Показатели социально опасного положения семьи
1.Социально-экономические:
· длительная безработица одного (обоих родителей), нежелание работать, частая смена мест трудоустройства;
· длительный статус малообеспеченной семьи и низкий материальный достаток;
· расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению;
· отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.;
· необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д.;
· задолженность (длительная, более 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам;
· частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.
2.Медико-санитарные:
· антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами;
· отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления;
· алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер;
· неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм;
· несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка, отсутствие активности родителей, когда речь идет о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи;
· противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.
3.Социально-демографические:
· родители имеют статус лиц без определенного места жительства;
· устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка);
· выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей;
· родители или один из них посещает деструктивную секту;
· родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.
4. Психолого-педагогические:
· полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку;
· непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации;
· систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия;
· насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами;
· устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций;
· повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.
5. Криминальные:
· постановка родителей на учет в органах внутренних дел;
· нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов;
· аморальный и паразитический образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.), вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми);
· проявления жестокости в семье (к жене, мужу, детям, престарелым родителям), вне семьи;
· наличие судимых членов семьи;
· попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи;
· оставление ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома;
· вследствие безнадзорности или беспризорности систематические пропуски занятий в учреждении образования ребенком без уважительных причин, посещение деструктивной секты, криминальной группировки, наличие у ребенка алкогольной или наркотической зависимости, постановка его на учет в наркологическом диспансере, уходы ребенка из семьи, попрошайничество, бродяжничество, совершение правонарушений и преступлений, совершение ребенком суицидальных попыток.
3. Оценка позитивной динамики ситуации в семье может включать следующие показатели:
- уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);
- родители проявляют заботу о детях;
- дети посещают образовательное учреждение;
- уменьшилось (прекратилось) потребление родителями алкогольных напитков;
- восстановлены связи семьи с детскими лечебными заведениями;
- семья поддерживает контакт с образовательным учреждением, центром социальной помощи и т.д.;
- в социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними;
- семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.
4. Матрица определения обобщенного показателя социального неблагополучия семьи
№ п/п | Показатели семьи | Баллы |
1 | Состав семьи | |
1.1. | Мать, отец, бабушка, дедушка | |
1.2. | Только мать и отец | |
1.3. | Мать и отчим, отец и мачеха | |
1.4. | Одна мать, один отец | |
1.5. | Нет родителей; живет с бабушкой, дедушкой, другими родственниками | |
2 | Условия проживания семьи | |
2.1. | Благоустроенная отдельная квартира (дом) | |
2.2. | Квартира (дом) с родителями супруга(и) | |
2.3. | Более одной комнаты в коммунальной квартире (доме) с удобствами | |
2.4. | Комната в коммунальной квартире (доме), общежитии с удобствами | |
2.5. | Комната в общежитии (доме), в бараке без удобств | |
3 | Доход семьи | |
3.1. | Могут практически ни в чем себе не отказывать | |
3.2. | Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит, или в займы. На время откладывают покупку | |
3.3. | На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности | |
3.4. | Живут «от зарплаты до зарплаты» | |
3.5. | Денег не хватает. Уровень дохода на одного человека ниже прожиточного минимума | |
4 | Социальное самочувствие семьи | |
4.1. | Социально адаптированная семья (члены семьи чувствуют себя комфортно) | |
4.2. | Проблемы иногда бывают, но семья, чувствует себя в основном хорошо | |
4.3. | Проблемы возникают часто, семья чувствует себя удовлетворительно | |
4.4. | У семьи есть проблемы, например, семья в состоянии развода. Чувствует себя скорее плохо, чем хорошо | |
4.5. | Очень плохое социальное самочувствие семьи, множество проблем | |
5 | Здоровье членов семьи | |
5.1. | Все члены семьи здоровы физически и психически | |
5.2. | Инвалидность или тяжелое заболевание одного из членов семьи с сохранением трудоспособности | |
5.3. | Инвалидность одного из братьев или сестер | |
5.4. | Инвалидность одного из родителей без сохранения трудоспособности | |
5.5. | Психическое заболевание одного или обоих членов семьи; алкоголизм, наркомания, шизофрения и прочее | |
6 | Стили отношений в семье | |
6.1. | Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократия отношений, атмосфера доверия | |
6.2. | Слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость | |
6.3. | Первичная ориентация родителей на собственную личную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям | |
6.4. | Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни | |
6.5. | Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям | |
7 | Социальное здоровье семьи | |
7.1. | Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательности, любви | |
7.2. | Социально здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности: живут «по привычке» | |
7.3. | В семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к выпивке | |
7.4. | Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство | |
7.5. | Состоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение | |
8 | Ценность детей в семье | |
8.1. | Дети равнозначная ценность наряду с супружеством | |
8.2. | Дети — главная ценность в семье | |
8.3. | Наличие детей – способ сохранения супружеских отношений | |
8.4. | Дети — элемент социального статуса — «как у всех» | |
8.5. | Дети - обуза, доставляют много дополнительных забот и беспокойства | |
9 | Отношения семьи с образовательными учреждениями (детский сад, школа, клуб) | |
9.1. | Высокая включенность в жизнь общеобразовательного учреждения, посильная помощь учреждению, высокая информированность о делах ребенка | |
9.2. | Обращение к воспитателям или педагогам за советами по вопросам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях | |
9.3. | Интерес к общественной жизни ребенка односторонний: только у матери | |
9.4. | Критика педагогических методов общеобразовательного учреждения, уклонение от посещений родительских собраний | |
9.5 | Отсутствие интереса к делам ребенка, сознательное ограничение посещений ребенком общеобразовательных учреждений (в целях эксплуатации труда ребенка или по другим причинам) | |
Итого баллов |
В матрице определения обобщенного показателя социального неблагополучия семьи необходимо выбрать один из пяти вариантов ответов на 9
категорий оценки сильных и слабых сторон семьи, в соответствии с уровнем выраженности проблемы. Затем, сложить отмеченные 9 цифр для получения обобщенного показателя уровня неблагополучия семьи, который может варьироваться от 9 до 45.
- ниже 25 — характеризует семью группы повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск отнесения семьи к категории кризисной (социально опасной));
- от 26 до 36 характеризует семью скорее как неблагополучную, или семью в зоне социального риска;
- более 37 баллов характеризует благополучные семьи - чем больше баллов, тем устойчивее благополучие.
5. Примерная структура индивидуальной карты семьи, находящейся в