I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. · мотивировать учащихся на учебную деятельность.
Задачи:
· ввести в тему урока;
· мотивировать учащихся на учебную деятельность.
У: Здравствуйте, дорогие ребята! Начнем наш урок с ритмического приветствия:
У:Только что прозвучало несколько вариантов простого ритма. Как вы понимаете значение слова вариант?
Д:Изменение и т.д.
У:В музыке именно за счет изменений, вариантов происходит развитие, а без развития не существует музыки, ведь она постоянно звучит по-новому, как вода реки, текущей перед нами. Я вам спою мелодию, она будет состоять из двух фрагментов. Будет ли во втором фрагменте развитие по отношению к первому?
Д: Нет.
У: Что необходимо для развития?
Д: Нужно что-то изменить в музыке.
У: А что можно изменить?
Д: Темп, ритм, динамику, характер, тембр, лад и т.д.
У: Какие способы развития мы уже знаем?
Д: Повторение и контраст.
У: Кто мне споет эти два фрагмента так, чтобы во втором мы услышали развитие?
Д: (поют по очереди несколько учеников).
У: Можно сказать, что второй фрагмент это вариант первого?
Д: Да.
У: Тема сегодняшнего урока: вариант, вариантность как способ развития музыки.
II. ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Распевание.
Задачи:
· добиваться протяжного и округлого звучания гласных;
· добиваться чистой интонации;
· осваивать разные штрихи в пении.
У: Споем гамму.
Даю тон, выстраиваю первый звук. Дети поют.
У: Мы можем спеть вариант гаммы?
Предлагаю спеть разные варианты:
ü первый звук вслух, второй — про себя;
ü первый звук staccato, второй — про себя (скрипка — legato);
ü первый звук сопрано, второй — альты.
Дети поют.
У: Сколько вариантов гаммы мы спели? Что изменялось при этом что?
Д: Три варианта. Менялись тембр, штрихи, динамика.
Работа над песней (канон).
Задачи:
· добиваться выразительного и осмысленного исполнения каждой фразы;
· работать над кантиленой, собранным и прикрытым звуком;
· работать над пропеванием гласных, над ясным и единовременным произнесением согласных;
· добиваться точного своевременного вступления второго голоса при исполнении канона.
У: Поем венгерскую народную песню «Моется цапля».
Показываю песню, выстраиваю первый звук, дети исполняют песню одноголосно a capella. Обращаю внимание на движение внутри фразы, характер звука (легко, напевно, шуточно, в характере вальса).
У: Какой вариант исполнения этой песни вы можете предложить?
Д: Канон!
У: Начинают сопрано, альты продолжают.
Напоминаю место вступления второго голоса в каноне; выстраиваем момент вступления; исправляю ошибки; вслушиваемся в звучание двухголосия; исполняем канон стоя, a capella, на два голоса.