Профессиональные умения и личностные качества педагога

Фундаментальная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности предъявляет к педагогу ряд специфических требований заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. В качестве таковых С.А.Козлова, Т.А.Куликова выделяют:

– педагогическую направленность, как комплекс психологи­ческих установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;

– эмпатию, выражающуюся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям;

– педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;

– педагогическую зоркость, проявляющуюся фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом;

– педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы;

– культуру профессионального общения, предполагающую организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог – ребенок», «педагог – родитель», «педагог - коллеги»;

– педагогическую рефлексию, как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

Помимо перечисленных качеств, в педагогической литературе называются: человечность, до­брота, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, уважение к людям, высокая нравственность, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие. В ряду этих трудолюбие, работоспособность, дис­циплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессиональ­ного уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.

Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных (приобретенных в процессе профессиональной подготовки и свя­занных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности). Среди них И.П. Подласый выделяет: научную увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудицию, владение предме­том преподавания, методикой преподавания предмета, психологи­ческая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный круго­зор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагоги­ческого труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.

Помимо личностных и профессиональных качеств педагог должен обладать рядом умений, свидетельствующих о его предметно-профессиональной компетенции. Услов­но эти умения делятся на гностические, конструктив­ные, коммуникативные, организаторские и специальные (Е.А.Панько).

Гностические- это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка, коллектив в целом, педа­гогический опыт других воспитателей;

Конструктивные умениянеобходимы педагогу для про­ектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Конструктивные умения воплощают­ся в планировании работы, в составлении конспектов заня­тий, сценариев праздников и т. п.

Коммуникативные уменияпроявляются при установле­нии педагогически целесообразных взаимоотношений с разными людьми в различных ситуациях.

Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег

Специальные умения педагога -это умения петь, танце­вать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называе­мого бросового материала, показывать кукольный театр и др.

Таким образом, педагог дошкольного образования характеризуется наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными характеристиками и коммуникативными качествами в их совокупности. Это обусловлено, прежде всего, ответственностью перед возрастными особенностями детей, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте структурные компоненты педагогической деятельности.

2. Выделите уровни продуктивности педагогической деятельности.

3. Обоснуйте позицию педагога, оптимально учитывающую индивидуальные особенности ребенка.

4. Проведите сравнительный анализ педагогических стилей взаимодействия.

5. Охарактеризуйте основные функции педагогической деятельности.

6. Составьте профессиограмму педагога дошкольного образования.

Литература

1. Буряк, В.К. Функции преподавателя в структуре педагогической деятельности / В.К. Буряк //Среднее специальное образование. - 1990. - № 6.—С. 20-21.

2. Галузяк, В.М. Проблема личностной референтности педагога / В.М. Галузяк., Н.И Сметанский. // Педагогика. – 1998. - № 3.

3. Дошкольная педагогика: в 2ч. / под ред. В.И. Логиновой [и др.]. – М., 1988. – Ч 2. – 270 с.

4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А..Зимняя. – Ростов н/Д., 1997. – 480 с.

5. Козлова, С.А Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А..Куликова. - М., 2000. – 416 с.

6. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т Лихачев. – М., 1998. – 464 с.

7. Маркова, А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. - М.,1993.

8. Подласый, И.П. Педагогика: в 2 кн. / И.П. Подласый– М., 2001. – Кн. 1. – 576с.

Наши рекомендации