Характеристика трудовых процессов
Группы трудовых процессов | Основная учебно-производственная характеристика трудовых процессов | Основные особенности процесса производственного обучения |
1-я группа | Большая повторяемость основных операций при небольшой их вариативности на разных изделиях. Возможность вычленения, учащения и варьирования операций в производственных условиях. Наличие комплексов операций. | Полная возможность организации профессионального обучения при выполнении типичных производственных работ. Необходимость введения учебных объектов для обработки некоторых первоначальных приемов обработки. |
2-я группа | Небольшая повторяемость операций при значительной вариативности в связи с ситуацией. Невозможность или значительная трудность вычленения и учащения операций в производственных условиях. Отсутствие комплексов операций. | Изучение основ профессии с применением тренажеров, макетов, имитаторов, схем учебных агрегатов, решение технологических ситуационных задач, работ с учебно-производственными алгоритмами. |
3-я группа | Большая повторяемость операции при трудности их вычисления в производственных условиях. Отсутствие комплексов операций. | Сочетание обучения на основе производственного труда по профессии с выполнением расчетных разборочных и лабораторно-практических работ на полигоне и мастерских. |
Рабочий по профессии машинист консольного крана 3-го разряда должен уметь выполнять такие операции, как:
- Управление мостовыми и консольными кранами. При выполнении работ средней сложности;
- Выявить и устранить возникающие в процессе эксплуатации оборудование неполадки текущего характера и принимать участие в его ремонте;
- Управлять электросталями при выполнении всех видов работ;
- Использовать знаковую сигнализацию при проведении погрузо- разгрузочных работ;
- Читать машиностроительные чертежи, электрические и кинематические схемы обслуживание чертежи;
- Проводить периодическое техническое обслуживание кранов;
- Выполнять правила и инструкции;
- Проверять правильность крепление канатов: регулирование тормозов и действие приборов и устройств безопасности кранов;
- Экономно и рационально использовать сырьевые, топливное энергетические и материальные ресурсы;
- Вести установленную техническую документацию;
- Своевременно и рационально подготавливать к работе, рабочее место и производить его уборку;
- Подготавливать к работе оборудование, инструменты приспособления и содержать их в надлежащим состоянии принимать и сдавать смену.
Данный трудовой процесс можно отнести к 3-ей группе.
Основной особенностью процесса производственного обучения является сочетание обучения на основе производственного труда по профессии с выполнением расчетных разборочных и лабораторно-практических работ на полигоне и мастерских.
Содержание и организация производственного обучения разрабатывается не только на основе анализа трудовой деятельности рабочего, но и с учетом типа производственного процесса.
Для машиниста мостового крана в зависимости от характера применяемых орудий трудовой деятельности можно выделить несколько производственных процессов:
- машинные производственные процессы ( характеризуется тем, что сборка и перемещение инструмента и приспособлений выполняется машиной, вспомогательные операции производятся вручную);
- обрабатывающие процессы (машинист может выполнять сборочные операции).
1.4. Профессиональное назначение и условия использования рабочего.
В профессиональной деятельности рабочего можно выделить наиболее общие группы действий, выполнение которых может быть продиктовано местом его трудоустройства.
Чтобы точно выявить эти действия, их необходимо рассматривать, соответственно с местом их использования.
В таблице 1.3 рассмотрено соответствие профессионального назначения и условий использования специалиста.
Таблица 1.3.
Место использования рабочего по профессии «машинист консольного крана»
Вид деятельности | Места трудоустройства |
Технологическая - Управлять мостовыми и консольными кранами. При выполнении работ средней сложности. - выявить и устранить возникающие в процессе эксплуатации оборудование неполадки текущего характера и принимать участие в его ремонте - управлять электросталями при выполнении всех видов работ - использовать знаковую сигнализацию при проведении погрузо - разгрузочных работ. - читать машиностроительные чертежи, электрические и кинематические схемы обслуживание чертежи, - проводить периодическое техническое обслуживание кранов -выполнять правила и инструкции - проверять правильность крепление канатов: регулирование тормозов и действие приборов и устройств безопасности кранов. Организационная - экономно и рационально использовать сырьевые, топливо энергетические и материальные ресурсы. - вести установленную техническую документацию. - своевременно и рационально подготавливать к работе, рабочее место и производить его уборку. - подготавливать к работе оборудование, инструменты приспособления и содержать их в надлежащим состоянии принимать и сдавать смену. - выполнять правила и инструкции крана Госгортехнадзора и требования других нормативных документов. - соблюдать правила безопасности труда и внутреннего распорядка. - пользоваться средствами предупреждения тушения пожаров на своем рабочем месте, участке. | - Машиностроительный завод -Транспортный цех, -Сборочный цех. - ЖД вокзал, - Порт -Строительство -Пищевые заводы |
1.5. Построение функциональной структуры деятельности рабочего.
Установлено, что для большинства рабочих машиностроительных профессий, профессиональная деятельность включает следующие этапы деятельности:
- подготовительную (предварительная подготовка включает получение и изучение необходимой технологической документации; чертежи деталей или сборочных единиц, которые необходимо собрать, ремонтировать и т.д.);
- технологическую (является основной функцией, заключается в ведении соответствующего специальности технологического процесса);
- контроля (предусматривает предварительный контрольизготовлен-ной продукции самим рабочим перед сдачей в ОТК, самоконтроль правильности выполняемой работы);
- организационно-техническую (обеспечение правил промсанитарии и противопожарной безопасности, соблюдение правил охраны труда, соблюдение технологической и производственной дисциплины, рациональная организация рабочего места).
Выполнение конкретных работ в рамках определенной функции носит название функциональных единиц труда (ФЕД) или процедур труда.
В таблице 1.4. рассмотрено содержание ФЕД для рабочих по профессии машинист консольного крана 3-го разряда.
Таблица 1.4.
Структура производственной деятельности рабочего по профессии «машинист консольного крана»
№ | Функция труда | Процедура труда | Предмет труда | Средства труда | Продукт труда | |
Материальные | Нематериальные | |||||
Подготовительная | Получение необходимой исходной технико-технологической документации и ознакомления с ней | Технико-технологическая документация по перемещению груза | ------ | Уметь читать чертижи схемы Складирования карты технологическго процесса | Изученная документация | |
Подготовка канатов и цепей для страповки грузов | Крановые канатные цепи | Знать виды грузов, приемы подготовки стальных канатов и работы их хранения и смазывания, знать приемы страповки грузов. | Подготовленные к работе канатов и цепей | |||
Подбор кранов,скоб,клещей для подьема груза | Скобы клещи | Знать виды кранов, Скоб,клещей для подьема груза. Уметь поднимать груз. | Подобранные и подготовленные к работе кран, скобы, клещи. | |||
Проверка исправности сьемных грузозахваточных приспособлений и наличие на них бирок с указанием груза | Грузазахватные приспособления | Знать виды, состав грузозахваточных приспособлений. Уметь производить проверку исправности. | Проверка исправности грузозахваточных приспособлений и бирок груза | |||
Проверка работоспособнасти узлов и агрегатов | Узлы и агрегаты кранов | Знать инструкцию механизмов, агрегатов и узлов крана. Уметь производить проверку узлов и агрегатов. | Проверка исправности узлов и агрегатов кранов (редуктора, крановой подвески,механизма подьема груза,механизм передвижения | |||
Проверка наличия инструмента,защитных средств, смазочных и обтирочных материалов | Инструменты, защитные средства, смазочные и обтрающие материалы | Знать что смазывать (согласно карте смазке) различные виды инструментов, защитных средств и обтирочных материалов. Уметь пользоваться инструментами, защитными средствами, знать виды смазочных и обтирочных материалов. | Наличие всего инструмента, защитных средств, смазоних и обтирочных материалов | |||
Определения последовательности работ | Кран и приспособления для данной работе | Знать и уметь выполнять послдовательность всех видов робот на козловом кране | Составленная последовательность робот | |||
Технологическая | Закрепление груза | Груз | Знать приемы закрепления различных грузов. Уметь пользоваться скобами клещями грузовыми барабанами, механизмами крана и грузазохваточными приспособления. | Закрепленный груз | ||
Проверка надежности закрепление груза | Груз | Знать приемы закрепления различных контактных цепей. Уметь закреплять груз | Закрепленный груз | |||
Погрузка груза | Груз | Знать приемы погрузки груза. Уметь производить погрузку груза | Правильная погрузка груза | |||
Разгрузка груза | Груз | Знать приемы разгрузки груза. Уметь разгружать груз | Правильная разгрузка груза | |||
Уметь управлять механизмами подъема груза | Механизм подъема груза крана | Умение управление механизмом по подьему груза | Правильный подьем груза | |||
Уметь управлять механизмом по перемещению груза | Механизм по перемещению груза | Умение управление механизмом по перемещению груза | Правильное управление механизмом перемещение груза | |||
Участие в техническом обслуживании крана | Инструменты, смазочные материалы | Уметь ыполнять все операции по обслуживанию крана | Подготовка крана к роботе | |||
Участие в ремонте крана | Инструменты | Значение и умения выполнять ремонтные работы механизмов крана | Подготовленый к работе кран | |||
Общая сборка ипроверка, испытание оборудывание | Инструменты и оборудывания | Знание и выполнение сборочных работ механизмов крана | Подготовленные и рабочие механизмы кранов |