Задания для самостоятельной работы. Семинар 1. «История педагогики и образования как область научного знания
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
СЕМЕСТР 3.
Семинар 1. «История педагогики и образования как область научного знания. Воспитание в первобытном обществе»
Вопросы для обсуждения.
2. Предмет, задачи, методологические основы и основные категории научной дисциплины «История педагогики».
3. Основные концепции происхождения воспитания в первобытном обществе.
4. Характеристика воспитания в первобытном обществе.
5. Зарождение первых организационных форм воспитания.
6. Период разложения первобытного строя и организация семейного воспитания.
Литература.
1. Заболотных В.А. Человек разумный. – СПб, 1996.
2. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропогенеза. – М., 1963.
3. История первобытного общества. Эпоха классообразования. – М., 1988.
4. Джуринский А.Н. История педагогики.– М.,1999.
5. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: Учебное пособие. – М., 1994.
6. Корнетов Г.Б. Становление и развитие воспитания в доклассовом обществе. – М., 1988.
7. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен.– Ч.1. – СПб., 2000.
8. Першин А.И. и др. История первобытного общества. – М., 1982.
9. Степашко Л.А. Философия и история образования: Учеб. Пособие. – М., 1999.
Семинар 2. «Ведущие тенденции историко-педагогического процесса в цивилизациях Древнего Востока»
Вопросы для обсуждения.
1. Педагогические традиции Ближневосточной цивилизации.
2. «Дома табличек» в Междуречье.
3. Система мусульманского воспитания.
4. Педагогические идеи ученых Древнего Востока.
5. Школа Древнего Египта.
6. Образование и воспитание в Древней Индии.
7. Зарождение педагогической теории в Древнем Китае.
Литература.
1. Белицкий М. Забытый мир шумеров. – Л., 1980.
2. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке (Очерки общей теории). – М., 1990.
3. История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова.- М., 2001.
4. Джуринский А.Н. История педагогики.– М.,1999.
5. Коростовцев М.А. Писцы Древнего Египта. – М., 1962.
6. Крамер С. История начинается в Шумере. – М., 1965.
7. Маккавейский Н.К. Воспитание у древних евреев: Историко-педагогический этюд. – Киев, 1903.
8. От глиняной таблички – к университету: Образовательные системы Востока и Запада в эпоху Древности и Средневековья. – М., 1998.
9. Очерки истории школы и педагогической мысли на Ближнем и Среднем Востоке. – М., 1988.
10. Очерки истории школы и педагогики Древнего и Средневекового Востока. – М., 1988.
Семинар 3. «Воспитание и образование античности, Средневековья и Возрождения»
Вопросы для обсуждения.
1. Характеристика античной педагогической традиции.
2. Сравнительный анализ Спартанской и Афинской моделей воспитания.
3. Философы Древней Греции о воспитании.
4. Воспитание и школа в эпоху эллинизма.
5. Педагогические идеи в Древнем Риме.
6. Зарождение христианской традиции воспитания.
7. Школа в период раннего Средневековья.
8. Воспитание и школа в эпоху развитого Средневековья.
9. Педагогика эпохи Возрождения.
10. Педагогические идеи Реформации.
Литература.
1. Антология педагогической мысли христианского Средневековья. В 2 ч. – М., 1994.
2. Величие здравого смысла /Человек эпохи Просвещения: Хрестоматия. – М., 1992.
3. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. – М., 1988.
4. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. – М., 1992.
5. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998.
6. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – М., 1963.
7. История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова.- М., 2001.
8. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М., 1988 – 1991.
9. Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах. – М., 1996.
10. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981.
11. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой истории. – М., 1991.
Семинар 4. «Воспитание, образование и педагогическая мысль Западной Европы и США до 90-х г. 19 в.»
Вопросы для обсуждения.
- Педагогическая система Я.А. Коменского.
- Педагогические взгляды Дж. Локка.
- Теория «свободного воспитания» Ж.-Ж. Руссо.
- Школьные проекты Великой французской революции.
- Педагогическая система И.Г. Песталоцци.
- Педагогические взгляды И.Ф. Гербарта.
- Педагогические идеи А. Дистервега.
Литература.
- Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. /Под ред. Г.П. Вейсберга. – М., 1940. – Т. 1.
- Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1997.
- Зинченко Г.А. Джон Локк. – М., 1973.
- История педагогики и образования. /Под ред. А.И. Пискунова.- М., 2001.
- Коменский Я.А. Великая дидактика //Избр. пед. соч. – М., 1982. – Т. 1.
- Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. – М., 1994.
- Лордкипанидзе Д.О. Ян Амос Коменский. – М., 1983.
- Очерки по истории школы и педагогики за рубежом. – М., 1988.
- Пискунов А.И. Очерки по истории прогрессивной немецкой педагогики конца 18 – начала 19 века. – М., 1960.
- Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании // Пед. соч.: В 2 т. – М., 1981.
- Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. А.И. Пискунов. – М., 1981.
Задания для самостоятельной работы.
1. Заполните следующую таблицу.
Автор | Принцип природо- сообраз- ности | Цель и задачи | Содержа ние и принципы обучения | Формы организации обучения | Трудовое воспитание | Нравст-венное воспита-ние | Учитель, требова-ния к учителю |
Я.А. Коменский Дж. Локк Ж.-Ж. Руссо И.Г. Песталоцци И.Ф. Гербарт А. Дистервег |
Семинар 5. «Развитие воспитания, образования и педагогической мысли в конце 19 – начале 20 веков за рубежом»
Вопросы для обсуждения.
- Состояние государственной системы образования в развитых странах Запада.
- Прагматическая педагогика Джона Дьюи.
- Педагогические идеи Г. Кершенштейнера.
- Педагогические взгляды В. Лая.
- Педагогическая деятельность М. Монтессори.
- Движение «новых школ».
Литература.
- Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века. – М., 1994.
- Вульфсон Б.Л. Джон Дьюи и советская педагогика // Педагогика. – 1992. - № 9, 10.
- Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998.
- История педагогики и образования. /Под ред. А.И. Пискунова.- М., 2001.
- Краних Э.М. Свободные вальдорфские школы. – М., 1993.
- Очерки истории школы и педагогики за рубежом (1917-1939 гг.). – М., 1982.
- Пискунов А.И. Теория и практика трудовой школы в Германии (до Веймарской республики). – М., 1963.
- Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981.
- Экспериментальные учебно-воспитательные учреждения Западной Европе и США. – М., 1989.
СЕМЕСТР 4.
Семинар 1. «Школа и педагогика Киевской Руси и Русского государства до 18 века»
Вопросы для обсуждения.
1. Педагогические традиции восточных славян до 10 в.
2. Школа и педагогика в Киевском государстве.
3. Состояние школьного дела в период татаро-монгольского нашествия на Руси.
4. Характеристика школьного дела в Московском государстве.
5. Педагогические идеи Домостроя.
6. Братские школы юго-западной Руси.
Литература.
1. Егоров С.Ф. История педагогики в России. – М., 1999.
2. Иванов А. «Домострой» всегда и сегодня. – М., 1993.
3. История педагогики и образования. /Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001.
4. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. /Под ред. З.И. Васильевой. – М., 2001.
5. Латышина Д.И. История педагогики. – М., 1998.
6. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: с древнейших времен до конца 18 в. – М., 1989
7. Просвещение и педагогическая мысль Древней Руси. – М., 1983.
8. Школа и педагогика в культуре Древней Руси. Ч 1. – М., 1992.
Семинар 2. «Воспитание, образование и педагогическая мысль в России до 90-х годов 19 века (4 часа)»
Вопросы для обсуждения.
1. Просветительские реформы Петра I.
2. Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова.
3. Екатерина II и просвещение.
4. Становление школьной системы в России в XIX веке.
5. Педагогическая антропология К.Д. Ушинского.
6. Педагогика как наука и искусство.
7. Народность воспитания и проблема самобытности русской педагогики.
8. Н.И. Пирогов и его педагогические взгляды.
9. Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого.
10. Педагогическая мысль в России во второй половине XIX века.
Литература.
1. Антология педагогической мысли России первой половины 19 в. – М., 1987.
2. Антология педагогической мысли России второй половины 19 в. – начала 20 в. – М., 1990.
3. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. – М., 1974.
4. История педагогики и образования. /Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001.
5. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. /Под ред. З.И. Васильевой. – М., 2001.
6. История педагогики и современность / Под ред. Ш.И. Ганелина, Н.С. Зенченко. – Л., 1970.
7. Краснов А.А. Педагогические идеи Н.И. Пирогова. – М., 1949.
8. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР 18-начала 19 в. – М., 1973.
9. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР второй половины 19 в. – М., 1976.