Тема «Профессиональный стандарт педагога».
Тема: ««Профессиограмма учителя музыки».
Ход урока
Цель урока – раскрыть сущность понятия «профессиограмма», дать ему определение и построить свою модель выпускника колледжа.
Каждую профессию отличают свои качества. Для определения основных качеств профессии использую профессиографический подход.
Первый этап построения профессиограммы относится к середине 20-х – началу 30-х годов 20 века, когда были предприняты первые попытки профессиографического изучения педагогической деятельности.
На втором этапе, в середине 30-х годов до конца 50-х годов 20 века издавались монографии с описанием и анализом школьной практики.
В третьем периоде после 50-х годов 20 века появляются крупные монографические труды по проблеме учителя (школы Н.В. Кузьминой и А.И. Щербакова).
Проблемой построения профессиограммы учителя занимались такие ученые как Нина Васильевна Кузьмина, Виталий Александрович Сластенин. Вопросы определения своеобразия профессии учителя музыки рассматривались трудах Ольги Александровны Апраксиной, Эдуарда Борисовича Абдуллина, Ларисы Георгиевны Арчажниковой, Людмилы Георгиевны Дмитриевой, Натальи Михайловны Черноиваненко
Для чего необходима профессиограмма? Профессиограмма представляет собой перечень требований, предъявляемых к специалисту, «паспорт» специалиста.
В профессиограмме представлена модель деятельности и личности учителя. Она отражает его основные требования, функции, круг знаний, перечень профессиональных умений и навыков, интегративные профессионально-личностные качества.Если в модели опии саны качества педагога, то это модель Личности учителя. Если перечислены действия (функции) педагога, то речь идет о модели деятельности педагога.
Профессиограмма моделирует предвосхищаемый результат, который существует идеально, но должен быть получен по прошествии определенного срока воспитания и обучения в ВУЗе (колледже), помогает совершить процесс формирования личности будущего учителя.
Следовательно, профессиограмма моделирует (предвосхищает) результат профессиональной подготовки.
Запишите определение. Профессиограмма– документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки; инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности учителя.
В настоящее время в профессиограмме выделяют 3 взаимосвязанных блока:
общегражданские качества | психолого-педагогические качества | специальные ЗУН по предмету |
Д.Б. Кабалевский об учителе музыки отмечал: «помимо общепедагогической подготовки, квалифицированный учитель музыки обязательно должен уметь играть на фортепиано (на баяне или аккордеоне), владеть четкой и выразительной дирижерско-хоровой техникой, уметь петь, он должен иметь подготовку в области истории и теория музыки, уметь транспонировать по нотам и на слух, подбирать несложное сопровождение к мелодии. Словом, учитель музыки должен быть музыкально образованным педагогом, в противном случае он будет подобен учителю математики, не способному pешать задачи, которые задает своим ученикам... Он должен любить музыку как живое искусство, ему самому и носящее радость, он должен относиться к музыке с волнением, никогда не забывать, что нельзя вызвать в детях любовь к тому, что не любишь сам, увлечь их тем, чем сам не увлечен». (Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. — М., 2001.-С. 30-31.).
Следовательно, специальные ЗУН мы разделим на:
I. Общегражданские качества | II. Ппсихолого-педагогические качества | III. Сспециальные ЗУН по предмету | |
исполнительская подготовка | вокально-хоровая подготовка | музыкально- теоретическая подготовка | методическая подготовка |
На основе профессиограммы разрабатываются квалификационные характеристики. Профессиограмма учителя должна включать паспорт специальности, ее квалификационную характеристику.
«Сложность профессии учитель музыки, - указывала О.А. Апраксина,- определяется необходимостью тесной взаимосвязи элементов, входящих в понятие «учитель», и в понятие «музыкант», причем каждое их них в сою очередь многогранно. Учитель музыки должен быть хорошим музыкантом. Владение музыкальным инструментом, голосом, тонкий музыкальный слух, умение читать с листа, импровизировать во многом определяют успех его деятельности. Владение голосом, инструментом и дирижерскими умениями представляет собой «неполный» багаж знаний, которые должен приобрести будущий учитель музыки. Он должен хорошо знать историю и теорию музыки, уметь разбираться в особенностях музыкального языка.
Профессиограмма учителя музыки – это его квалификационная характеристика, которая является главным документом, требованием и руководством к работе. Профессиограмма должна помочь определить оптимальный круг ЗУН, способностей и качеств, необходимых для музыкального образования детей (АлиевЮ.Б., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания школьников, С.58)
Подведем предварительные итоги. Профессиограмма учителя – это:
1. Профессиональная готовность к педагогической деятельности.
2. Содержание педагогической деятельности учителя.
3. Инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности.
4. Все ответы верны.
5. Нет правильных ответов.
Подведем итоги урока.
Уточнить тему урока можно по учебнику под ред. В.А. Сластенина, С.30-34.
Требования к учителю музыки высоки и неудивительно, ведь учитель музыки формирует музыкальную культуру ребенка, поколения и всего общества. Поэтому с полным правом можно утверждать, что личность учителя определяет судьбу урока музыки как учебного предмета.
Тема «Профессиональный стандарт педагога».
С 18 октября 2013 г. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образование) (воспитатель, учитель)» введен в действие Профессиональный стандарт педагога.