Взаимосвязь этнокультурного и музыкально-эстетического воспитания детей 3 страница
Приобщая детей к народной музыке, проводим народные праздники и обряды («Шорыкйол », Масленица), разучиваем народные песни: «Муралтена мо вара», танцы, организуем экскурсии в музей дошкольного учреждения, знакомим с народными музыкальными инструментами: тумыр (барабан), шувыр (волынка), шиялтыш (дудочка), используем пение в сочетании с хореографическими движениями при инсценировании знакомого фольклорного репертуара (игра «Катя шинча», марийская народная песня в обр. В.Захарова), включаем фольклорный материал в праздники, развлечения, самостоятельную деятельность детей: «В гостях у осени», «С днём рождения , республика».
Благодаря созданным условиям дошкольники знакомятся с национальными традициями, бытом, праздниками народов нашего края. А это в свою очередь ведет к развитию основ патриотических и гражданских чувств, воспитанию толерантности.
Вовлечение детей в разнообразные формы музыкальной деятельности проходит через образовательные области:
- «Коммуникация»: развитие звуковой культуры речи, связной речи, памяти, во время индивидуальной работы с детьми (отработка звуков); «Чтение художественной литературы»: слушание детьми мелодии и ритма поэтичного текста («Как на тоненький ледок…», Дождик, дождик веселей…»); «Познание»: на занятиях по ФЭМП, конструированию, проведение физкультминуток;
- «Социализация»: подвижные игры с музыкальным сопровождением (русские и марийские народные игры), хороводные игры (перед занятиями, после прогулки перед обедом, во время прогулки);
- «Физическая культура»: проведение утренней гимнастики под музыку (музыкальный руководитель использует как русские народные произведения, так и марийскую народную музыку), выполнение основных видов движений тоже сопровождается музыкой, самостоятельные игры детей (сюжетно-ролевые, театрализованные игры);
- «Музыка»: ансамбль «Ложкари» - обучение детей игре на ложках, разучивание частушек на русском и марийском языках. Использование фольклора во время развлечений и утренников;
- «Художественное творчество»: декоративное рисование, аппликация знакомство детей с марийским орнаментом под сопровождение марийской музыки, рисование элементов «Городецкой» или «Дымковской» росписей под сопровождение русской народной музыки;
- «Труд»: подготовка атрибутов для игр (маски, костюмы), уборка после игры своего рабочего места.
Ежегодно в детском саду проводится конкурс «Пеледше тукым». К этому дню все группы готовятся с большой любовью. Разучиваем песни, танцевальные композиции, готовим художественное слово, шьём костюмы.
Творческое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения способствует развитию у детей взаимного уважения к традициям и обычаям разных народов, созданию бесконфликтного поля общения между воспитанниками детского сада, формированию полноценной толерантной личности.
Литература:
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозаика-Синтез, 2011.
2.Девяткова, Л.Б. Использование музыки в формировании национальной толерантности у дошкольников. Воспитатель ДОУ. - 2011.- № 5.
3. Лянге, А.А. Воспитание толерантности у дошкольников // Воспитатель ДОУ.- 2010. - №9.
4. Проблемы ревитализации традиционной культуры народов Волго-Камья: сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (7-8 ноября 2008г.) / Мар. гос. ун-т.- Йошкар-Ола.-2009. – 144 с.
Бирюкова Л.Н.
ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К РУССКИМ ТРАДИЦИЯМ ЧЕРЕЗ КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЕ ПРАЗДНИКИ
В настоящее время возрастает интерес людей к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Народная культура прочно связана с историей и бытовыми традициями. Песни, танцы, сказки неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, о лучшей жизни, о добре и зле, о гармонии мира. Это ценность, которую нужно беречь и предавать из поколения в поколение. Но, к сожалению, одна из проблем современного образования заключается в несоблюдении преемственности поколений. Своей задачей, считаю необходимость решить эту проблему - вернуть связь времён, вернуть утраченные духовные ценности. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Поэтому важно именно с дошкольного возраста развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему. В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к определению содержания воспитания и образования детей дошкольного возраста. Для этого мы обратимся к истокам русской культуры, истории Руси, к народным праздникам. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к своему народу, гордость за землю, на которой живёшь. Как отмечала в своей работе собирательница русского фольклора, педагог А.П.Усова: "Через родную песню, сказку, игру ребёнок получает первые представления о культуре своего народа".
Целью моей работы явилось приобщение детей к народному творчеству, развитие познавательного интереса к прошлому, формирование представлений о жизни своих предков.
Свою работу я строю, руководствуясь парциальной программой О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс, 2004.
Практическая значимость работы:
1. Составление перспективных планов.
2. Создание методических разработок: конспектов занятий, развлечений, экскурсий, игр, диагностического материала.
3. Обновление и пополнение предметно-развивающей среды.
В процессе работы мною были отображены следующие этапы работы:
1. Разработка и создание интерьера русского быта (это позволит детям ощутить себя частью народа).
2. Использование фольклора, как на занятиях, так и вне занятий (сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки), учитывая возрастные особенности детей.
3. Знакомство с традиционными обрядовыми праздниками.
4. Знакомство с народным искусством (роспись народных умельцев).
5. Знакомство с народными играми (физическое развитие детей).
Большое внимание в работе с детьми я уделяю знакомству с народными праздниками, обрядами, традициями, так как в них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эта народная мудрость, сохраненная веками, должна быть передана детям.
Праздник в детском саду - это день, который отличается от других дней особым оформлением помещения, нарядами детей и взрослых, угощением и особой формой развлечения. Не зря гласит народная мудрость: "Каждая душа празднику рада". Ни один праздник не обходится без музыки, пляски, игр, что очень нравится нашим детям. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознавать свою национальную принадлежность, а яркая, эмоциональная атмосфера воспитывает положительные качества.
Умело, продуманно и тщательно организовать праздник, наполнить его необходимым содержанием для развития ребенка - задача умного, любящего детей педагога.
Интересно проходят в нашем детском саду календарно-обрядовые праздники: "Рождество Христово", "Встреча Масленицы", "Пасха" и другие.
На праздник Рождества Христова занимаемся творческой деятельностью, изготовляем рождественскую звезду из фольги или цветной бумаги, как символ Вифлеемской звезды, указывающей на место рождения Иисуса Христа, поем песни "В ночном саду" сл. и муз. В.Шишкарева (о рождении Христа), "Рождество" сл. и муз. С.Брюхно. Рождество памятно детям тем, что в этот праздник можно колядовать, наряжать кукол и наряжаться самим, а потом ходить по группам, петь и принимать угощения.
Самым народным праздником на Руси считается Масленица, которая вобрала в себя множество обрядов, примет и обычаев. С большим интересом дети водят хороводы, поют песни: "Ой, блины…", "Вдоль по улице метелица метет" - русские народные песни, а также песни "Масленица" на сл. П.Николаева и муз. Н.Михайловой, на сл. Н.Гордановской и муз. Г.Горшкова, слушаем музыку П.И.Чайковского. Времена года. Февраль. Масленица. Детям интересно было узнать, почему именно блин олицетворял солнце, и что, съедая блин можно получить частичку могучего солнца. Не менее интересно проходило сжигание чучела с закличками, как символ прощания с зимой и наступлением весны.
Самым радостным событием весны на Руси была Пасха - главный христианский праздник. Дети дома, совместно с родителями красят яйца, что способствует единению детей и родителей. А в детском саду мы занимаемся продуктивной деятельностью, раскрашиваем писанки-яйца, как соприкосновение детей с народным праздником. Не забываем о песнях, на Пасху поем песни: "Дин-дон" (русская народная песня), "Пасху радостно встречаем" сл. В.Кузьменкова, радостно заводим хоровод игру "Идет матушка Весна".
На наших мероприятиях не бывает просто зрителей. В народных праздниках много ролей, что позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями: кто-то хороший плясун, кто-то запевала, у кого-то замечательные актерские способности, а дети ловкие и сильные могут отличиться в соревновательных играх. Застенчивые дети участвуют вместе со всеми - и поют, и танцуют. Благодаря творческому общению создается "зона ближайшего развития", которая так необходима для полноценного воспитания и образования детей. В теплой и задушевной обстановке проходят наши православные праздники.
Ни один обрядовый праздник не обходится без игры на музыкальных инструментах (ложки, дудка, колокольчик, барабан). Невозможно описать восторг детей при виде и прослушивании народных инструментов. Этот говорит о том, что с детского дошкольного возраста можно привить любовь и закрепить знания о народной культуре. Чем дальше от нас традиции и обычаи старины, тем меньше остается возможности нашему подрастающему поколению соприкоснуться с немыми свидетелями прошлых столетий.
Праздники продолжают жить в народе, хотя немного видоизменяются, все меньше слышно обрядовых песен, закличек, но, тем не менее, они вызывают интерес к ним наших детей. Праздник наших предков - это душа народа, это надежда на новое, счастливое, светлое. Именно на таких мероприятиях ребенок овладевает способами самовыражения своей личности, самоутверждения, что положительно влияет на становление самооценки ребенка дошкольника.
Литература:
1. Зацепина, М. Б. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей / М.Б.Зацепина, Т.В.Антонова / Под ред. Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика - Синтез, 2008.
2. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие / О.Л.Князева, М.Д. Мазанева. - СПб.: Детство - Пресс, 2004.
3. Куприна, Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Л.С.Куприна, Т.А.Бударина. - СПб. "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2008.
4. Писарева, А.Е. Живем в "Ладу". Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие / А.Е. Писарева, В.В.Уткина. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
5. Соколова, Л.В. Воспитание ребенка в русских традициях / Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова. - М.: Айрис-пресс, 2003.
Богданова З.Ф.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО И МУЗЫКАЛЬНО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Народная педагогика в воспитании детей играла и будет играть большую роль. Элементом хранения народной педагогики выступают также фольклор и устное народное творчество, которые передают отношение народа к тем или иным явлениям жизни. Произведения устного народного творчества впитали в себя мысли и чувства народа, отразившие его историю, природу, быт, идеалы. С их помощью взрослые приобщали детей к национальной культуре, воспитывали чувство гордости за свой народ. Именно с этим связано сегодня создание многочисленных школ - этнокультурных центров. Наша школа никогда официально не являлась этнокультурным центром, но она являлось таковым всегда, как только отошли от принципов коммунистического воспитания в 90-ые годы. Перед нами стала проблема - если не коммунистическая мораль, то, что же будет являться стержнем, фундаментом воспитания. Тогда мы определились темой воспитания «Воспитание на обычаях и традициях марийского народа». Этнокультурное воспитание стало главным звеном воспитательной системы школы, где основными направлениями в работе стали традиционные направления, но пронизанные народным, национальным духом. Это работа фольклорного и драматического кружка, исследовательская и поисковая работа с учащимися народных обычаев и традиции, встречи с народными умельцами, праздники народных игр и народных песен, защита национальных костюмов, защита национальных блюд, день семьи в классе и многое другое.
Для организации данной работы мы имели все условия - богатейшую этнокультурную среду. Исследовательская работа, проведенная ребятами, показала, что еще в довоенные годы, а особенно послевоенные годы в наших краях широкое развитие получила художественная самодеятельность. Неслучайно некоторые наши земляки даже получали соответствующие клички - артист Толя, большой знаток марийской песни и талантливый баянист-самоучка. Или ансамбль «Лÿнгалтыш» - исполнители народной мелодии, лауреаты республиканского конкурса «Бабушкин сундук», талантливые исполнители народных песен на листочках деревьев.
А главное, были учителя - большие знатоки и ценители народных обычаев и традиций, которые умело использовали богатое культурное наследие нашего народа в воспитательном процессе. Одним из таких учителей была учитель начальных классов, ныне ветеран педагогического труда Медведева Е.С.Фольклорный кружок, руководимый ею, сыграл большую роль в изучении народной музыки, народной песни, народных плясок и игр. Он имел интересную программу: разучивали обрядовые песни - рекрутские, свадебные, игровые и т. д. Показывали различные национальные праздники и обряды: проводы в армию, девичьи смотрины (Ϋдыр йушо), девичьи посиделки, обряд встречи гостей. Детский фольклорный коллектив стал победителем районного конкурса и лауреатом республиканского конкурса детских фольклорных коллективов, который проходил в Карман курык Моркинского района. Такая многогранная работа учительницы была представлена на творческом отчете в сельском доме культуры, где ребятами школы были подготовлены и показаны все творческие находки педагога в музыкально-эстетическом воспитании. Инициатором проведения многих народных игр с привлечением социума выступала учитель марийского языка и литературы Петухова З.Г. В новогодние каникулы проводился Шорыкйол пайрем, весной - Ϋарня пайрем (Масленица) и летом - Агавайрем, Пеледыш пайрем. Ни один праздник не проходил без марийского национального костюма, без марийской песни.
Народная песня в жизни каждого народа играет большое воспитательное значение. Народная песня сопровождает маленького человека с самой колыбели. Радуется человек - поет, в горе - опять поет. Песня сопровождала человека в труде и отдыхе. Даже в марийской молебенной роще звучала музыка. Вспоминает житель деревни Нижний Кожлаял Никулин Н.Ф: «Это было после войны. В священной роще между деревнями Кузнецы и Кандашбеляк проводили мировые моления (Туня кумалтыш). Перед тем, как принести в жертву животных, их красиво наряжали цветными ленточками, цветами и под звуки гуслей водили вокруг священной рощи. Молебенные слова карта (жреца) тоже сопровождались нежной марийской мелодией». Волшебником игры на гуслях оказался житель деревни Кокшембал Смирнов Александр Николаевич.
А стоит поприсутствовать только на одном празднике в марийской деревне. Если проанализировать эти народные песни, то они украшены меткими фразами, имеющими глубокий житейский смысл. Из 100 песен в 80 песнях поднимается проблема взаимоотношения с природой, а вернее любовь к родной природе, сравнение себя, своих поступков и поступков товарищей, любимого человека, близких друзей и соседей с природой - с цветком, с речкой, лугом, лесом - именно с тем, что его окружает, а также с природными явлениями: ветром, дождем, снегом и т.д.
Кенеж чевер кече дене ыш чевергал поланем,
Шыже йÿштö кече дене чевергале.
Шыма поро шомакемлан ыш ÿшане йолташем,
Ÿшанале енын йÿштö шомакшылан.
Не покраснела калина солнечным летним днем,
А покраснела лишь осенним днем холодным.
Не поверил друг сердечный словам моим ласковым и добрым,
А поверил злым чужим словам
Ужаргыже годым, нöрыжö годым
Солалам шудым веле шонем.
Рвезем годым, моторем годым
Келшалын кодам веле шонем.
Покошу траву:
Пока зелена, пока молода.
Подружу с милым:
Пока молода, пока красива.
Т.о. наши предки гордились своим умением бережливого отношения к природе и отражали в своих народных песнях. В них показывается накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Она имеет огромный воспитательный потенциал.
Такая целенаправленная работа имела свои плоды: выращена целая плеяда любителей и ценителей народной песни. Наша кузнецовская сторона подарила двух самодеятельных композиторов - Веденькина Е.Ф., Куклина А.Э. При Кузнецовском СДК сегодня работает 2 ансамбля: прославленный на всю республику ансамбль «Весела кова-влак» и фольклорный ансамбль «Келшымаш», где принимают участие женщины средних лет. Это наш этнокультурный потенциал в музыкально- этическом воспитании. Именно они являются носителями богатейшего культурного наследия - умения петь народные песни, умения играть на гармошке, выводить дробь на барабанах, встречать гостей, проводить праздники. Ансамбли «Весела кова-влак» и «Келшымаш» показали ребятам яркий пример умения встречать гостей при встрече эстонской делегации в сентябре 2010 года.
Вырастает новое поколение с новыми идеалами и ценностями. Изучение современного состояния дел в использовании песенного творчества марийского народа в музыкально-эстетическом воспитании учащихся свидетельствуют о наличии существенных упущений и недостатков. Музыкально-эстетическое воспитание учащихся средствами народного творчества носит стихийный, урывочный характер, не приведено в систему. Также, со стороны подрастающего поколения нет интереса к народным песням, к мелодиям. Их больше интересует современная музыка. Многие наши учащихся не умеют играть на музыкальном инструменте и социально-экономические условия семьи в сельской местности не позволяют музыкальному обучению детей. Несмотря на печальные факты, носителем и продолжателями этнокультурных традиций должны и могут стать наши дети.
Как сделать так, чтобы современное поколение в мире многообразий музыкальных жанров и музыкальных течений оставляло в своем сердце островок для народной песни, ибо только она является настоящим целителем души человека, способствует духовному обогащению человека, развивает положительные эмоции и чувства, расширяет кругозор, способствует всестороннему развитию личности. Новые стандарты второго поколения дают большие возможности для этого. Этнокультурное воспитание школьников на основе использования народного творчества сегодня не может рассматриваться изолированно от других направлений воспитательной деятельности современных школ.
Поэтому, переходя на новый образовательный стандарт, разрабатывая программу воспитательной работы начальной школы, на этнокультурное музыкально-эстетическое развитие уделили особое внимание. Мы решили организовать для первоклассников танцевальный кружок, где большое внимание уделяется именно марийским народным танцам, краеведческий кружок « Знаменитости моей деревни», где особое место отводится к изучению музыкального наследия наших предков. Вот некоторые темы:
1. Уважаемые люди моей деревни.
2. Улица названа в честь Героя. Экскурсия на улицу и к мемориальной доске героя - интернационалиста Якшова Николая.
3. Встреча с матерью Якшова Николая с Розой Владимировной.
4. Встреча с уважаемым в деревне бывшим учителем начальных классов Медведевой Е.С.
5. Работа с альбомами Медведевой Е.С. «Муро-мыйын илышем» («Песня-жизнь моя»).
6. Знакомство с материалом из творческого отчета ветерана педагогического труда Медведевой Е.С.
7. Разучивание одной из песен Медведевой Е.С. о любви к родной земле «Кузнеч кундем».
8. Встреча с ансамблем «Весела кова-влак».
9. Просмотр диска с записью выступлений с концертов ансамбля «Весела кова-влак».
10. Самодеятельный композитор Анатолий Куклин.
Вся проведенная нами целенаправленная работа решает следующие задачи:
1. Приобщение детей к этносоциуму, направленное на сохранение национальной культуры.
2. Гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей.
3. Формирование культуры межнациональных отношений воспитанников.
Гаврилова Е.М., Полушина В.Л.
МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Надо видеть себя в детях,
Чтобы помочь им стать взрослыми;
Надо принимать их как повторение своего детства,
Чтобы совершенствоваться самому…
Ш.А. Амонашвили
Музыка - удивительный вид искусства, который целостно отражает мир во всем его многообразии на самом высоком уровне особым языком средств музыкальной выразительности. Этот особый язык древнейшего искусства звуков понятен без перевода, поскольку музыка говорит на языке чувств и эмоций, изображает и выражает любое жизненное явление - от простейшего (дождик, ручеек) до невероятно сложного (духовные переживания и размышления).
Приобщение маленьких детей к музыке и народным традициям важно для развития не только творческого потенциала, но и таких личностных качеств, как эмпатия, рефлексия, креативность, произвольность внимания и памяти, эстетическое отношение к действительности.
Наш авторский проект «Развитие психоэмоциональной эмпатии в свободной музыкальной деятельности при содействии родителей» возник не случайно. Уже в младшей группе стало понятно, что некоторые ребята хорошо слышат музыку, интонируют, но затрудняются выразить свои эмоции, раскрыться, зажаты в движениях. Попытка раскрепостить их в свободной музыкальной деятельности оказалась успешной. Так родился музыкальный кружок «До-ми-солька», задачами которого стало: развивать психические процессы воспитанников через музыкальную деятельность (музыкально-ритмические движения, игровые упражнения, пение, танец), народные игры и малые фольклорные жанры; развивать умения выражать свои и понимать чувства другого с помощью мимики, пантомимики, жеста, позы; развивать нравственно-коммуникативные качества личности (толерантность, патриотизм и др.), воспитывать сопереживание и формировать чувство такта в общении с детьми и взрослыми; развивать творческое воображение и фантазию, способность к самовыражению через пластические этюды и импровизацию.
Проект считаем актуальным, т.к. современное социально-экономическое и духовное состояние нашего общества привлекает особое внимание к вопросам совершенствования дошкольной системы образования и воспитания, призванной развить индивидуальность каждого растущего человека, воспитывая тем самым личность. Необходимым условием преодоления наблюдающегося духовного кризиса выступает полноценное музыкально-эстетическое воспитание подрастающего поколения, развития основ восприятия музыки разных народов. Актуальность заключается в поиске и разработке условий для успешного формирования восприятия музыки детей дошкольного возраста, как средства развития музыкальности и восприятия музыки, эмоционального отклика на нее. А вслед за тем, и объединение решения проблем развития психоэмоциональной и музыкальной, творческой сфер личности детей дошкольного возраста. Новизной можно считать вовлечение в воспитательно-образовательный процесс всех специалистов детского сада (воспитателей, музыкального руководителя, педагога-психолога, учителя логопеда) и родителей детей; совмещение в одном полифункциональном проекте работы над эмоциональным, музыкальным, творческим, национально-этическим и эстетическим развитием детей-дошкольников.
Важным моментом проекта является сотрудничество с родителями детей, т.к. ведущими в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этим подразумеваются социальные установки, система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающими людьми, нравственные идеалы, потребности семьи, семейные традиции. Уют, тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка - все это позволяет человеку быть более стойким в условиях современной неспокойной жизни. Музыкальные вечера с родителями проводятся примерно раз в 1,5 месяца. Они дают родителям и детям примеры новых совместных действий, предлагают детям взглянуть на своих родителей, как на партнеров по игре, а не старшего по званию, родителям и педагогам увидеть внутренний потенциал детей. По итогам анкетирования не во всех семьях музыка занимает почетное место, взрослые недооценивают ее как действенный вид искусства в духовном становлении ребенка, это связано с несогласованностью семейного и общественного воспитания, пассивной позицией определенной части родителей и низким уровнем их педагогической культуры. Как педагоги, занимающиеся этой проблемой, мы стараемся донести до родителей значимость кружковой деятельности и музыкального творчества в целом на их детей.
Проект долгосрочный, рассчитан со средней до подготовительной группы. В текущем году (он же второй год занятий) мы решили обратиться к фольклору, к той области знаний, о которой дети дошкольного возраста знают довольно мало, исключая профильные учреждения и подобные авторские разработки. «Почему фольклор?», - спросите вы. Это просто. С раннего детства ребенок слышит произведения народного музыкального творчества. Музыкальный фольклор является, по сути дела, естественной средой, в которой малыш находится и развивается. Она понятна, знакома и ясна ему. Во-первых, фольклор содержит в себе много музыкальных жанров; во-вторых, это та область, которая как ни какая другая подходит для детского творчества, самовыражения, открытости и познания внутреннего потенциала детей.
Так, в первую половину года нами был изучен марийский фольклор и разработаны совместные с детьми занятия, проводились национальные праздники, календарно-связанные с этим временным периодом, с участием родителей воспитанников и гостей. Мы старались максимально создать условия для погружения детей в атмосферу быта народа мари, воспроизвести некоторые обрядовые действия. Планируя занятия, мы и не подозревали, что они найдут такой положительный отклик в душах наших маленьких коллег и их родителей. Практика показала, что нами не зря были выбраны старые, уже несколько забытые марийские народные праздники, интерес детей к подобным вещам высок.
Во втором полугодии мы планируем познакомить ребят с русским фольклором, начиная со Святок, колядок, крещенских морозов, масленицы, скоморошьих утех и, заканчивая разными фольклорными жанрами: сказками, колыбельными песнями, потешками, пестушками, частушками. Таким образом, в нашей работе интегрируют музыка, фольклорные традиции, хореография, психоэмоциональные этюды.
Ребята с большим желанием и радостью посещают кружок и получают удовлетворение от свободных и легких движений, от сочетания музыки с пластикой своего тела и жестов. Здесь дети встречаются с богатым многообразием музыки, радуются тому, что могут движением, мимикой передать свое отношение к музыкальному образу, то есть можно говорить о становлении творческого воображения. Повышается жизненный тонус, что создает у ребят бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.
За полтора года занятий через приобщение к народным традициям ребята познакомились с новыми музыкальными жанрами: колядками, обрядовыми песнями, колыбельными, частушками; узнали многое о марийской вышивке, самодельных куклах-оберегах, научились делить песни на музыкальные фразы, развился звуковысотный слух, музыкальная память, ребята стали раскованнее во время занятий, артистичнее. Положительное воздействие имеют и совместные вечера с родителями. Каждое такое занятие направлено на индивидуальное раскрытие малыша.
Творческим итогом первого года занятий стала опера «Кошкин дом», где активно участвовали и родители воспитанников.
Мы и ребята уже многого добились, но проект только в середине своего пути, к финалу нам бы хотелось, чтобы ребята и их родители могли уверенно высказывать свое отношение к музыке, знали и проявляли интерес к традиционной культуре своего народа, были более самостоятельны и творчески инициативны, научились снимать эмоциональное и психическое напряжение, планируем шире привлекать родителей к участию в жизни кружка «До-ми-солька».
Наша проектная деятельность обеспечивает условия для более широкого социального общения между взрослыми и детьми (педагог-ребенок-сверстник-родители). Это в свою очередь благоприятно влияет на успешную адаптацию маленького человека в обществе, где он не будет бояться высказывать свое мнение по любому вопросу, сможет отстоять его, где он просто сможет выделить из толпы таких же тонких, чутких, высоконравственных, душевных людей, найти с ними общий язык, быть социально-защищенным человеком. Если наши занятия помогут хоть одному ребенку быть успешнее, мы будем счастливы этим.