Коллекция зажимов и их редкостные проявления
(Зажим и разные его проявления – связь с психологическим и эмоциональным состоянием – волнение на сцене – его проявления и преодоление – самоконтроль и пластический тренинг)
Вы замечали, как часто подростки сутулятся, напрягают плечи, стоят, сложив руки на груди, или перекрещивают их перед собой? Напряженные, нелепые позы выражают их внутренний дискомфорт, стеснение, закрытость. Физический зажим, простимулированный психологическим состоянием. Мы сами часто ставим рамки детям, говоря: «Не сиди так, неприлично!», «Как ты развалился!», «В обществе надо вести себя тихо, не кричи!» и т.д. Общество тоже ставит рамки, в которые детям не всегда легко вписаться, хотя, конечно, они должны усвоить этические нормы поведения, но зачастую, осваивая эти нормы, дети теряют границы личной свободы.
Так у каждого из нас набирается коллекция зажимов, которых мы не замечаем и тратим энергию напрасно. Последите за собой в общественном транспорте, и вы, взрослые, тоже прочувствуете, что вот у вас излишнее напряжение в плечах, они поднялись вверх и мышцы совершают ненужную работу, вот зажаты бедра, хотя их можно расслабить, то спина, то лицо, то стопы… Да, мы сами порой похожи на Буратино. (Особенно вспомните себя, как вы впервые появляетесь в незнакомом обществе!)
Выходя на сцену, зажимы усиливаются, ведь волнение, что на тебя смотрят, первое время очень мешает. У красивой девочки Вари на сцене начинал дергаться левый глаз и как-то рефлекторно сокращаться, Настя ходила, не сгибая колени, у Ангелины одно плечо было выше другого, у Марины голос совсем затихал, а у Вовы шла скороговорка.
Талантливый мальчик Максим все время смеялся на занятиях, и за смехом я не могла разглядеть таланта. Выйдет на сцену и не верит в предлагаемые обстоятельства, а смеется, вернется на стул – опять смеется, замечания слушает – смеется, смотрит, как играют другие, опять смеется! Мы боролись с нестандартным зажимом почти год. Наконец он привык к необычным заданиям, к неожиданным проявлениям, к близкому общению с ребятами взрослых людей и перестал смеяться. Стал относиться к занятиям очень серьезно, выполнял самые сложные задачи и, что приятно, особенно превзошел всех в трепетных и трогательных этюдах, он единственный в группе мог заплакать на сцене.
Не стоит детям с первых занятий говорить об их зажимах, труднее будет справиться. В процессе пластического тренинга многие видимые зажимы уйдут. А на те, которые остались, стоит обратить более пристальное внимание, учитывая, что между педагогом и детьми складываются доверительные отношения, тогда и эти зажимы уйдут. Выработка самоконтроля – одна из задач тренинга. Как ни парадоксально, именно выработка самоконтроля помогает нам справиться с зажимами. Свобода приобретается и от уверенности в себе на сцене, которая приходит со временем. Но владение своим телом – навык, приобретаемый в работе с телом.
Пластический тренинг
Вся группа на площадке стоит в шахматном порядке. Поднять руки вверх и потянуться всем телом, поднимаясь на полупальцы. В этой же позиции напрячь все тело от кончиков пальцев рук до кончиков пальцев ног.
Просчитать до 5, держась в этой позиции.
Расслабиться, опуститься на всю стопу, мягко опустить корпус вниз, стоя на прямых ногах, покачать расслабленным корпусом вверх-вниз, вправо-влево. Выпрямиться, ноги шире плеч, руки в стороны, раскручиваем суставы: локтевые и кистевые одновременно вперед, 4 мягких и точных круга. То же назад.
Ноги шире плеч, колени согнуты, раскручиваем плечевые суставы: вместе вперед по максимальной амплитуде, так же назад, по очереди вперед, по очереди назад, будто плечи «гребут». Выпрямиться.
Позиция в ногах та же, колени согнуты. Раскручиваем таз по кругу. У детей часто это не получается, тогда упрощаем: таз двигаем вперед-назад, вправо-влево до крайних точек. Потом вперед, влево, назад, вправо. Соединяем эти точки мягким дугообразным движением. Получается круг. Присоединяем к круговому движению тазом круговое движение головой в ту же сторону.
Крепко стоим на одной ноге, другая – согнуть колено, бедро высоко поднято, параллельно полу. Вращение тазобедренного сустава вперед по максимальной амплитуде (держим равновесие), также назад. Поменять ноги, то же с другой ногой.
Стоим на одной ноге, колено согнуто, другая в воздухе, колено согнуто. Вращение голеностопного сустава внутрь и наружу. То же с другой ногой.
Встряхнуть все тело в легких, пружинящих прыжочках.
Баланс. Стоим на одной ноге, другой делаем махи вперед-назад, увеличивая амплитуду движения. Фиксируем позицию «Ласточка», стоим, считаем до 5, 7, 10.
Меняем опорные ноги. Представляем, что нога в балансе вышла из-под нашего контроля и хочет от нас «уйти», оторваться, делаем рывки ногой в разных направлениях, стараясь удержаться в балансе. Меняем ноги прыжком.
Прыжки: с ноги на ногу; на двух ногах с поворотами вокруг себя; высокие прыжки, прижимая голени к попке.
Ходьба по площадке в различных музыкальных ритмах (понадобится запись музыкальных кусочков разного характера), ритм подчеркиваем ударом стопы по полу.
Освоение разных походок – идем по кругу в одном направлении:
– гномы,
– великаны,
– Баба-яга,
– Кощей Бессмертный и т.д.
Активный, быстрый бег, по хлопку фиксация позиции.
На площадке выстроить дорожку препятствий из имеющихся конструкций: кубы, стулья, наклонные трапеции и т.д. Задание: пройти дорожку препятствий, но каждому своим способом преодолеть его.
Упражнения этого раздела вы найдете в учебниках по сценическому движению или в книгах: А. Немировский «Пластическая выразительность актера», Н. Карпов «Уроки сценического движения», С.Г. Андрачников «Пластические тренинги».
«Вверх по лестнице, ведущей вниз». Это эмоциональная шкала?
(Эмоции, их острота, их загадки – обеднение детской эмоциональной сферы – вспыльчивость, неуравновешенность – истинные эмоции и сложность их извлечения – стереотипы общения и восприятия – эмоциональная закрепощенность – то, что хорошо, не всегда хорошо – тренинги на развитие эмоциональной памяти)
Думаю вы со мной согласитесь, дорогие взрослые, что с годами наши эмоции слегка притупляются, округляются, сглаживается их острота, да и гормонов гораздо меньше, чем в юности… Эмоции вообще поражают своими загадками. Почему человеку хочется хлеба и зрелищ? Почему мы не удивляемся поговорке: когда много смеешься, до слез, – назавтра будешь плакать? Почему серая скучная, эмоционально небогатая жизнь нас огорчает? И мы хотим хоть какого-нибудь праздника или, на худой конец, шоколадку! Почему возникают сложные депрессивные состояния, ведь это не болезнь, но катастрофический дефицит эмоций! Мы гоняемся за эмоциями, когда увлекаемся кино, искусствами, путешествуем, устраиваем праздники или хотим влюбиться.
А что происходит с нашими подрастающими детьми? Ведь кажется, что они теряют эмоциональность! Фигуры с согнутыми спинами над телефонами и ПСП… Потусторонние взгляды у экранов компьютеров… Несвойственная агрессия, когда пытаешься завершить их сеанс игры и некоторое угнетенное состояние потом… Даже если у ребенка нет дома компьютера, все равно некоторая заторможенность в эмоциях наблюдается в этом возрасте. А иногда вдруг бурный взрыв, неоправданная агрессия! Скорее всего это связано с процессом гормональной перестройки. Может быть, именно в этом возрасте нужно обратить особое внимание на их эмоции, чтобы дети учились овладевать ими. Иначе недостаток нашего внимания обязательно отразится в момент формирования личности. Конечно, они не безнадежны, они справятся и будут жить своей жизнью. Но вспомните, как тяжело общаться со вспыльчивыми, неуравновешенными взрослыми людьми!
Очень сложно извлечь из детей на сцене их истинные эмоции. Стереотипы школьного отношения переносятся на театральный учебный процесс. Дети зачастую хотят, чтобы все было правильно, «хорошо» и «отлично»! Парадокс театрального процесса в том, что правильно, иногда – ужасно и отвратительно! Пытаясь проникнуть в суть их характеров, в правду их жизни, я говорю однажды: «Ну вам же хочется иногда похулиганить, побеситься?» «Нет» – очень честно отвечают они. «Хорошо, но иногда же вы капризничаете, огрызаетесь, хотите сделать назло?» «Я никогда так не делаю», – очень убежденно отвечает Светлана, и мои глаза округляются. Конечно, я не могу поверить в это, скорее оценивают дети себя не точно и желаемое выдают за действительное. Почему? Может, из-за наших рамок и стереотипов? «Когда ты хороший, я тебя люблю, а когда плохой, нет». Я против таких прямолинейных оценок, это похоже на какую-то торговлю. «Я люблю тебя всегда, потому, что ты мой, а значит, самый лучший. Когда ты ошибаешься, я огорчаюсь, даже расстраиваюсь, но все равно люблю». С такой установкой будет расти гармоничная личность.
Первые годы их обучения в школе мы порой слишком самолюбиво и эмоционально реагируем на их плохие оценки: «Как же так?! Мой ребенок – и двойка!» Поэтому в подсознании складывается стереотип: «Чтобы мама не расстраивалась и папа не ругался, оценки должны быть хорошие, тогда и я хороший». То, что они учатся для себя, они понимают позже. Слишком часто наши дети слышат в школе: «Правильно, молодец!» Закрепляется стереотип – если правильно, значит, я молодец. Как трудно с такими стереотипами заставить детей играть Тома Сойера, Геккельбери Финна и других персонажей, которые многое делают не правильно, курят и хулиганят! Как заставить их проникнуться темой детей воришек или детей из неблагополучных семей, убегающих из дома, всем существом устремленных на улицу, знающих многие злачные места… Как пробиться к их душам, заставить их сопереживать разным болячкам общества. Чтобы они росли не черствыми и безразличными, чтобы они хотели в будущем изменить мир к лучшему. Как научить оправдывать своего героя, т.е. находить положительное в отрицательном? Душа нелегко включается в процесс сопереживания, без которого не будет «проживания». Когда мы пытаемся говорить с детьми о сложных, неоднозначных и порой отрицательных явлениях в мире детства, мы идем вниз по лестнице эмоций, но она, безусловно, ведет вверх душу ребенка, возвышает, углубляет, дает возможность формировать объемный взгляд на явления мира.
Когда в группе устанавливаются доверительные отношения у детей с педагогом, можно в игровой тренинг включать упражнения, связанные с эмоциональными воспоминаниями. Детям предлагается вспомнить и рассказать, а впоследствии и сыграть, если можно:
– поступок, за который было стыдно.
– ситуацию, в которой проявили свое любопытство,
– ситуацию, в которой обманывали,
– завидовали кому-то,
– испытали страх,
– поссорились с другом,
– готовили подарок,
– принимали неожиданный подарок, и т.д.
Если вдруг дети не могут открыться и поделиться своими переживаниями, педагогу можно нафантазировать предлагаемые обстоятельства по каждой ситуации и предложить в виде этюда.
С эмоциональной сферой связана память физических самочувствий, ведь когда мы испытываем боль физическую, наши эмоции нельзя назвать радостными. Мы играли групповой этюд «Поликлиника». В коридоре сидят: с зубной болью, с головной болью, с болью в животе. Все ждут очереди к своему врачу. Каждый ребенок должен вспомнить ощущение боли и эмоциональный фон при данном самочувствии. Если с зубной и головной болью дети едва могли открыть рот и старались не делать резких движений, то пациентка с больным животом очень правильно вспомнила о раздражении, «возбуждении желчи», которое связано у нее с этим самочувствием. В поликлинику приходят двое вполне здоровых детей, девочка и мальчик. Девочке нужно «закрыть» справку и получить разрешение посещать школу, а друг ее сопровождал. Они пытались пообщаться с Настей, у которой болел зуб, но она «релаксично» промычала что-то. Обратились к Марине, у которой болит живот, она все быстро и раздраженно объяснила: где какой врач принимает и за кем занимать очередь. Двое пришедших сели и стали тихонько высмеивать, пародировать окружающих больных, смеша друг друга. Марина, услышав это, была так задета, что высказала им все, что о них думает. Ее пылкий, возбужденный монолог ребята не прерывали, но когда она ойкнула и схватилась за живот, дети рассмеялись, на что ей оставалось только показать им кулак!
Упражнение: прийти в теплый дом с мороза, продрогшими до костей;
– с дождя, мокрыми насквозь;
– разварившись на солнцепеке.
В этих упражнениях особое внимание нужно обратить на «внутреннюю речь», т.е. мысли, которые текут в голове, ведь они подсказывают правду действий.
«Покажи цвет через эмоцию». Две группы: одна загадывает цвет и, не говоря ни слова, показывает его, как чувствует в небольшой пантомиме. Если отгадывается точно, то меняются ролями, если появляются разночтения, предлагается загадать другой цвет.
Куда исчез стакан? или Логика и последовательность
(Особенности психологии этого возраста – логические пропуски – упражнения и этюды на развитие логики – условность театрального процесса)
«Представьте себе, что вам нравится тот же мальчик (девочка), что и вашей старшей сестре (брату). Но узнали вы об этом не сразу, т. к. вы первые познакомились с этим мальчиком (девочкой) и уже несколько недель дружите с ним. Но вот вам говорят, что его видели с вашей сестрой, а она не говорит вам об этом. И вообще вы замечаете странности в ее поведении: не пускает в свою комнату, не разрешает трогать личные вещи… А когда вы взяли ее сумку из коридора и сказали: „Что там у тебя, кирпичи, что ли?“ – она вскочила и забрала сумку. Вы решаетесь на нехороший поступок: пока она не пришла из школы, „пошарить“, посмотреть в ее комнате, что же она прячет. И точно, обнаруживаете на столе, среди книг и тетрадей фотографию, где ваш друг (подруга) обнимает вашу сестру. Смотрите на обратную сторону, а там надпись: „На память самой классной девчонке“. Вдруг слышите, как щелкает замок в двери… Кто это пришел? Скорее всего она!» – вот такие предлагаемые обстоятельства я обрисовала ребятам и они загорелись, все как один: «Можно я сыграю!» Прекрасно. Значит, тема первой влюбленности, тайны очень волнует детей. Вышел первый исполнитель – и начались наши муки. Потому что психология детей этого возраста: «Вижу цель – не вижу препятствия», – сработала с первых шагов. Они легко заходили и сразу же находили фотографию. Стоп! Как вы заходите в комнату, как открываете и закрываете дверь туда, куда вам нельзя?! Ведь вы понимаете, что делаете нехорошо, значит, препятствие внутри, его надо преодолеть, решиться на неблаговидный шаг. Иначе, как поймет зритель, что вам туда нельзя? Это первый логический пропуск. Зритель не читает пьесу, не знает ваших «исходных данных», он должен все понять по вашей игре. Как вы оставите дверь в комнату, куда могут неожиданно вернуться?
Играем заново . Кристина воровато открывает дверь, долго прислушивается, наконец решается войти и небрежно оставляет дверь приоткрытой. «Как понять, – говорю я, – что ты намеренно ее оставляешь открытой? А если дверь сама закрывается?» Девочка ищет, чем ее припереть, ничего не находит (ведь мы приготовили из декораций только стол с книгами), в результате ей приходится разуться и вставить свой кроссовочек в щель между дверью и полом. Это действие добавляет ей волнения, а я усиливаю его, говоря, что дверь в квартиру напротив двери в комнату, значит, надо быть готовой быстро обуться, когда щелкнет замок! И дальше, после таких сложных действий, девочка быстро идет к столу (т. к. ей очень хочется найти фотографию) и опять быстро ее находит, т. к. думает только о ней.
Стоп! Откуда ты знаешь, что должна быть фотография? Может, записка, подарок? Ты же зашла поискать «что-то», неизвестно что, и не знаешь, где оно! Осмотри комнату и выбери из того, что в ней есть (шкаф, полки, диван), с чего начать поиск. Все ли так, как ты привыкла видеть раньше? Может, есть следы изменений? Что это за новая фигурка на компьютерном столике? Ты не помнишь ее. Ты ее тронула, а она заиграла громкую музыку, какая будет реакция, если ты здесь незаконно? Только не найдя ничего интересного вокруг, можно переходить к столу, ведь на столе труднее разобраться, да еще не оставить «следов» своего пребывания. И опять ребенок, формально переложив книги, находит фотографию. «Ты-то знаешь, что она там, но твоя героиня в пьесе ничего не знает, исходит из логики тревоги, предчувствия, ревности. Осмотри внимательно знакомые и незнакомые предметы, пролистай тетради, может, выпадет записка? И только когда ты понимаешь, что затея напрасна, надо вдруг ее найти! Ну уж этого ты никак не ожидала! Да еще и надпись!.. По вашему восприятию, по оценке факта мы поймем, что цель ваших поисков достигнута».
Мы долго работали над этим этюдом, даже не доходя до прихода сестры, я только обозначала, что щелкает замок, чтобы каждый участник определил, что он хочет: уйти, чтобы его не застали, или вступить в конфликт с сестрой. Мне было важно, чтобы все дети подробно пропустили через себя и усвоили вехи простой логики, ведь без этого дальше двигаться нельзя.
Один из ярких примеров пропусков в логике и последовательности был у нас во время работы с беспредметными действиями. Элементарно, вода и стакан. Вы очень хотите пить? На столе пластиковая бутылка с водой и стакан (невидимые зрителю). Подходите, наливайте и пейте! А я вам по ходу подброшу новые идеи. Дети прямолинейно подходят и наливают. Стоп, а кто вам сказал, что бутылка открыта? Может, ее только что купили и не успели открыть? Какая в ней вода, с газом или без? По тому, как вы открутите крышку, мы, зрители, это поймем. Эти подробности создают правду ваших видений, значит, и правду жизни. Хорошо, справились, открутили, налили, можно пить, помня, что газировку пьют иначе, чем просто воду. Только ребенок начинает пить, я говорю: «Звонок по телефону!»
Ребенок бросает стакан (он зависает где-то в воздухе), и весь свой интерес переключает на телефон. А куда исчезает стакан – неведомо. Зритель-то его заметил, т. к. он помнит и принимает ту логику игры, которую ему изначально задали. Если мы играем спектакль с беспредметным приемом, мы должны отслеживать путь предметов, их появление и исчезновение должно быть оправдано, мотивировано.
Вообще, упражнения на беспредметные действия хорошо воспитывают логику и последовательность действий, которые ведут к правде жизни. Мы с детьми делали упражнения всей группой и индивидуально: мы в школьном классе, на уроке русского языка, списываем с доски в свои тетрадки. Что списываем? Для чего? Какой текст конкретно? Мы у мольберта, рисуем поставленный учителем натюрморт. Какие предметы поставлены? Рисуем яблоко с красным бочком, грушу… Индивидуальные задания были: поиграть в мячик, почитать книгу, продеть нитку в иголку, сделать узелок на ее кончике. Если мы точно видим все предметы в воображении, то и зритель их увидит. Как в сказке Андерсена «Голый король» ткачи видели свою ткань и верой своей сумели обмануть самого короля!
Условность театрального процесса заставляет нас постоянно думать о логике, которая творится для зрителя. Хотя, эта же условность провоцирует нас на условность существования. Но кому это интересно, если мы сыграем спектакль, не вскрывая глубину проблем и характеров, а по принципу чукчи: что вижу – то пою? А для того, чтобы в условном процессе прожить «жизнь человеческого духа», нам нужно ответить на множество вопросов: кто, что, где, когда, почему, зачем, откуда, кому, куда, откуда?
Упражнение «Кухня». Каждому ребенку поручается одно из действий, совершаемых на кухне (а что дети этого возраста делают на кухне?): резать батон белого хлеба; разбить яйца для омлета в мисочку; резать полукопченую колбасу, огурец… Заодно и развиваем пластичность рук.
Упражнение «Волшебный кубик». Лучше проводить его индивидуально, чтобы проверить точность выполнения. Ребенок загадывает место действия: художественный музей, больница, стадион, школа, своя комната, свой двор, дача, продуктовый магазин и т.д. Не сообщая группе о своей задумке, выходит на сцену, садится на стул, берет в руки воображаемый волшебный кубик и начинает рассматривать его грани. Представляет себе, что каждая грань – это место действия в миниатюре. Видения рождают разные эмоции, ведь дом и школа понятия контрастные. Мы пытаемся отгадать по реакции ребенка, те места, которые он видит. Остановившись на одном из мест действия, где ему хотелось бы побывать, ребенок воображает, что кубик с нужной гранью начинает расти,увеличиваться и у нас на глазах достигает размеров реального пространства, задуманного исполнителем. Он уже находится в этом месте и ведет себя так, как реально бы там себя вел. Видя действительность реальную, воспринимает ее как заданную воображением. Если дети точно видят свое пространство и логично в нем существуют, не составляет труда отгадать, где они находятся.
Задание связать логикой действия три слова, не связанные на первый взгляд: роза, утюг, окно; щетка, носок, потолок; туфля, зайчик, простокваша… и т.д. Лучше давать это задание индивидуально.
Задание на логику рожденного слова . Предлагается пунктир – действие, выраженное в жесте, и слово как результат действия. Например: тянуть – «не могу»; толкать – «оставь!»; тянуться – «прости»; закручивать – «никогда».
Игра «Отгадай профессию». Ребенок задумывает и показывает простые действия, повторяемые ежедневно и связанные с профессиональным трудом. Мы, зрители, должны отгадать, с какой профессией они связаны.
Сочинить и сыграть этюд по поговоркам: «В тесноте, да не в обиде», «Не родись красивой, а родись счастливой», «Семь раз отмерь, один отрежь», «Семеро одного не ждут», «Голова на плечах не для одной шапки», «Не пером пишут, а умом» и т. д. Конечно, сначала нужно выяснить, как дети понимают данную поговорку, чтобы они могли придумать короткую историю. И ничего, что первое время им нужна подсказка педагога, потом они входят во вкус!
Разные виды памяти – что это?
(Память и ее особенности – зрительная, двигательная, такая разная – упражнение на развитие памяти)
Помните, давным-давно вы были влюблены и уехали с возлюбленным в романтическую поездку? Остановились в гостинице, где был очень приятный и необычный запах. Может, уборка проводилась с каким-то особым средством, может, незнакомые освежители воздуха… А может, все казалось прекрасным в этот момент? Но спустя годы вдруг на улице, улавливая струйку этого запаха, вы до дрожи, до упоения вспоминаете остывшую любовь…
Или запах формалина вместе с хлоркой вдруг напомнит о боли, о давней пережитой операции… Бодрящий, проникающий запах моря и освежающий, легкий запах реки, острый, пряный запах лаврового листика и густой, бархатный запах эвкалипта. Цветы, деревья, фрукты, все живое имеет свой запах, да и предметы тоже! Один мой знакомый покупал только «вкусные» книги, обнюхивая их в магазине. В нашей памяти, как в коллекции парфюмера, хранится множество флакончиков, которые мы можем открыть и почувствуем тончайшие ароматы. Даже в памяти вы можете отличить запах жасмина от запаха ландыша! И все это память обоняния.
О разных видах памяти говорят нам ученые. У кого-то лучше развита зрительная память, у кого-то слуховая, у некоторых острая память вкусовых ощущений, а кто-то на ощупь отличит бархат от велюра, гипюр от кружева, шифон от крепдешина. У людей творческих профессий отменная образная память. Немаловажна для актеров и мышечно-двигательная память: в мизансценах лучше запоминается текст. На одной неформальной творческой встрече актеры вспоминали самые интересные эпизоды в своей работе. Вспомнили и давний, забытый спектакль, показанный на фестивале. «Какой чудесный романс ты там пела?» – спрашивают актрису. «Я даже слов не помню», – говорит она. «А какая у тебя была мизансцена?» «Я сидела спиной ко всем!» – она повернулась ко всем спиной, – и (чудо!) запела действительно прекрасный романс глубоким, густым голосом. Все виды памяти ведут к эмоциям. Поэтому мы прививаем любовь к наблюдениям за своими различными ощущениями у детей, чтобы обогатить их творческий процесс.
Игра-хитрилка. Чтобы запомнить группу слов, надо составить рассказ и представить его как мультик на экране: утро, корова, забор, ландыш. Дети сочинили: Утром корова построила забор вокруг ландыша, чтобы прикрыть его от бури. Или: спортсмен, книга, солнце, учитель, кино. Пример: Когда зашло солнце, спортсмен закрыл книгу, чтобы посмотреть с учителем кино.
«Пять мизансцен». Выходит на площадку пара. Один придумывает и показывает пять движений, соединяя их друг с другом. Другой повторяет, меняются ролями.
«Две вещи». Работаем парами. Каждый из ребят получает небольшой предмет: ручка, расческа, ключи, кошелек, блокнот, чашка и т.д. Дается небольшое время рассмотреть свой предмет, ребята обмениваются ими и отворачиваются друг от друга. По памяти надо описать предмет до мельчайших подробностей, партнер проверяет.
«Спички». Бросить на стол несколько спичек, они ложатся в определенном рисунке. Двое выходят на площадку, запоминают, «фотографируют» в воображении. Спички закрываются листом бумаги. Педагог предлагает коробок спичек, чтобы дети восстановили рисунок. Сравнивается с исходным.
«Восстанови мизансцену». Выбирается ведущий, для него ребята строятся в какую-нибудь композицию, которую он должен запомнить. Ведущий отворачивается или выходит, дети делают незначительные изменения, которые ведущий должен заметить и исправить.
Руки, ноги, хвост! Своевременная диагностика талантов
(О своевременности в распознании таланта у подростка – чем раньше, тем лучше – важность целенаправленного развития – важность родительской поддержки – родительская любовь как главный стимул)
Давно ходит ко мне на занятия тихая, скромная девочка Даша. И голосок-то тихий, и не особо выделяется в группе… И однажды во время голосового тренинга у ребенка на миг открывается удивительная вокальная позиция. Открывается и пропадает. Не веришь своим ушам, не может быть, показалось… Через некоторое время снова чистейшее природное звучание в вокальной позиции, открытое и яркое попадание в головной резонатор. «Ну, думаешь, слава богу, не показалось!» Это природное богатство могло и не открыться, не прозвучать! А ведь девочка могла бы стать оперной актрисой. Кто-то со своими скромными данными завоевывает олимп, а кому дано на нем царствовать – надо раньше начинать путь. Задача внимательных педагогов вовремя дать сигнал родителям, настоять, убедить их развивать у ребенка его сильные стороны
А девочка Юля у меня на занятиях буквально ходила колесом! Упражнение закончится, она делает колесо, этюд сыграет, со сцены колесом! Конечно, девочка занималась гимнастикой, и мы ее навыки использовали в учебном спектакле. Но кроме колеса чувствовалась в ней природная грация, чувство гармонии в движениях, и в будущем, если девочку целенаправленно развивать, она может стать находкой для пластического театра! А как часто родители водят на гимнастику несколько лет, а потом бросают…
Мальчик с необычным именем Елисей всегда проявлял большой интерес к упражнениям, связанным с сочинением историй. Сочинял так свободно и интересно, что группа и даже я заслушивались. Наверняка будущий литератор, сценарист! Наша задача дать родителям нужную психологическую поддержку, помочь им развивать ребенка в направлении его таланта. А ведь не всегда наш взгляд на ребенка совпадает с родительским. Во взрослой жизни вам часто приходится сталкиваться с людьми, которые с сожалением говорят: «Да, я мечтал о сцене (мольберте, скрипке…), но родители не хотели (не пустили, отговорили…). И грустно смотреть на жизнь этого взрослого человека, он как в той поговорке: «Сколько волка ни корми, он все время в лес смотрит».
Чем раньше мы начинаем заниматься развитием таланта, тем больше надежды, что впоследствии человек многого добьется. Первые годы тратятся на «отсеивание шелухи», т.е. преодоление дилетантизма, потом должен сформироваться свой взгляд, художественный вкус, и наконец, умение работать, любовь к этому виду труда. А то, что искусство – это огромный труд, я думаю вас, дорогие взрослые, убеждать не надо. Когда у ребенка появляется любовь к определенному виду труда, его не надо особо сильно заставлять, вы можете вздохнуть спокойно и надеяться, что на жизненную дорожку вы его поставили. Дальше очень многое зависит от его упорства, таланта, выдержки и вашей поддержки. Но главный стимул, толкающий детей вперед на этом этапе, это ваша восторженная любовь к тому, что он делает: рисует – развешивайте везде его рисунки, лучшие показывайте друзьям и близким; играет на кларнете – чаще просите его сыграть лично для вас, по возможности возите инструмент везде с собой, даже на природу и просите его сыграть на свежем воздухе для души; сочиняет стихи или сказки – учите наизусть его произведения и рассказывайте друзьям при нем и без него, – плоды ваших усилий вы увидите очень скоро. В сознании ребенка именно вы укрепляете его талант и уничтожаете сомнения в нем! Только вперед! Ведь понятие таланта эфемерно, хрупко, руками его не пощупать, он стыдлив и часто прячется. Он обращается к душе, а не к потребностям тела. Талантливый повар хочет не просто накормить, ему надо насытить душу впечатлениями, талантливый портной думает не только о «посадке» изделия, но и какую эмоцию принесет это платье. «Чтобы я выглядел счастливым в том пиджаке, пока живу» (Б. Окуджава).
Надеюсь, мой призыв заниматься развитием ребенка как можно раньше будет правильно понят. Я против перегрузки детей занятиями всех «родов войск». Общее гармоничное развитие, конечно, необходимо. Но и прочувствовать, «просканировать» ребенка, посоветоваться с педагогами, которым вы доверяете, и организовать дополнительные занятия в выбранном направлении. Чтобы он успевал и в футбол поиграть, и на улице побегать. Чтобы ваша и их жизнь не была вечным стрессом, чтобы он успевал пообщаться с друзьями, и вы успевали общаться с ребенком «по душам».