Была ли отечественная война 1812 года для башкир «отечественной»?
Отечественная война 1812 г., заграничный поход 1813-1814 гг. нашли заметное отражение в мемуарной литературе. Дневники, записки, воспоминания о событиях начала века стали появляться в России и Франции буквально сразу после окончания войны. Несомненно, эпоха наполеоновских войн явилась одной из переломных вех европейской истории нового времени. Нашла она свое отражение и в общественном сознании участников боевых действий, например, в фольклоре казаков и башкир, принимавших непосредственное участие в них. Понятно, что массовое использование башкир и других кочевников в составе Российской армии в это время не могло остаться незамеченным как русским, так и французскими военными, журналистами, художниками.
Целью настоящей статьи является попытка обобщения сведений из описаний, воспоминаний, заметок очевидцев эпохи наполеоновских войн о башкирах как иррегулярной кавалерии Российской армии. Итак, была ли Отечественная война 1812 г. для башкир «Отечественной», либо это была традиционная кампания, похожая на кампании XVIII века?
Башкиры в наполеоновских войнах применяли привычную им тактику кочевников, а обычай войны был неизменным с XVIII века. Можем ли мы в таком случае считать, что война 1812г. была для башкир, казаков, татар и т.д. действительно Отечественной, а не обычной войной, в которых они участвовали до сих пор? Ответ будет положительным. Р.Т. Вильсон в дневнике за 1812 г. указывает, что «пришло донесение от одного из татарских полков, уведомлявшее о захвате значительного количества переплавленного неприятелем из церковных украшений золота и серебра; они представляли добычу свою в его распоряжение (Платова), полагая, что присвоить ее было бы святотатством.
Возвышенное чувство еще сохраняется здесь, и я мог бы написать толстую книгу об истинных происшествиях, кои посрамляют скаредность других, более цивилизованных наций. С этой записью перекликается текст письма к М.И.Платову старшины 1-го Башкирского полка, где он говорит о том, что башкиры жертвуют 1000 рублей на восстановление Донского монастыря, разрушенного французами: «При все нашем рвении (мы) не могли унять сих святотатцев, допустили до Москвы, где ограблены древние чудотворные храмы божии, в чем считаем себя не менее виновными, что не укротили сволочь нечестивую, и позволили ограбить святыню…»
О необычайном патриотизме башкир упоминают современники наполеоновских войн С.Н.Глинка: «Мордва, тептяри, мещеряки, черемисы ревностно и охотно шли на службу; башкирцы оренбургские сами собой вызывались и спрашивали у правительства, не нужны ли их полки, А.Раевский: «башкирцы, калмыки, тептяри…разделяли святой подвиг брани народной».
Высокую оценку патриотизму башкир в 1812 г. давали и высшие военные руководители. М.И.Кутузов в письме к Оренбургскому генерал-губернатору Г.С.Волконскому: «Вы не можете представить, ваше сиятельство, радости и удовольствия, с каким все и каждый из русских воинов стремится за бегущим неприятелем, и с какой храбростью наши воины, в том числе и казаки, и некоторые башкирские полки поражают их». Г.С. Волконский в письме от 2.10.1812 г. дочери: «многочисленные полки иррегулярных войск отправлены в армию. Все идут с охотою на защиту Отечества». Интересными являются заметки генерал-майора Н.М.Бороздина: «часто случалось ему видеть башкирца, который к нему на походе принесет целый ком серебра, отбитого у неприятеля, из числа грабленых в церкви образов, и говорит: «Вот, батька, серебра прикажи взять». Как взять? Да оно твое, ты его отбил. - «Да, батька, отбил, но оно твой мечеть» - Что же, ты его и возьми, оно тебе теперь принадлежит – «Нет батька, Магомет убьет. Вот, видишь, собака француз умирает, видишь, батька, он умирает за то, что мечеть ваш грабил!». В приведенных эпизодах для башкир, как мы видим, важным был не столько материальный фактор получения добычи, но патриотическое участие в национальной войне, наказание за осквернение религии и святынь, хотя бы даже и православных.
Чувством гордости за казаков и башкир проникнуты строки в записках адмирала А.Шишкова: «между тем Наполеон…распускал глупые и смешные лжи…об нас, русских, разглашал он, что мы варвары, дышащие злобой и мщением; что между нами есть дикие народы, которые жарят и едят малых ребят, что ежели придет в их землю, то смешаем нечистую кровь свою с их чистой кровью и произведем в отчестве их варварскую породу людей…выходцы из Франции уверяют, что француженки не очень баснями его напуганы, и что напротив многие из них любопытствуют увидеть сих варваров и почитают не великою бедою, если через несколько времени будут вокруг их прыгать маленькие казаки и башкирцы», «что в каждый дом ставят по сороку и по пятидесяти казаков и башкирцев, которые всякий день надобно добывать по целой бочке водки и вина!» нелепая ложь сия рассмешила меня».
Таким образом, можно с уверенностью считать, что Отечественная война 1812 г., заграничный поход 1813-1814 гг. для башкир были более чем обычная война. Свидетельства очевидцев той эпохи, как мы видим, говорят о высоком чувстве долга, патриотизма, уважении к религиозным чувствам, дисциплине башкирских воинов. Участие башкир в наполеоновских войнах стало своеобразным эталоном отношения их к воинской службе, высшим проявлением патриотического долга, сыгравшим большую роль в укреплении кантонной системы управления.
Подводя итог нашему исследованию, мы с известной степенью уверенности можем сказать следующее: участие башкир, как и других кочевников, в наполеоновских войнах начала XIX в. было несомненным феноменом этой эпохи, что нашло яркое отражение в мемуарной литературе, изобразительных источниках.
Отечественная война 1812 г., заграничный поход 1813-1814 г. были для башкир событиями особенными, неординарными. Это было действительно патриотическое участие в судьбе страны, серьезное испытание воинской силы башкирского войска. На этой войне башкиры оказались достойны того внимания, которое было им оказано со стороны государства, и оно в свою очередь получило соответствующее представление о них, нашедшее свою реализацию в дальнейшем укреплении кантонной системы в крае, привлечении башкир к участию в походах Российской армии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акманов И.Г. История Башкортостана: С древнейших времён до конца 19 века – Уфа: Китап, 2005 – 248с.
2. Асфандияров А.З. «Любезные вы мои».
3. Усманов Х.Ф. История Башкортостана с древнейших времён до 60-х годов 19 века – Уфа: Китап, 1996.
4. Хамматов Я.Х. «Северные амуры». Издательство «Советский писатель», М., 1987.
К.Г. Игошин,
Музей-панорама «Бородинская битва» (г. Москва)