Воспитательные системы в социуме

Как уже отмечалось, воспитательные системы могут создавать­ся не только в школах разного типа, но и в учреждениях культу-ры, в центрах дополнительного образования, в детских объедине­ниях и т. п.

К воспитательным системам в социуме можно отнести детские и молодежные организации и объединения, представляющие единство целей, содержания, форм и методов работы, опреде ленных условий, субъектов, организующих общение и жизнедея­тельность детей и взрослых.

Подобные системы рассматриваются на примере пионерских и скаутских организаций.

Пионерская организация

Пионерская организация (ПО) как воспитательная система прошла в своем развитии ряд этапов. Их, как правило, связывают со значительными событиями советского государства — образова­нием СССР, периодами коллективизации и индустриализации, Великой Отечественной войной, послевоенным восстановлением и развитием народного хозяйства, перестройкой, распадом союз­ного государства и обновлением России.

Первый этап с 1922 по 1924 г. (становление ВС) связан с дея­тельностью юных пионеров им. Спартака. 19 мая 1922 г. Россий­ский Коммунистический союз молодежи принял постановление о создании единой детской коммунистической организации, утвер­дил основные положения ее программы, принципы деятельно­сти, Законы и Торжественное обещание юных пионеров. Про­грамма организации включала все основные компоненты системы и учитывала позитивные моменты деятельности скаутизма.

В качестве целирассматривалось сплочение и воспитание детей в духе коммунистических идей, подготовка их к борьбе за интере­сы пролетариата. Важнейшей задачей на этом этапе являлась забо­та о всеобщей грамотности.

К основным принципам деятельности были отнесены: преем­ственность трех поколений — коммунистов, комсомольцев, пио­неров; коммунистическая идейность; совместный труд на общую пользу; коллективизм, дружба, товарищество; самостоятельность и самоуправление в сочетании с педагогическим руководством взрослых; добровольность вступления и участия в делах; учет воз­растных и индивидуальных особенностей и интересов; непрерыв­ность деятельности; яркость и романтичность работы.

Содержание деятельности пионерской организации определя­лось Положением, Законами и Торжественным обещанием юных пионеров. Основными направлениями деятельности были еже­дневная помощь трудовому народу, общественно-полезная рабо­та, борьба за знания, забота о младших. В 1923 г. при отрядах пио­неров созданы первые группы октябрят. К 1924 г. в стране насчи­тывалось 50 тыс. октябрят и около 100 тыс. пионеров. На данном этапе оформляется пионерская символика, атрибуты, зарождают­ся традиции (красное знамя, галстук, значок, форма, салют, тра­диции сборов и пионерских костров и др.).

В 1924 г. после смерти В.И.Ленина пионерской организации было присвоено его имя. С этого времени начинается второй этап развития воспитательной системы организации. Деятельность пио­неров в это время характеризуется усилением ее идеологической направленности, что нашло свое выражение в новых текстах Поло­жения, Законов и Торжественного обещания. Появляются разно­образные формы (всесоюзные марши, сборы, слеты, тимуровское движение, военно-спортивные игры, турниры, конкурсы, экспе­диции и т.п.) и соответственно разные методы работы (убежде­ние, упражнение в деятельности, самоуправление, соревнование, игра, красочность и романтика).

Последующие этапы развития воспитательной системы пио­нерской организации характеризуются разносторонними направ­лениями: идейно-политическим, военно-патриотическим, интер­национальным, атеистическим, нравственным, трудовым, эсте­тическим, физическим.

В 1990 г. на этапе перестройки государства и общества вместо Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина возникает Союз пионерских организаций (СПО) и Федерация детских орга­низаций (ФДО) СССР, ориентированных на идеалы гуманного и демократического общества. СПО, ФДО объявлялись объединени­ем, не зависимым от каких-либо партий и политических сил, от­казались от классового воспитания, провозгласив девиз «За Роди­ну, добро и справедливость!». Содержание их деятельности опира­лось на следующие программы: «Школа демократической культу­ры», «Детский орден милосердия», «Игра— дело серьезное», «Древо жизни», «Свой голос» и др. Особенностями воспитатель­ной системы современной пионерской организации является де-политизация, деидеологизация, гуманистическая и общечелове­ческая ценностная ориентация. Однако воспитательная система современной пионерской организации не получила должного раз­вития и находится на стадии становления.

Наши рекомендации