Пример комбинированного урока
География
Темы. «Климат СССР», «Почвы СССР», «Природные зоны СССР».
Цель дидактическая. Проверить знания учащихся по темам «Климат СССР» и «Почвы СССР». Усвоение учащимися темы «Природные зоны СССР».
Воспитательные и развивающие задачи. Воспитание эстетических чувств при ознакомлении учащихся с красотой природы различных зон СССР; развитие творческого потенциала на основе применения анализа, синтеза, обобщения, систематизации и творческих заданий.
Оборудование.Карта природных зон СССР. Карта почв СССР. Климатическая карта СССР. Гербарные образцы растений. Коллекция почв.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания. Проверка знаний по теме «Почвы СССР». Проверка знаний по теме «Климат СССР».
Домашнее задание может иметь различный характер и зависит от содержания учебного материала, задач урока. Его можно проверить в начале урока, если знания необходимы для усвоения нового материала, в процессе изучения новой темы или в конце уро-
ка, если данный материал не связан с новой темой. Методика проверки тоже не одинаковая. Она зависит от содержания, цели и способов выполнения домашнего задания. Например, на предыдущем уроке учитель предложил учащимся составить дома таблицу климата СССР:
Тип климата | Граница поясов | Средние температуры | Кол-во осадков | Длительность | Характеристика | |
зима | лето | |||||
Арктический Субарктический Умеренный Субтропический |
Теоретические задания (например, характеристики основных типов почв) проверяются методом фронтальной беседы, устного опроса или кратковременной письменной работы. Во время фронтальной беседы, чтобы ускорить темпы работы и активизировать познавательную деятельность учащихся, можно в отдельных случаях удовлетвориться краткими ответами. Однако следует приучать учащихся и к развернутым ответам, обоснованию выдвинутых положений убедительными аргументами, доказательству тезисов определенными фактами.
Фронтальную беседу можно сочетать с индивидуальным устным опросом. Во время фронтальной беседы перед классом ставятся более широкие вопросы, которые требовали бы связного изложения темы, объяснения правил, законов или теоретических положений. Например, для фронтальной беседы целесообразны следующие вопросы: что называется почвой? Какие условия влияют на формирование почв? Из чего состоит почва? Какие вы знаете типы почв?
При индивидуальном опросе задания могут быть следующие: 1. Дайте характеристику подзолистых почв. 2. Как образовались черноземные почвы? 3. Расскажите об образовании и характерных особенностях красноземных почв.
Вместо фронтальной беседы и индивидуального опроса можно применить кратковременные письменные работы или тестовую проверку знаний. Тестовая проверка "дает возможность за 10—15 мин получить ответы на 10—20 вопросов от учащихся всего класса. Тестовая проверка легко поддается обработке, в том числе на вычислительных машинах. Наиболее распространены тесты успеваемости с выборочными или конструированными ответами. Последние считаются более надежными. Они особенно удобны, когда есть возможность обеспечить всех учащихся карточками для ответов. Тогда каждому учащемуся остается только вставить пропущенные слова, числа или формулы.
На основе тестов с печатной основой для конструированных ответов целесообразнее всего проверять знание учащимися фактического материала. Если тестов с печатной основой нет, на большом
листе бумаги можно подготовить вопросы и печатную основу ответов. Учащиеся на своих листках записывают номер варианта, номер вопроса и ответы в сокращенном виде (только пропущенные в тексте слова). Учитель читает вопрос, после чего каждый учащийся записывает на бумаге сокращенный ответ. Чтобы повысить самостоятельность учащихся и охватить проверкой больший объем материала, целесообразно подготовить несколько вариантов вопросов. Тестовая проверка знаний намного ускоряет и упрощает процесс контроля за учебной деятельностью учащихся и обработку его результатов.
Для письменного опроса и тестовых заданий наиболее удобно оставить в конце 10—15 мин, с тем, чтобы учащиеся долго не задерживались с подготовкой ответов и оформлением письменных заданий.
II. Сообщение темы, цели и задач изучения нового материала. Тема нового материала: «Природные зоны СССР». Образовательная цель: прочно усвоить физико-географическую характеристику основных природных зон СССР. Воспитательная цель: подумайте, и определите, какие элементы природных зон нуждаются в специальных мероприятиях для защиты природы, сохранения от уничтожения или загрязнения. Закон СССР «Об охране и использовании животного мира».
Мотивация учения школьников. 1. Показ практической значимости изучаемого материала: «Велика, наша страна, разнообразна ее природа. Чтобы уметь правильно обращаться с природой, следует хорошо ее изучить. Чтобы знать особенности жизни и труда людей в каждой природной зоне, необходимо изучить характерные особенности каждой из них. Эти знания нужны каждому человеку». 2. Проблемные вопросы: почему не растут леса в тундре и степях? Как приспособились к жестоким морозам сибирская лиственница и пихта? Как выживают растения в условиях сухой и жаркой пустыни?
III. Воспроизведение опорных знаний. Фронтальная беседа с учащимися: «Припомните, какие природные зоны занимают наибольшие площади в СССР? Где в нашей стране солнце летом не заходит за горизонт? Какие там зоны? Почему во время длительного полярного дня (лета) лед в арктических морях не тает? Где в нашей стране целый год зеленеют деревья и цветут цветы? Какая там природная зона? Представьте, что. вы пролетаете над нашей страной с севера на юг — от Мурманска до Ялты. Над какими природными зонами вы будете пролетать?
IV. Восприятие и осмысление учащимися нового материала: 1. Чтение самостоятельно текста учебника «Природные зоны СССР». 2. Самостоятельная работа учащихся по учебнику.
V. Обобщение знаний учащихся на основе раскрытия причинно-следственных связей: почему тундра безлесная? Почему в степях не растут леса? Почему в Западной и Восточной Сибири не растут широколиственные леса?
VI. Итоги урока, выставление оценок.
VII. Домашнее задание. Составить таблицу природных зон СССР по форме:
Название зоны | Климат | Почвы | Растительность | Животный мир | Общая характеристика |
Тундра | Холодный | Болотные |
Дать ответы (устно) на вопросы по тексту учебника.
По такой же схеме с некоторыми уточнениями и различиями в соответствии с особенностями учебного материала могут проводиться комбинированные уроки и по другим предметам.
В старших классах структура урока существенно не отличается от средних, в связи с увеличением объема изучаемого материала отдельные этапы объединяются, сокращаются или вовсе снимаются. Но при этом на уроке усвоения новых знаний основное место занимает восприятие, первичное осознание и осмысление внутренних связей, которое приобретает в этих классах особо важное значение в связи с повышением теоретического уровня знаний. На уроке формирования навыков и умений усиливается самостоятельная работа учащихся, за счет сокращения тренировочных упражнений увеличивается роль творческих заданий. Нередко процесс усвоения новых знаний комбинируется с усвоением навыков и умений в одном уроке, а соответствующие этапы включаются в структуру занятий.
Мы рассмотрели вопросы усовершенствования типологии, структуры и методики современного урока, учитывающего необходимость повышения теоретического уровня содержания образования в условиях среднего всеобуча. Основная идея состоит в том, что на уроках прежде всего необходимо направлять волевые и умственные силы учащихся на глубокое понимание учебного материала, осмысление внутренних объективных связей и отношений в предметах и явлениях, обобщение и систематизацию знаний и их творческое применение в условиях, приближенных к жизненным. Успешное решение этой задачи является необходимым условием формирования у учащихся коммунистического мировоззрения и всестороннего развития их личности. Достижение этих целей в условиях научно-технической революции и бурного социального прогресса в нашей стране требует существенного совершенствования не только содержания образования, но и типологии, структуры и методики урока.
Рассматриваемые типы уроков основаны на прочно установившихся в советской педагогике идеях о единстве обучения, воспитания и развития детей и охватывают различные цели учебного процесса: глубокое и прочное усвоение учащимися знаний, навыков и умений и комплексное творческое их применение, обобщение и систематизация знаний, проверка успеваемости учащихся и коррекция их учебно-познавательной деятельности учителем.
При разработке примерных структур каждого типа уроков исходными являются логика и психолого-педагогические закономерности того процесса, который осуществляется на уроке того или иного типа. Нет непреодолимых преград между традиционной структурой комбинированного урока и рассматриваемыми в книге структурами уроков различных типов. Последние являются как бы дальнейшим ' усовершенствованием и конкретизацией прежней структуры, которая позволяет учителям более четко предусматривать последовательность педагогических действий преподавателя и соответствующих им учебно-познавательных действий учащихся, направленных на достижение поставленных дидактических целей, более обоснованно применять необходимые комплексы методов, приемов и средств обучения и воспитания в соответствии с теми или иными педагогическими ситуациями (целями и задачами урока, содержанием учебного материала, состоянием учебно-материальной базы; особенностями природного и производственного окружения, наклонностями и педагогическим опытом учителя и т. п.).
Методика урока в структуре учебно-воспитательного процесса опирается на достижения педагогической и психологической наук последних лет. Основополагающими идеями в этом вопросе являются положения об усилении познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся в процессе усвоения знаний и их применения на практике. Многие школы и учителя давно работают, по предлагаемой в книге структуре и методике уроков. Наблюдения за их работой и высказывания учителей показывают, что планирование работы и организация занятий по данной системе позволяет добиваться более высоких результатов в усвоении учащимися знаний, навыков, умений. Наиболее четкой организации учебно-воспитательного процесса по предлагаемой нами структуре и методике уроков учителя добиваются в условиях кабинетной системы. Кабинетная система, как установлено, позволяет экономить до 15% времени, это время эффективно можно использовать на углубленное усвоение учащимися знаний непосредственно на уроке и этим преодолевать перегрузку детей домашними заданиями.
Как показал опыт, переход на усовершенствованную структуру и методику уроков наиболее успешно осуществляется там, где руководители органов народного образования и школ внимательно и вдумчиво относятся к изучению и внедрению в практику достижений педагогической науки и передового педагогического опыта.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие....................... ,..................................................................... 3
Глава I. Теоретические вопросы процесса обучения в школе .... 5
1.Процесс обучения и его структура............................................... -
2. Мотивы учебной деятельности школьников........................................ 11
3. Методы обучения..................................................................................... 21
Глава II. Дидактические проблемы урока........................................................ 46
1.Общие требования к современному уроку . ..................... -
2. Пути совершенствования урока в современной школе .... 53
3. Типология и структура современного урока ....................................... 55
4. Системный подход и моделирование в обучении............................... 65
5. Организация коллективного, группового и индивидуального
учебного труда школьников .............................................................. 69
6. Подготовка учителя к уроку.................................................................... 73
Глава III. Урок усвоения новых знаний.............................................................. 79
1.Психолого-педагогическая характеристика процесса усвоения знаний
2. Структура урока усвоения новых знаний. Подготовка учащихся
к усвоению нового материала ............................................................ 89
Глава IV. Урок усвоения новых навыков и умений ...... 111
1.Психолого-педагогическая характеристика процесса усвоения учащимися навыков и умений .
2. Структура и методика урока усвоения навыков и умений . . . 121
Глава V. Структура и методика уроков других типов....................................... 134
1.Урок применения знаний, навыков и умений......................................
2. Урок обобщения и систематизации знаний......................................... 138
3. Урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений 147
4. Комбинированный урок……………………………………. 153