Изучение семей, интересов и потребностей родителей
Технология
Организации сотрудничества
Педагога с семьями воспитанников
Кренева Галина Васильевна
воспитатель МДОУ детского сада
общеразвивающего вида «Малышка»
г. Яранска Кировской области
высшая квалификационная категория
стаж в должности 23 года
Яранск
Содержание.
1. Описание технологии организации сотрудничества педагога с семьями
воспитанников.
1.1.Цель, задачи и принципы организации сотрудничества с семьёй.
1.2.Изучение семей, интересов и потребностей родителей.
1.3.Планирование и разработка мероприятий на основе инновационных форм, методов и приёмов организации сотрудничества.
1.4.Анализ работы с родителями.
1.5.Перспективы и планирование дальнейшего сотрудничества.
2. Результативность опыта.
Список литературы.
Диск с приложениями и презентацией опыта.
Приложения:
Приложение 1. Формы, методы и приёмы организации сотрудничества
с семьёй.
Приложение 2. Пригласительное письмо.
Приложение 3. Примерное содержание портфолио дошкольника.
Приложение 4. Содержание рубрик информационного уголка для
родителей.
Приложение 5. Обращение к родителям от имени детей.
Приложение 6. Приёмы активизации родителей на родительском
собрании.
Приложение 7. Сценарий посиделок «Мы за чаем не скучаем».
Приложение 8. Посиделки «Блинный вечерок». Сценарий.
Приложение 9. Примерная тематика выставок.
Приложение 10. Сводная таблица результатов анкетирования
родителей.
Описание технологии организации сотрудничества
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены на улучшение его качества, которое во многом зависит от согласованности действий семьи и педагога в процессе активного взаимодействия, сотрудничества на всём протяжении дошкольного детства ребёнка. Поэтому мне хотелось быстрее сблизиться с родителями, чтобы преодолеть их педагогическую пассивность и помочь им стать активными участниками единого образовательного пространства.
Мои педагогические находки, направленные на решение этих задач, легли в основу технологии организации сотрудничества педагога с семьями воспитанников, структура которой состоит из нескольких блоков:
1. Цель, задачи и принципы организации сотрудничества с семьёй.
2. Изучение семей, интересов и потребностей родителей.
3. Планирование и разработка мероприятий на основе инновационных форм, методов и приёмов организации сотрудничества.
4. Анализ работы с родителями.
5. Перспективы и планирование дальнейшего сотрудничества.
1.1. Цель, задачи и принципы организации сотрудничества с семьёй
Цель: создание единого пространства «СЕМЬЯ – ДЕТСКИЙ САД», в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, полезно, безопасно и благополучно.
Задачи:
ü Разработать систему взаимодействия в педагогическом треугольнике «педагог – родитель – ребёнок» на основе изучения запросов и потребностей семьи.
ü Вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, заинтересовать воспитательно-образовательным процессом развития собственного ребёнка.
ü Воспитать у родителей чувство уверенности в своих силах и мудрости.
Принципы:
ü Принцип индивидуального подхода к каждой семье на основе учёта интересов и потребностей родителей и детей.
ü Принцип открытости.
ü Принцип обратной связи.
Изучение семей, интересов и потребностей родителей
Для получения максимально возможной информации об актуальном состоянии и особенностях развития ребёнка, о специфике и приоритетах семейного воспитания, об интересах, потребностях и запросах семьи в воспитании и развитии ребёнка, о возможностях конструктивного участия родителей в работе детского сада использую план изучения семьи, разработанный мною на основе рекомендаций М.Г.Агавелян [1], включающий следующие методы:
- анкетирование, при проведении которого использую приёмы активизации (любая анкета начинается с обращения к родителям и пояснения её значения для них и для педагога; в конце анкеты обязательно благодарю родителей за сотрудничество);
- тестирование (провожу совместно с психологом);
- наблюдение; - опрос; - беседа;
- анализ продуктов деятельности детей.
Полученные сведения использую при планировании и разработке содержания различных форм сотрудничества с семьями воспитанников.
1.3. Планирование и разработка мероприятий на основе инновационных форм, методов и приёмов организации сотрудничества
При планировании мероприятий данного блока использую инновационные формы, методы и приёмы организации сотрудничества с семьёй по следующим направлениям:
- Информирование родителей.
- Консультативно-просветительная работа.
- Совместные и творческие дела. (Приложение 1)
Раскрою особенности применения наиболее интересных и продуктивных, на мой взгляд, форм, методов и приёмов по каждому из трёх основных направлений.
Информирование родителей
Перед первой встречей с детьми и родителями посылаю каждой семье Пригласительное письмо, основная задача которого – помочь воспитателю привлечь внимание родителей, заинтересовать их и с первых дней вовлечь в орбиту совместной педагогической деятельности.
В первой части Пригласительного письма обращаюсь непосредственно к ребёнку, заочно знакомясь с ним, приглашаю его в детский сад; во второй части приглашаю родителей на первое родительское собрание. (Приложение 2)
На одном из первых родительских собраний в младшей группе предлагаю родителям принять участие в совместном создании портфолио дошкольника.
Эта «копилка» личных достижений ребёнка в разных видах деятельности поможет родителям и воспитателям представить маршрут развития ребёнка, осуществить индивидуально-дифференцированный подход к каждому малышу.
Содержание портфолио дошкольника составила на основе рекомендаций педагога-психолога С.С.Курыновой [4], добавив несколько новых рубрик («Устами младенца», «Кем я буду, когда вырасту».). (Приложение 3)
Родители могут познакомиться с новыми материалами портфолио своего ребёнка и поместить свои вопросы в рубрику «Спрашивайте, родители!» в конце каждой недели.
Помня о том, что взаимное понимание и сотрудничество строятся на информированности партнёров, творчески подхожу к оформлению Информационного уголка для родителей, подбору различных рубрик и их содержания. (Приложение 4)
Для привлечения родителей к материалам информационного уголка и делам группы часто использую эффективный приём обращения к родителям от имени детей, рекомендованный Л.В.Свирской [8]. При этом использую разные варианты содержания таких обращений:
1. «Открытые письма».
2. Домашние задания-просьбы.
3. Объявления и благодарности родителям.
4. Информация о результатах групповых дел,
спортивных мероприятий. (Приложение 5)