Дошкольник-сочинитель: поведенческая характеристика
Ребенок-творец... Как непросто его определить, хотя бы потому что в дошкольном возрасте каждый ребенок — фантазер и сочинитель.
Доминирующая деятельность в дошкольном детстве — деятельность художественная. А если есть художественная деятельность, то всегда есть и творчество. Учитывая этапность процесса становления художественной деятельности в дошкольном возрасте, можно утверждать, что творчество присутствует и в восприятии, и в исполнительстве, и в собственно сочинении.
Действительно, разве рождение образа в процессе слушания музыкального произведения не является творческим актом для ребенка-слушателя? Современный исследователь проблемы музыкального воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста Ю. Б. Алиев считает, что ребенок-слушатель «в определенной мере может считаться даже «соавтором» музыкального произведения». Да и воплощение ребенком музыкального образа, его интерпретация различными художественными средствами, в том числе средствами музыкальной выразительности, пронизано творчеством от замысла до результата. При этом каждый педагог может выделить из числа своих воспитанников так называемых детей-сочинителей. Кто же они такие, маленькие волшебники-творцы, чья деятельность становится деятельностью порождения? Попробуем разобраться в этом.
Точно так же, как и ребенка-слушателя или исполнителя, ребенка-сочинителя отличает определенный психотип, определенный набор индивидуально-психологических особенностей.
Какие же психологические особенности отличают ребенка-сочинителя?
Отметим некоторые, наиболее значительные:
· высокая познавательная активность, эрудиция, высокие показатели развития интеллекта;
· хорошо развитая память и высокий уровень развития творческого воображения, фантазии;
· визуальность детского мышления, ассоциативность как способность легко и быстро воспринимать музыкальные образы, перерабатывать их и переводить в новый план (игровой, изобразительный, танцевальный, собственно музыкальный — песню, мелодию и пр.);
· высокий уровень развития прогностических и комбинаторных способностей, специальных художественных способностей;
· развитая интуиция (интуитивное мышление);
· импровизационность в любом виде художественной деятельности;
· целеустремленность, позволяющая ребенку осуществлять целостность творческого процесса — от замысла к конечному результату.
Выделенные психологические особенности определенным образом проявляются в характере деятельности ребенка-сочинителя (табл. 12).
Таблица 12. Характерные проявления ребенка-сочинителя
Критерии детского творчества | Варианты детских проявлений, реакций, поведения |
Интерес к сочинительству, творчеству | Ребенок постоянно что-то сочиняет, изобретает, придумывает, концентрируется на творческих, созидательных задачах, поглощен самим процессом, что всегда проявляется внешне и имеет яркую эмоциональную выраженность; он постоянно что-то напевает, болтает, комбинирует танцевальные движения, подбирает на детских музыкальных инструментах знакомые мелодии и пытается импровизировать, создает новые мелодии |
Направленность мотивов художественной деятельности на ее результат (относительно новый продукт) | Помимо самого творческого процесса интерес у ребенка вызывает его результат, он всегда знает, что получится в конце творческого акта (новый музыкальный образ, новая мелодия или песенка, новый танец и т.д.) и с легкостью готов рассказать об этом; еще на этапе рождения замысла у дошкольника появляются представления об окончательном продукте, ребенок как будто бы дирижирует творческим процессом; целостность, последовательность действий в достижении цели отличает ребенка-сочинителя; так же с удовольствием включается он в художественную деятельность других детей |
Качество способов творческих действий | Ребенок-сочинитель прекрасно владеет умением передавать музыкальный образ средствами художественной выразительности, адекватно использует их в передаче образа; он самостоятельно готов изменять, дополнять, комбинировать известные элементы, применять умения в новых условиях, новых ситуациях, предлагать новые варианты решения типовых задач; в совокупности характер умений формирует индивидуальный почерк творческого воплощения, проявляющийся в художественной деятельности. Рисунки, аппликация, лепка, танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах, пение, игры такого ребенка ярко отличаются от результатов художественной деятельности других детей |
Качество продукции | Продукцию детей-сочинителей отличает субъективная новизна, которая заключается в открытии ребенком нового для себя (не знал до творческого акта, а теперь знает, имеет представление; никогда не сочинял песенки на знакомые детские стихи, а теперь делает это прекрасно и т. п.); элементарность, простота, неповторимость, разнообразие и изобразительность созданного продукта |
Импровизация | Непосредственность детских творческих высказываний и действий ребенка; демонстрация виртуозной легкости владения умениями; импульсивность внезапного творческого озарения в звуках, звуковых экспромтах и сразу в законченном виде |
Детское песенное творчество
Даша Л. (6 лет). Больше всего девочка любит создавать художественные образы в рисунках и музыке. Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны в личном опыте ребенка, несмотря на разницу средств выразительности. Созданный на бумаге образ ребенок пытается самостоятельно оживить с помощью мелодии или песенки, которая рождается в результате звуковой импровизации или комбинировании знакомых песенок, например запев — из одной песни, куплет — из другой, а припев — из третьей, но в целом получается гармоничное вокальное произведение, весьма интересное. Качество создаваемого продукта высокое, наблюдается соответствие художественного образа в рисунке и музыке.
Даша с удовольствием принимает участие в создании оригинальных попевок на предлагаемые музыкальным педагогом тексты, в самостоятельной деятельности наблюдалась попытка создания песни Госпожи Метелицы из одноименной сказки, которой были увлечены дети на протяжении долгого времени, готовясь к ее постановке. Необходимо отметить, что девочка точно знала, какой образ она хочет создать и как это выразить с помощью музыки и движения.
Дашу привлекают музыкальные игры, очень часто она становится их организатором в самостоятельной детской деятельности: свободно придумывает художественные образы и сюжетные ходы, подбирает необходимые атрибуты, импровизирует в их использовании в игровом процессе.
Павлик В. (3,5 года). Мальчик постоянно проводит время в музыкальном уголке группы, самые любимые занятия ребенка — музыкальные. Ему очень нравится играть на металлофоне, лесенке, ксилофоне, треугольнике.
В группе ребенок постоянно импровизирует на детском пианино и синтезаторе, он увлечен этим процессом, который на первый взгляд напоминает звуковой хаос. Но при более тщательном наблюдении можно увидеть, что ребенок ищет наиболее адекватное сочетание звуков для воплощения своего замысла. На вопрос педагога: «Что ты сейчас делаешь?» — он серьезно отвечает: «Ищу, как собачка лает... Она лает по-разному: вот чужой пришел (исполняет), а это она попить просит (исполняет), а это — хочет поиграть с мальчиком Пашей» (звучит импровизация). «А какой еще бывает собачка, покажи?» — предлагает воспитатель. Мальчик задумывается, начинает играть на детском синтезаторе, комментируя звучание: «А это собачка увидела большую собаку и испугалась, залаяла. Надо же, — восклицает малыш, — она ведь тоже боится больших собак!».
Ребенок творит в одиночку, самостоятельно, ревниво относится к тому, что инструменты попадают в руки сверстников, расстраивается, если их временно убрали или переложили в другое место.
Мальчик очень чувствителен к эмоциональным проявлениям других детей. Когда кто-то из сверстников плачет, Павлик идет в музыкальный уголок, достает музыкальный инструмент и пытается показать плачущему малышу, как сейчас звучит его голос: «Вот как ты сейчас плачешь, послушай...» Подружка Павлика Настя смеется очень звонко, заразительно, и мальчик реагирует на нее звоном колокольчика или бубенца, комментируя: «Это Настя смеется, ей очень весело, а это она перестала смеяться... (возникает тишина), она задумалась, молчит...»
Интонируя заданную музыкальную фразу, мальчик стремится импровизировать, произнести ее по-новому, отличает ребенка то, что он всегда называет свои импровизации, может пояснить их.
Павлик с огромным удовольствием сопровождает народные мелодии игрой на каком-либо народном инструменте. Так, например, ребенок придал оригинальное звучание попевке «Уж ты, зимушка...», используя «копытца» и ложки.
Мы изложили авторский взгляд на проблему детского музыкального творчества, его своеобразие и специфику в дошкольном детстве, раскрыли ведущие характеристики детского музыкального творчества, проблему соотношения обучения и творчества дошкольников. Выделенные психологические особенности и характерные проявления ребенка-сочинителя помогут определять детей-творцов в группе воспитанников, а также осуществлять личностно-ориентированный подход к ним в ходе музыкального воспитания и развития.
Темы для обсуждения
1. Природа детского творчества. Предпосылки музыкально-творческой деятельности в дошкольном детстве.
2. Своеобразие музыкально-творческой деятельности в дошкольном детстве. Особый характер продуктов детского музыкального творчества.
3. Импровизационный и игровой характер детского музыкального творчества.
4. Следует ли обучать дошкольников музыкальному творчеству: дискуссия открыта?
5. Как определить ребенка-сочинителя в группе детей?
6. Распространяется ли позиция ребенка-сочинителя на другие виды детской художественной деятельности?
7. Используйте в дискуссии примеры из личного профессионального опыта.
Индивидуальные задания
1. Осуществите сравнительный анализ детского музыкального творчества с другими видами художественного творчества дошкольников. Для этого выделите критерии, по которым вы будете сравнивать разные виды детского художественного творчества. Оформите результаты сравнительного анализа в таблице. Докажите значимость разработанной вами таблицы и ваших выводов в профессионально-педагогической деятельности воспитателя ДОУ.
Критерии оценки и самооценки: четкость и грамотное выделение критериев сравнения; очевидность выводов; полнота и проработанность таблицы; доступность и простота понимания выполненного анализа аудиторией (а не только автором-разработчиком); доказательность необходимости данного знания в работе воспитателя детского сада; удовлетворенность результатом.
2. Подготовьте герменевтический эскиз работы Л. С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» (М., 1967). Отразите в нем ответы на следующие вопросы: каковы психологические основы детского творчества по Л. С. Выготскому? Как вы понимаете соотношение творческого воображения и творчества в дошкольном детстве? Являются ли идентичными понятия «творческое воображение дошкольника» и «детское творчество»? Какие условия развития детского музыкального творчества вы можете выделить согласно теории Л. С. Выготского? В данном психологическом очерке нет главы, посвященной музыкальному творчеству дошкольников. Ознакомившись с содержанием книги и учитывая личный профессиональный опыт, напишите эту главу в логике идей крупнейшего психолога.
Критерии оценки и самооценки: научная адекватность интерпретации (эскиза); хорошее знание и глубокая проработка текста очерка; свободное владение содержанием работы Л. С. Выготского (уровень осмысленного понимания); авторство формулировок ответов (не цитирование, а изложение своими словами прочитанного); научное творчество, оригинальность созданной главы; удовлетворенность своей работой.
3. Спроектируйте музыкально-импровизационный тренинг для детей определенного дошкольного возраста (по выбору студента) на месяц.
Критерии оценки и самооценки: знание сущности и характера детского музыкального творчества; конкретность задач тренинга; разносторонность и комплексность задач; интересные и новые педагогические приемы активизации и развития детского музыкального творчества, педагогический поиск; адекватность задач, методов и приемов тренинга возрасту и возможностям детей; соблюдение указанных сроков; удовлетворенность выполненным проектом.
4. Спроектируйте совместный план работы музыкального руководителя и воспитателя группы на месяц по обучению детей определенного возраста (по выбору студента) музыкальному творчеству. Это может быть обучение системным знаниям искусствоведческого характера, влияющее на становление эстетического отношения ребенка к окружающей действительности, обучение художественному восприятию, обучение общим и специальным исполнительским умениям.
Критерии оценки и самооценки: знание сущности и характера детского музыкального творчества; грамотная постановка дидактических задач; их взаимодополняемость в развитии музыкально-творческой деятельности; учет адресности в их решении; соблюдение указанных сроков; удовлетворенность результатом проделанной работы.
5. Разработайте форму поведенческой характеристики ребенка-сочинителя, в котором бы нашла отражение совокупная информация родителей малыша, педагогов и музыкального руководителя детского сада.
Критерии оценки и самооценки: оригинальность разработанной формы; информативность и разносторонность детского портрета; удовлетворенность собственным результатом.
Задания для подгруппы
1. Разработайте комплексную диагностику, позволяющую определить детей-сочинителей в группе детского сада (возраст по выбору студентов). Диагностика должна включать в себя:
· изучение музыкальных способностей ребенка-сочинителя;
· исследование общих и специальных музыкально-исполнительских умений;
· изучение определенных психологических особенностей ребенка-сочинителя;
· определение детской музыкальной субкультуры (музыкальных интересов и предпочтений ребенка, направленности на определенный вид детской музыкальной деятельности).
Осуществите презентацию диагностики группе студентов, она должна представлять собой готовый к использованию пакет, сопровождающийся, необходимыми рекомендациями. Будьте готовы отвечать на вопросы аудитории, отстаивая авторскую позицию группы разработчиков.
Критерии оценки и самооценки:
· целенаправленность диагностического пакета;
· адресность диагностики (адекватность возрасту детей и включение в диагностику родителей, специалистов, воспитателей ДОУ);
· адекватность предлагаемых методов и методик цели и предмету диагностики;
· творчество в разработке методов и методик (самостоятельная их разработка, а не только заимствование; сочетание заимствованных методик с методиками, разработанными самостоятельно);
· валидность предлагаемых методов и методик;
· комплексность диагностики;
· доступность диагностических средств и методов родителям, специалистам и педагогам ДОУ;
· компактность диагностических процедур, легкость в применении;
· наличие критериев диагностики и процедур обработки данных;
· наличие рекомендаций по организации диагностики в детском саду;
· оформление диагностического пакета;
· презентабельность выступления;
· наличие ответов на вопросы аудитории, защита авторской позиции, уверенность, компетентность; ,
· удовлетворенность разработчиков продуктом коллективной деятельности и собственным участием в подгрупповой работе.
2. Используя любую образовательную программу, разработайте проект плана-программы развития музыкального творчества детей определенного возраста (по выбору студентов) в рубежных играх (по выбору) на три месяца. В проекте необходимо отразить конкретные задачи, которые решает план-программа; тематику игр, которые авторы предлагают использовать в развитии детского музыкального творчества; художественные образы, которые будут создаваться и проживаться детьми в играх; адекватный музыкальный репертуар в соответствии с тематикой игр и постигаемыми детьми художественными образами; особенности организации детской игровой деятельности и педагогической поддержки детей на каждом организационном этапе; особенности профессионального сотрудничества музыкального руководителя, педагогов и родителей; презентацию результатов развития музыкального творчества детей в детском саду и критериев эффективности проделанной работы.
Осуществите презентацию плана-программы аудитории, она должна представлять собой готовый к использованию продукт, сопровождающийся необходимыми рекомендациями. Будьте готовы отвечать на вопросы аудитории, отстаивая авторскую позицию группы разработчиков.
Критерии оценки и самооценки:
· соответствие проекта плана-программы разработанным требованиям;
· соответствие задач и содержания плана-программы содержанию и задачам выбранной образовательной программы;
· адресность проекта (учет возрастных возможностей детей);
· адекватность предлагаемого игрового содержания и музыкального репертуара задачам развития музыкального творчества дошкольников;
· адекватность предлагаемого музыкально-игрового содержания художественным образам;
· этапность в организации игровой деятельности детей, четкость и доступность алгоритма действий педагога и музыкального руководителя;
· наличие алгоритма руководства игровой деятельностью дошкольников в контексте развития музыкального творчества;
· наличие алгоритма педагогической поддержки детей в условиях развития музыкального творчества в игровой деятельности;
· новизна форм презентации результатов развития музыкального творчества детей в детском саду и наличие критериев эффективности проделанной работы;
· адекватность разработанных критериев задачам плана-программы;
· педагогическое творчество в разработке проекта;
· оформление плана-программы;
· презентабельность выступления;
· наличие ответов на вопросы аудитории, защита авторской позиции, уверенность, компетентность;
· удовлетворенность разработчиков продуктом коллективной деятельности и собственным участием в подгрупповой работе.
Контрольные вопросы и задания
1. Докажите, что творчество — это вид детской музыкальной деятельности.
2. Перечислите все возможные факторы, обеспечивающие процесс музыкального творчества в дошкольном детстве?
3. В чем заключается сущность творчества ребенка-слушателя, ребенка-исполнителя, ребенка-сочинителя?
4. Вы попали в состав конкурсной комиссии, которой предстоит оценить продукты детского музыкального творчества. По каким критериям вы будете осуществлять оценку?
5. Перечислите характерные проявления ребенка-сочинителя.
6. Проанализируйте, какой вид музыкальной деятельности ближе вам? Кто вы в большей степени — слушатель, исполнитель, сочинитель или всё вместе? Чем вы объясняете свой выбор?
7. Докажите необходимость учета выделенных позиций в педагогическом процессе музыкального воспитания в детском саду.