. Для собраний верующих отводилось особое помещение при храме, именуемое ораторием. Целью таких 'благочестивых упражнений' была религиозная пропаганда, стремление сплотить вокруг католической церкви возможно большее число приверженцев.
Чтобы оживить эти нравственные поучения, вводили пение молитв и духовных стихов, которые исполнялись хором всех присутствующих. Со временем, когда подобные собрания пустили корни, стали поручать обработку старинных мелодий и сочинение новых музыкантам-профессионалам.
Музыка стала главной приманкой для посетителей оратория. К музыкальному оформлению религиозных собраний римской аристократии были привлечены самые выдающиеся музыканты Рима, в их числе знаменитый Палестрина (1525-1594).
Почти одновременно с оперой, на рубеже XVII века, в Италии появляется произведение, в котором духовный текст, распределенный между участвующими в его чтении, целиком был положен на музыку, выдержанную в речитативном стиле. 'Представление о душе и теле' Эмилио дель Кавальери, исполненное в 1610 году, - первый образец нового жанра - оратории. К середине XVII века за такого рода произведениями закрепляется название 'оратория' - по месту, где происходили собрания прихожан и первичное исполнение такого рода музыки.
Развиваясь параллельно с оперой, оратория перенимала ее музыкальный стиль, формы и, все более смыкаясь с ней, превращалась в своего рода 'духовную оперу'. Жанровой особенностью оратории оставался ее повествовательный, эпический склад, отсутствие драматического действия и его сценического воплощения.
В зрелом виде оратория из Италии проникает в другие страны и обретает там новую жизнь. Особенно 'привился' жанр оратории в Германии и Англии, где оратория смогла 'заменить' несуществующую национальную оперу.
Работа над ораторией означала для Генделя выход из творческого тупика и идейно-художественного кризиса. В то же время оратория, по типу близко примыкающая к опере, предоставляла максимальные возможности для использования всех форм и приемов оперного письма. Именно в ораториальном жанре Гендель создал произведения, достойные его гения, произведения подлинно великие.
Оратория, к которой обратился Гендель в 30-40-е годы, не была для него новым жанром. Первые ораториальные произведения его относятся еще ко времени пребывания в Гамбурге и Италии; последующие тридцать сочинялись на протяжении всей творческой жизни. Правда, до конца 30-х годов Гендель уделял сравнительно мало внимания оратории; только отказавшись от оперы seria, он начал глубоко и всесторонне разрабатывать этот жанр. Таким образом, ораториальные произведения последнего периода можно рассматривать как художественное завершение творческого пути Генделя, Все, что в глубине сознания десятилетиями зрело и вынашивалось, что частично претворялось и совершенствовалось в процессе работы над оперой и инструмен-