Профилактика и превентивные мероприятия предупреждения расстройств голоса
Профилактика различных заболеваний имеет немало общего. Общегигиенических правил следует придерживаться и людям, избравшим для себя голосовые профессии. Эти правила хорошо общеизвестны — избегать переохлаждения и простудных заболеваний, физических и эмоциональных перегрузок, не злоупотреблять курением и алкоголем, особенно газированными напитками, так как углекислый газ отрицательно влияет на слизистую оболочку глотки. Необходимо соблюдать режим труда, отдыха и питания. Пища должна содержать достаточное и сбалансированное количество витаминов и белка, лучше животного. Не рекомендуется злоупотреблять пищей острой, очень горячей или очень холодной, что также раздражает слизистую оболочку.
Приведем пример.
На прием в фониатрическое отделение пришел человек с жалобами на слабость голоса и невозможность петь, что требовалось ему по работе. Даже на первый взгляд было видно, что пациент крайне истощен. Из беседы выяснилось, что он постоянно держит строгий пост. При осмотре гортани его голосовые складки полностью не смыкались и вид имели дряблый, атоничный. А ведь голосовые складки — это мышечные образования, которым необходимо питание. Недаром среди педагогов-вокалистов существует мнение, что голос «лежит на дне тарелки».
Прогулки на свежем воздухе, закаливание организма, которые нужно начинать постепенно и желательно в теплое время года, предупреждают простудные заболевания. Иногда условия труда, жизненные обстоятельства и просто недооценка несложных правил ведут к тому, что люди не уделяют этому внимания.
В настоящем разделе речь пойдет прежде всего о педагогах. Рабочие помещения (класс, аудитории и т. п.) должны быть теплыми, чистыми и хорошо проветриваемыми. Отрицательное влияние на голос педагогов и на восприятие слушателей оказывает зашумленность помещений (которая, в свою очередь, обусловливает вынужденное стремление говорящего форсировать голос).
Швейцарский логопед Л. Грожан (1978) исследовал уровень зашумленности школьных помещений и установил, что шумовой фон класса должен быть не выше 55 дБ. Чтобы объяснение учителя улавливалось учащимися, его голос должен иметь прирост силы минимум на 10 дБ, т. е. достигать 65 дБ. При плохой дисциплине в классе учитель форсирует голос до 71 дБ, что уже является большой нагрузкой для голосового аппарата. Поэтому владение поведением слушающих также необходимое условие сохранности голоса и продуктивности педагогической работы. При устных выступлениях педагога (объяснениях или лекции) важную роль играют многообразные факторы: его личностные особенности, условия труда — правильное произношение, четкая свободная артикуляция, хорошие акустические свойства голоса и шумовой фон аудитории.
Немалое значение имеет и такое качество речи, как дикция. Этот термин редко встречается в логопедии. Дикцию, как правило, отождествляют с нормальным звукопроизношением. Но это не равнозначные понятия. Человек может нормированно произносить все звуки, но в продолжительном и эмоциональном высказывании его речь оказывается не очень разборчивой, особенно в больших помещениях. (Нельзя путать со стертыми формами дизартрии.) Плохую дикцию довольно часто приходится слышать в театре у актеров с недостаточной техникой речи и голосоподачи.
Дикция — это совокупность нескольких сторон устной речи. Она определяется четкостью и правильностью звукопроизношения, хорошим владением голоса — его звучностью, полетностью, сменой мелодического рисунка, достаточным динамическим диапазоном и полноценным фонационным дыханием.
При наличии этих свойств голос легко достигает слушателей, он летит в пространство, не рассеиваясь, не теряя силы, звучности и разборчивости слов. Ранее этому качеству уделялось большее внимание, и образцовой школой хорошей речи и поставленных актерских голосов всегда служил Малый театр, особенно актеры старшего поколения.
Мы позволили себе сделать это отступление, потому что голос хорошего педагога сродни актерскому. Если речь учителя монотонна, интонация бедна, то внимание учеников рассеивается, интерес к предмету угасает и продуктивность таких уроков падает. Встречается и другая крайность. Учителя неоправданно форсируют голос. (Это мы установили по результатам анонимного анкетирования и по собственным наблюдениям.) Даже в школах для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, где наполняемость классов гораздо ниже массовых, учителя говорят, форсируя голос без всякой необходимости. К сожалению, такая манера использования голоса сложилась давно. Учителям ошибочно кажется, что при громком голосе ученики лучше усваивают материал, а им самим легче владеть дисциплиной в классе.
Чрезмерное повышение голоса на фоне шума приводит к усилению двигательных импульсов мускулатуры гортани, что превышает ее нормальные физиологические возможности (Максимов И., 1987). Вместе с тем это отрицательно влияет на голос не только учителя, но и, как это ни парадоксально, его учеников.
Голосу педагога необходимы определенные качества. Прежде всего его голосовой аппарат должен быть в здоровом состоянии. Даже легкие воспалительные явления в гортани и верхних дыхательных путях без повышения температуры тела вынуждают напрягать голос, изменяя его акустические свойства, и влияют на общее состояние, как физическое, так и эмоциональное.
Какими приемами требуется овладеть педагогу, чтобы голосовая нагрузка для него была свободной и естественной? Говоря о сохранности голоса, употребляют термины — «профилактика» и «превентивные мероприятия». Эти термины почти синонимичны и означают предупреждение. «Профилактика» — понятие более общее. Набор профилактических мер пригоден для предупреждения разных заболеваний. Система превентивных мер обычно направлена на какое-то одно определенное заболевание или состояние.
Для людей голосоречевых профессий такой превентивной мерой для формирования и сохранения полноценного голоса является правильная его постановка. Система функциональных тренировок голосового аппарата укрепляет его мышцы, вырабатывает оптимальный способ звукоизвлечения, корректирует дыхание. Фонопедические занятия формируют такой способ голосообразования, который соответствует данному индивидуму и позволяет выполнять необходимую голосовую нагрузку при минимальной затрате мышечной энергии.
Постановка голоса включает несколько направлений, каждое из которых дополняет другое. В 2005 г. И. А. Михалевская издала «Пособие по постановке речевого голоса для лиц речевых и вокальных профессий» (под нашей редакцией). Излагать полностью содержание этой книги было бы нецелесообразно. Укажем только основные направления, которые рекомендует автор.
1. Нормализация мышечного тонуса с использованием упражнений для снятия напряжения всего корпуса, для релаксации артикуляционной мускулатуры губ, языка, щек, челюсти, лица.
2. Тренинг для выработки правильной осанки.
3. Коррекция физиологического и фонационного дыхания с применением статических и динамических упражнений; формирование дыхательной опоры.
4. Функциональные тренировки для улучшения акустических свойств голоса — установление речевого диапазона голоса, расширение возможностей тонового и динамического диапазонов.
Система названных тренировок позволяет овладеть навыками правильного и естественного голосообразования; содействует успешной реализации коммуникативной функции речи. Человек, прошедший полный курс постановки голоса (продолжительность 4—5 мес), свободно справляется с необходимыми для его профессии голосовыми нагрузками. Качество и устойчивость результатов зависят от регулярности занятий по два-три раза в неделю с логопедом и ежедневных самостоятельных тренировок дома. Успех быстрее достигается у педагогов, преподающих языки, ибо они знают фонетику и легче улавливают установки, предлагаемые логопедом. Эффективнее воспринимают и реализуют оптимальный способ голосоведения люди, обладающие хорошим музыкальным слухом.
Логопед объясняет упражнения, указывает позиции посыла звука, но при этом и сам дает образец звучания голоса. Упражнения проводятся отраженно за логопедом, особенно в первой половине курса обучения.
Не следует считать, что пройденный курс постановки голоса раз и навсегда избавляет от всех проблем. По его завершении логопед дает рекомендации для продолжения самостоятельных тренировок. Их объем уже меньше, но их необходимо выполнять три-четыре раза в день. Обязательно следует проводить и упражнения для поддержания устойчивого костно-абдоминального типа дыхания.
Голосовые тренировки также надо повторять ежедневно, выбирая отдельные упражнения из набора, который входил в полный курс, и чередуя их. Такой тренинг поддерживает звучание голоса в нужной позиции, создает ощущение легкости, содействует звучности фонации. Людям, имеющим голосоречевые профессии, требуются ежедневные хотя бы кратковременные тренировки, подобно тому, как это делают драматические актеры и вокалисты.
Что касается объема голосовой нагрузки, то мы считаем, что человек с хорошо поставленным голосом может говорить столько, сколько требуют условия его профессии. Нормальная нагрузка для голосового аппарата — 6 ч. При большей нагрузке устает не только голосовой аппарат, а наступает общее утомление, ухудшается самочувствие. Ведь педагоги всех уровней, как правило, ведут занятия стоя и со значительной затратой эмоциональной энергии.
Было бы ошибочно считать, что если человек владеет хорошо поставленным голосом, у него никогда не возникает голосовых затруднений. Сильные простуды, инфекционные заболевания могут отрицательно повлиять на качество голоса, но его изменения в период болезни оказываются менее выраженными, а по выздоровлении голосовой «статус» быстро восстанавливается. Безусловно, в период болезни следует обратиться за медицинской помощью, в том числе и к врачу-оториноларингологу, а еще лучше к фониатру.
Каждый человек, а тем более тот, кто использует голос профессионально, должен знать срочные меры, необходимые при появлении признаков простуды, и своевременно принимать их. Это так называемая доврачебная помощь. Ф. Г. Тагирова (1988) предлагает следующие мероприятия.
1. Горячие ножные ванны первые три дня (если нет противопоказаний для тепловых процедур). В более поздние сроки такие ванны уже бесполезны.
2. Горчичники на область грудины, спины, икр и подошв.
3. Домашние ингаляции — заварить кипятком одну-две столовые ложки листьев эвкалипта, шалфея или ромашки, добавить туда пять таблеток валидола. Сосуд с содержимым накрыть воронкой из толстой бумаги, узкое ее горлышко взять в рот и дышать, пока жидкость горячая.
После тепловых процедур нельзя выходить на холодный воздух. В настоящее время в аптеках имеется широкий выбор ингаляторов, которыми можно пользоваться.
Полезны полоскания горла раствором ромашки, шалфея, эвкалипта, календулы. На один стакан кипятка берется столовая ложка травы, настаивается около часа. Полоскать следует теплым настоем через каждые 2 ч.
Благотворно действует на слизистую оболочку глотки сок красной свеклы: выжать сок, сделать его раствор из расчета две чайных ложки на стакан теплой воды и полоскать им горло.
Другой способ приготовления полоскания — измельчить небольшую свеклу, заварить ее стаканом кипятка, тепло укрыть настой, чтобы он лучше настоялся, или приготовить его в термосе. Теплый, но не горячий настой использовать для полоскания в течение дня.
Многие жалуются на постоянную или периодическую сухость в горле. Такие ощущения иногда возникают после длительной голосовой нагрузки, а у некоторых они постоянны, если ранее была операция по удалению миндалин. Люди часто без совета специалиста закапывают в нос масло. Несмотря на безобидность таких манипуляций следует знать, что нельзя закапывать облепиховое масло. Оно вызывает еще большую сухость, так как показано для лечения мокнущих ран. Даже при тяжелых формах ларингита его применяют лишь в смеси с другими маслами. Поэтому для смягчения горла надо употреблять оливковое, персиковое масло, масло шиповника.
Фонопедия, являясь системой функциональных тренировок голосового аппарата, полностью перестраивает его функцию, восстанавливает фоноторную активность голосовых складок и оказывает благотворное влияние на секреторную деятельность слизистой оболочки гортани. В ходе ее проведения восстанавливается не только полноценный, выносливый голос, но и исчезают дискомфортные ощущения в глотке и гортани.
Соблюдение гигиенических правил, постановка голоса и постоянное его поддержание выполнением дыхательных и голосовых упражнений позволяют сохранить профессиональный голос до старости.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие нарушения голоса относятся к профессиональным?
2. Что является причиной возникновения профессиональных заболеваний гортани?
3. Можно ли отнести к профессиональным расстройствам гипо- и гипертонусные дисфонии и почему?
4. Какие условия являются патогенными для возникновения профессиональных нарушений голоса?
5. Какие меры профилактики предупреждают голосовые расстройства?
6. Что служит превентивными мероприятиями для сохранения здорового голоса?
7. Объясните разницу между профилактикой и превентивными мероприятиями, направленными на сохранение профессионального голоса.
8. Перечислите мероприятия доврачебной помощи при начинающихся простудных заболеваниях.
9. Какие причины и признаки голосовых расстройств позволяют отнести гипотонусные дисфонии к профессиональным нарушениям?
10. Чем можно объяснить большую распространенность голосовых расстройств у преподавателей?
11. Составьте план лекции (на 40 мин) для преподавателей на тему «Профессиональные расстройства голосового аппарата и меры их предупреждения».
ПОСЛЕСЛОВИЕ
В пособии описаны наиболее часто встречающиеся нарушения голоса, которые устраняются приемами фонопедии.
Проблемы расстройств голоса и их коррекции составляют самостоятельный учебный курс в программе обучения логопедов дефектологических факультетов педагогических вузов. Однако в небольшом пособии нам не представлялось возможным осветить все многообразие голосовых расстройств.
В фониатрии и фонопедии имеется немало нерешенных проблем. Сам феномен порождения голоса до сих пор до конца не изучен, хотя в этом направлении давно работают исследователи разных областей знаний.
Из существующих трех теорий голосообразования каждая содержит рациональное начало, но полностью не отвечает на вопрос о том, что представляет собой такое явление, как человеческий голос, как он формируется, почему одни обладают певческим голосом, в то время как большинство людей со здоровой, полноценной гортанью вокальными данными не обладают.
Не выяснены и многие причины появления голосовых нарушений. Из этого следует, что и врачи, и логопеды, подбирая адекватные приемы коррекции голосового дефекта, иногда идут как бы на ощупь. Приведем пример. Подростку была удалена опухоль, невринома, образовавшаяся по ходу нерва на шее. В результате операции возникли паралич языка (периферическая дизартрия), парезы мягкого нёба и одной половины гортани. При сохранении физиологических механизмов речи человек полностью был лишен коммуникативной функции. Он обращался во многие учреждения и нигде не получал помощи. Логопеды не готовы работать с людьми, имеющими полиморфные расстройства. Но в силу разных причин таких нарушений становится все больше, и нам необходимо быть к этому профессионально готовыми.
Нередко при мозговых катастрофах развивается афазия с нарушением голоса, а иногда лишь одно нарушение голоса. Здесь требуется не только коррекция афазии, но и восстановление голосообразования. В подобных случаях фонопедия приобретает особую специфическую направленность, учитывающую поражение центральной нервной системы. И, вероятно, при разработке приемов коррекции сложится фонопедическая методика с целенаправленным подходом к дефекту, с какими-то новыми технологиями. И каждый раз на любом приеме убеждаешься, что проблемы голосовой патологии значительно шире, чем они представляются даже нам, специалистам, работающим в области коррекции нарушений речи.
В заключение хочу подчеркнуть, что сами логопеды должны обладать выносливыми и даже красивыми голосами. А всем людям хорошо бы слышать и обращать внимание на то, каким голосом говорит их собственный ребенок, их учащиеся и даже просто окружающие их современники.
К. Г. Паустовский в одном из своих рассказов писал: «Это был голос низкий, чистый, открытый. Петров подумал, что на такой голос можно идти, как на далекий зов — через пустыни, непроглядные ночи, ледяные перевалы, — идти, сбивая в кровь ноги, а когда не хватит сил, то упасть и ползти. Лишь бы увидеть, схватиться за косяк двери, сказать: "Вот... я пришел... Не прогоняйте меня". Есть голоса, как обещание счастья» («Белая радуга». — М., 1945).