Методические особенности проведения лечебной гимнастики при неспецифических заболеваниях легких у детей
1.Воздействие на патологический процесс (рассасывание инфильтрата, экссудата) достигается путем усиления легочной вентиляции, крово- и лимфообращения в легких. С этой целью применяются общетонизирующие и дыхательные упражнения из различных исходных положений: лежа, сидя, стоя.
2.Борьба с развитием спаечного процесса (профилактика образования и растяжение возникающих спаек). Проводятся при выполнении упражнений с максимально возможной амплитудой при движениях туловища: повороты, наклоны, «закручивание» как с обычным сочетанием движений рук и туловища с дыханием, так и с «парадоксальным» (при подъеме рук вверх — выдох).
3.Восстановление правильной механики дыхания (частота, глубина, соотношение вдоха и выдоха и т. д.) осуществляется с помощьюурежения дыхания, соблюдения временных соотношений вдохов ивыдохов в упражнениях (например, соотношение вдоха и выдоха 1:2, 3:4, 3:5 и т. д.).
4.Усиление дренажной функции бронхов достигается при использовании физических упражнений в наиболее выгодных для дренирования пораженного участка легких и бронхов исходных положениях. Упражнения выполняются с глубоким выдохом, в конце предлагается откашливание. Можно сочетать упражнения с элементамимассажа (вибрация, поколачивание во время выдоха, производимого больным).
5.Воздействие на аппарат дыхания (увеличение подвижности грудной клетки, диафрагмы, поддержание эластичности легких). Предлагаются движения туловища с максимально возможной амплитудой в сочетании с произвольным дыханием, темп мед-ленный и средний. Широко используется диафрагмальное дыха-ние в исходном положении лежа на спине, на боку, стоя с накло-ном туловища, с упором руками на гимнастическую стенку, стул.
6.Повышение резервных возможностей дыхательного аппарата (увеличение ЖЕЛ (жизненной емкости легких), МВД (максимальной
вентиляции легких), мощности вдоха и выдоха) достигается всем
комплексом дыхательных и общетонизирующих упражнений, постепенным повышением физической нагрузки на занятиях лечебной гимнастикой, увеличением дыхательных экскурсий грудной клетки при выполнении некоторых дыхательных упражнений.
7.Закрепление навыков правильного дыхания.
8.Восстановление работоспособности и трудоспособности (переносимость физических нагрузок) является результатом курса лечебнойгимнастики при правильном подборе физических упражнений и постепенно увеличивающейся дозировке их в занятиях ЛФК.
ТЕМА № 6.2.
ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ ЛФК ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ
ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ
ЛФК при хронической пневмонии
В детском возрасте
Хроническая пневмония у детей – это неспецифический бронхолегочный процесс, имеющий в основе необратимые морфологические изменения в виде деформации бронхов и пневмосклероза в одном или нескольких сегментах и сопровождающийся рецидивами воспаления в бронхах и/или легочной ткани.
Фаза выраженного обострения хронической пневмонии у ребенка характеризуется уменьшением функциональных способностей аппарата внешнего дыхания, выраженными симптомами дыхательной недостаточности (внешнее дыхание не обеспечивает нормальный газовый состав крови или поддерживает его ценой избыточных усилий - чрезмерных энергетических затрат).
Специальные задачи ЛФК:
· уменьшение воспалительных изменений;
· компенсация дыхательной недостаточности;
· улучшение эвакуаторной функции бронхиального дерева;
· восстановление бронхиальной проходимости.
В соответствии со специальными задачами необходимо использовать следующие упражнения:
1. Для улучшения крово- и лимфообращения легких:
· упражнения для грудной клетки и пояса верхних конечностей,
· динамические дыхательные упражнения,
· массаж грудной клетки.
2. Для компенсации дыхательной недостаточности, коррекции нарушенных функций:
· упражнения в расслаблении мышц грудной клетки, плечевого пояса, спины (они способствуют нормализации тонуса дыхательных мышц, облегчают спадание грудной клетки на выдохе, увеличивая тем самым экскурсию грудной клетки),
· статические и динамические дыхательные упражнения без сопротивления дыханию и его форсирования, например: статические дыхательные упражнения на развитие носового дыхания (улучшается оксигенация крови – обогащение крови кислородом), на развитие грудного, диафрагмального, полного дыхания (увеличение эффективности вентиляции легких),
· статические и динамические дыхательные упражнения, щадяще углубляющие и удлиняющие выдох (уменьшение остаточной емкости легких и их более равномерная вентиляция).
3.Улучшению эвакуаторной функции бронхиального дерева будет
способствовать:
· частая смена исходных положений (лежа или сидя),
· повороты,
· наклоны туловища с активным откашливанием мокроты (восстановление бронхиальной проходимости).
Общие задачи решаются использованием общеукрепляющих гимнастических упражнений с объемом физической нагрузки ниже среднего. Это будет достигнуто, если продолжительность занятия не более 10-15 минут, по возможности 2-3 раза в день используются упражнения простые, преимущественно для малых и средних мышечных групп со средней амплитудой движений.
Формы ЛФК:утренняя гигиеническая гимнастика, занятия лечебной гимнастикой с инструктором, самостоятельные занятия дыхательными упражнениями по 4-5 минут 2-3 раза в день (из комплекса лечебной гимнастики).
Период ремиссии характеризуется ухудшением функционального состояния внешнего дыхания, которое является следствием изменения структуры легочной ткани и нарушения механики дыхания (растяжимость легких).
Специальные задачи ЛФК:
· восстановление функции внешнего дыхания, поддержание функциональных резервов дыхания на достаточном для обеспечения обычных возрастных нагрузок уровне;
· улучшение бронхиальной проходимости;
· предупреждение обострения процесса.
Для решения этих задач необходимо использовать следующие упражнения:
1.Упражнения для мышц грудной клетки и пояса верхних конечностей.
2.Статические и динамические дыхательные упражнения, различные по характеру, способствуют восстановлению навыка полного ритмичного дыхания, умеренного урежения и углубления его. Произвольный и более глубокий и продолжительный выдох обеспечивает более глубокий вдох, уменьшает остаточную емкость легких, увеличивая при этом альвеолярную вентиляцию. Укрепляется дыхательная мускулатура, увеличивается экскурсия грудной клетки, диафрагмы.
3.Упражнения с кратковременной задержкой дыхания снижают возбудимость дыхательного центра, уменьшают гипервентиляцию легких, повышают устойчивость организма к гипоксии.
4.Дренирующие упражнения улучшают отток бронхиального секрета, уменьшают влияние гнойной мокроты на организм больного, способствуют улучшению вентиляции легких.
Общие задачи ЛФК:
· повышение неспецифической сопротивляемости,
· нормализация реактивности,
· оптимизация эмоционального тонуса;
· повышение переносимости физических нагрузок, школьного и бытового характера, в том числе физкультурных и спортивных занятий.
Для решения этих задач используются общеукрепляющие гимнастические упражнения для всех мышечных групп со средним объемом общефизиологической нагрузки, прикладные упражнения (дозированные ходьба, бег, подвижные и спортивные игры), спортивные упражнения (плавание, гребля, ходьба на лыжах, катание на коньках). Коррекции отклонений осанки помогут упражнения для мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса, для физического развития полезны упражнения с отягощением — гантелями, медицинболами. Повышению сопротивляемости организма к воз-действию внешних факторов способствуют закаливающие процеду-ры: воздушные ванны во время занятий лечебной гимнастикой, влажные обтирания с постепенным понижением температуры.
Формы ЛФК: утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ); занятия лечебной гимнастикой (ЛГ); дополнительные занятия дыхательными упражнениями (например, динамические дыхательные упражнения для улучшения дренажной функции бронхов); прогулки; игры па воздухе; ближний туризм. Занятия лечебной гимнастикой в условиях поликлиники проводятся три раза в неделю, самостоятельное выполнение специальных упражнений – 3-4 раза в день.