Глава VI. Особенности психического развития человека. стью рассчитывают на помощь окружающих


стью рассчитывают на помощь окружающих. Самооценка этой груп­пы пожилых и старых людей довольно высокая.

• Отношение зависимости. Зависимая личность — это чело­век, подчиненный кому-либо, зависимый от супруга или от сво­его ребенка, не имеющий слишком высоких жизненных претен­зий и благодаря этому охотно уходящий с профессиональной ра­боты. Семейная среда обеспечивает ему ощущение безопасности, помогает поддерживать внутреннюю гармонию, эмоциональное равновесие, не испытывать ни враждебности, ни страха.

• Оборонительное отношение, для которого характерны: пре­увеличенная эмоциональная сдержанность, некоторая прямоли­нейность в своих поступках и привычках, стремление к «само­обеспеченности» и неохотное принятие помощи от других. Люди данного типа приспособления к старости избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся своими сомнениями, про­блемами. Оборонительную позицию занимают иногда по отноше­нию ко всей семье: если даже имеются какие-то претензии и жа­лобы в ее адрес, они их не выражают. Защитным механизмом, который они используют против ощущения страха смерти и обез­доленности, является их активность «через силу», постоянная «под­питка» внешними действиями. Люди с оборонительным отноше­нием к наступающей старости с большой неохотой и только под давлением окружающих оставляют свою профессиональную работу.

• Отношение враждебности к окружающим. Люди с таким отношением агрессивны и подозрительны, стремятся «переложить» на других вину и ответственность за собственные неудачи, не со­всем адекватно оценивают действительность. Недоверие и подо­зрительность заставляют их замыкаться в себе, избегать контактов с другими. Они всячески отгоняют мысль о переходе на пенсию, так как используют механизм разрядки напряжения через актив­ность. Их жизненный путь, как правило, сопровождался много­численными стрессами и неудачами, многие из которых превра­тились в нервные заболевания. Люди, принадлежащие к данному типу отношения к старости, склонны к острым реакциям страха, они не воспринимают свою старость, с отчаянием думают о про­грессирующей утрате сил. Все это соединяется еще и с враждеб­ным отношением к молодежи, иногда с переносом этого отноше­ния на весь «новый, чуждый мир». Такой своего рода бунт против собственной старости сочетается у этих людей с сильным страхом смерти.

§ 5. Период геронтогенеза: психология людей старческого возраста265

• Отношение враждебности человека к самому себе. Люди такого типа избегают воспоминаний, потому что в их жизни было много неудач и трудностей. Они пассивны, не бунтуют против соб­ственной старости, лишь безропотно принимают то, что посыла­ет им судьба. Невозможность удовлетворить потребность в любви -причина депрессий, печали и претензий к себе. С этими состояни­ями соединяется чувство одиночества и ненужности. Собственное старение оценивается достаточно реалистично; завершение жиз­ни — смерть трактуется этими людьми как избавление от страда­ний [20, с. 35, 36].

Заметим, что представленные основные типы старости, от­ношения к ней не исчерпывают всего многообразия проявлений поведения, общения, деятельности стареющего человека, много­образия индивидуальностей. Классификации носят ориентировоч­ный характер с тем, чтобы составить некоторую базу для конк­ретной (исследовательской или практической) работы с людьми пожилого и старческого возраста.

Основными стрессорами пожилых и старых людей можно счи­тать отсутствие четкого жизненного ритма; сужение сферы обще­ния; уход от активной трудовой деятельности; синдром «опусто­шения гнезда»; уход человека в себя; ощущение дискомфорта от замкнутого пространства и многие другие жизненные события и ситуации. Наиболее сильным стрессором в старости является оди­ночество. Понятие это далеко не однозначное. Если вдуматься, то термин «одиночество» имеет социальный смысл. У человека нет родственников, сверстников, друзей. Одиночество в старости мо­жет быть связано и с отдельным проживанием от молодых членов семьи. Однако более существенными в старости оказываются пси­хологические аспекты (изоляция, самоизоляция), отражающие осознание одиночества как непонимания и безразличия со сторо­ны окружающих. Особенно реальным одиночество становится для человека, живущего долго. В центре внимания его дум, размышле­ний может быть исключительно ситуация, породившая ограниче­ние круга общения. Неоднородность и сложность чувства одиноче­ства выражаются в том, что старый человек, с одной стороны, ощущает увеличивающийся разрыв с окружающими, боится оди­нокого образа жизни, с другой - он стремится отгородиться от окружающих, защитить свой мир и стабильность в нем от вторже­ния посторонних. Практикующие геронтологи постоянно сталки­ваются с фактами, когда жалобы на одиночество исходят от ста­рых людей, живущих вместе с родственниками или детьми, го-

Наши рекомендации