Кейс – технология, кейс – метод.
Кейс-метод широко используется в обучении за рубежом. Впервые он был применён в учебном процессе на факультете права Гарвардского университета. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в отчётах Гарвардского университета.
Проблема внедрения кейс-метода в практику школьного и высшего профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:
первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не только на получение конкретных знаний, но и на формирование компетентностей, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации и пр.;
вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях непрерывных изменений в общественной, профессиональной и других сферах жизни.
Сущность кейс-метода
Кейс-метод или метод конкретных ситуаций следует отнести к методам активного проблемного, эвристического обучения. Название метода происходит от английского case – случай, ситуация и от понятия «кейс»- чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр.
Суть его в том, что обучающимся предлагают осмыслить и найти решение для ситуации, имеющей отношения к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу. Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.)
Поставив правильно задачу и подготовив «кейс», необходимо организовать деятельность обучающихся по разрешению поставленной проблемы. Работа в режиме кейс-метода предполагает групповую деятельность. Непосредственная цель метода - совместными усилиями каждая из подгрупп обучающихся анализирует ситуацию - case, и вырабатывает практическое решение. В результате организуется деятельность по оценке предложенных решений и выбору лучшего в контексте поставленной проблемы.
Следует отметить, что работа в режиме кейс-метода в некоторой степени технологизирована и ориентирована на технологии проблемного, проектного обучения.
Выделим некоторые технологические особенности кейс-метода:
Метод представляет собой разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.
Метод выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.
Метод выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В рамках кейс-метода идёт формирование проблемы и путей её решения на основании «кейса», который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.
Таким образом, возникает несколько практически значимых вопросов:
Как подготовить «кейс», и какие материалы могут служить источниками «кейсов»?
Как организовать деятельность обучающихся в режиме кейс-метода? Что необходимо учесть?
Как должен выстраивать свою профессиональную деятельность преподаватель, практикующий кейс-метод? Какие плюсы и минусы необходимо учитывать?
Какие преимущества может получить преподаватель, практикующий кейс-метод?
Как подготовить «кейс», и какие материалы могут служить источниками «кейсов»?
Существуют разные подходы классификации «кейсов». Рассмотрим классификацию, основу которой составляют содержание кейса и степень его воздействия на обучающихся. В данной классификации можно выделить:
практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;
обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;
научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. Этот кейс создает практическую, «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к реальной профессиональной деятельности.
Обучающий кейс, в отличие от практического, отражает жизнь не «один к одному». В обучающем кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нем жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, практические. Они характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных деталей. Такой кейс мало дает для понимания конкретного фрагмента общества, однако он обязательно формирует подход к такому фрагменту.
Подобное же свойственно и для исследовательского кейса. Его основной смысл заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция его сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования. Строится этот кейс по принципам создания исследовательской модели. Доминирование исследовательской функции в нём позволяет также довольно эффективно использовать его в проектно-исследовательской деятельности.
Тест 16 Ассоциаций - попарные слова-ассоциации (Типатов Николай)
________________________________________
Ассоциативный эксперимент - один из первых проективных методов, З. Фрейд и его последователи предполагали, что неконтролируемые ассоциации - это символическая или иногда даже прямая проекция внутреннего, часто неосознаваемого содержания сознания.
Многие рассматривают Игру в ассоциации, как метод самоисследования, самотестирования.
Итак, Вы можете заглянуть вглубь себя.
• Введите первые 16 слов, которые приходят Вам в голову.
Для упрощения Вам предлагаются конкретные буквы, на которые будут начинаться эти ассоциативные слова.
Так Вы получите первый ассоциативный ряд.
• Далее Вам будут предлагаться пары слов (из Вашего ассоциативного ряда). Введите слово-ассоциацию к каждой паре слов.
Так у Вас появится второй ассоциативный ряд из 8 слов.
• Далее, вводя каждый раз слова-ассоциации к очередной паре слов, у Вас появятся ассоциативные ряды из 4 слов, из 2 слов.
• Последнее слово-ассоциация считается самым важным для вас в данный момент. Внимательно присмотритесь к нему - ведь вы практически вытащили его из своего подсознания:
Тема для Ассоциации Слова-Ассоциации
1. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Т:
2. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Д:
3. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Б:
4. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву М:
5. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Г:
6. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву А:
7. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Ж:
8. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву О:
9. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву К:
10. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Р:
11. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву В:
12. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Н:
13. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву З:
14. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву П:
15. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Л:
16. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву С: