Специфические особенности физической подготовки слушателей
Содержание, характер, условия обучения и подготовки слушателей к профессиональной деятельности имеют свои особенности, что определяет специальную направленность их физического обучения и воспитания. Под специальной направленностью понимается подбор и применение таких средств, методов и форм, которые в наилучшей степени обеспечивают решение как общих, так и частных задач. В современных условиях вопросы специальной направленности физического обучения и воспитания приобретают большое теоретическое и практическое значение.
Практика и результаты научных исследований показывают, что факторами, определяющими специальную направленность физического обучения и воспитания слушателей, являются:
- условия, в которых протекает образовательный процесс;
- характер и величина физических нагрузок и нервно-психических напряжений, испытываемых во время учебы;
- качество обучения в ВУЗе и его влияние на физическое и психическое состояние слушателей;
- особенности комплектования учебных групп;
- некоторые частные особенности (степень желания получить знания, умения и навыки; неудобства, связанные с удаленностью и рассредоточенностью учебно-спортивной базы, и др.).
В течение дня (недели) слушатели находятся в аудиториях и в условиях малой подвижности, колебаний температуры, влажности или сухости, засоренности воздуха, вибраций и шумов, скученности, длительной напряженности. На них иногда воздействуют высокие частоты компьютерной техники.
Количество раздражителей, характер нагрузок, существенно влияющих на организм, могут меняться под воздействием комплекса специфических факторов. Для того чтобы их нейтрализовать, необходимо выполнять определенные требования к физической подготовке обучаемых. Например, если появляется утомляемость, усталость, выражение нервно-психического напряжения, то выполняются такие упражнения, которые компенсируют недостаточную двигательную активность, снимают эмоции, быстро восстанавливают работоспособность и хорошее настроение.
Одна из важных задач преподавателей кафедры заключается в осуществлении индивидуального подхода. Для этого необходимо заинтересовать обучаемых активно заниматься физическими упражнениями. При этом многое зависит от квалификации и опыта преподавателя, материально-технической и учебно-спортивной базы, оснащенности мест занятий инвентарем, оборудованием и санитарно-гигиенических условий.
Коллектив учебной группы составляет, как правило, одна возрастная категория. В ходе обучения учитываются специфические особенности каждого, отрабатываются различные упражнения, приемы и действия, которые могут выполняться даже без спортивного инвентаря и оборудования. Чем выше уровень подготовленности слушателей, тем разнообразнее и сложнее средства и методы физической подготовки.
Факторы, определяющие специальную направленность обучения, тесно взаимосвязаны с содержанием и характером учебно-воспитательного процесса и между собой. Важнейшая обязанность каждого преподавателя -слушателей.
Специальными задачами, решаемыми средствами и методами физической культуры, являются:
- формирование способности к перенесению статических
напряжений при малоподвижном и монотонном труде в
учебных классах;
- развитие специальной выносливости;
- совершенствование быстроты и точности ответных реакций и действий, ориентировки в пространстве и времени;
- поддержание оптимального веса тела;
- повышение устойчивости организма к перегреванию, охлаждению, перепаду температур;
- развитие смелости, решительности, выдержки, самообладания, инициативы и находчивости, эмоциональной устойчивости;
- восстановление функциональных нарушений нервной и сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта, зрительного утомления, осанки и др.
Специальные задачи решаются за счет включения в программы обучения всех разделов физической культуры, установления оптимального соотношения учебного времени, отводимого на занятия по отдельным разделам. Для того чтобы последовательно развивать у обучаемых важные психологические качества и прикладные навыки, необходимо разнообразить методику проведения учебных занятий.
Специфика реализуется через проведение утренней физической зарядки, на тренировках в секциях по видам спорта, на соревнованиях, в перерывах между учебными занятиями в течение учебного дня. В содержание занятий, спортивных тренировок и соревнований включаются некоторые профессиональные приемы и действия.
В системе проверки и оценки имеются широкие возможности для отражения специальных задач физической культуры. На зачеты и экзамены выносятся специальные упражнения и нормативы, установленные по годам обучения и способствующие объективной оценке физической готовности слушателей.
Специальная направленность - характерная черта физического обучения и воспитания, позволяющая оптимально использовать все имеющиеся средства и методы для повышения работоспособности, а, следовательно, успеваемости обучаемых. Поэтому для успешной профессиональной деятельности преподавателя необходим учет основных факторов, определяющих специальную направленность учебно-воспитательного процесса; их влияния на физическое и психологическое состояние обучаемых; использование наиболее эффективных средств и методов физического обучения и воспитания.
Решение общих и частных задач требует творческого подхода в работе со слушателями.
Таким образом, научные исследования и практика показывают, что физическая культура и спорт занимают значительное место в жизни слушателей, являются составной частью их обучения и воспитания, несут в себе соответствующие социальные и общественные функции. Они направлены на то, чтобы слушатели могли эффективно осваивать образовательную программу, успешно овладевать профессией. Физическая культура тесно связана с другими дисциплинами, изучаемыми в ВУЗе, что способствует формированию гармонично развитой личности.