Специальность педагога-учителя и воспитателя
Учебное пособие
Для студентов средних педагогических учебных заведений
Рекомендовано Институтом воспитания и развития личности РАО
УДК 37. 01(075. 32) |
ББК 74. 00я72 Б 28
Федеральная целевая программа книгоиздания России
Издательская программа «Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей» Руководитель программы З. А. Нефедова
Авторы книги:
Г. И. Батурина (гл. 1, 11), Г. Ф. Кузина (гл. III, Приложение)
Рецензенты:
д-р пед. наук, профессор, академик РАО Г. Н. Волков;
д-р пед. наук, профессор Г. Ф. Суворова
Б 28
Батурина Г. И. , Кузина Т. Ф.
Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 176 с.
ISBN 5-7695-0267-3
Книга построена на типичных проблемных ситуациях, возникающих в учебно-воспитательном процессе детского сада и начальной школы. Решение этих ситуаций требует от будущих педагогов знаний в области современной педагогики, психологии, других наук о человеке и обществе, а также исторически сложившихся у разных народов традиций обучения и воспитания подрастающего поколения.
Содержание книги соответствует государственному стандарту по педагогике.
Пособие может быть полезно также студентам высших педагогических учебных заведений, учителям и воспитателям.
ББК 74. 00я72
О Батурина Г. И. , Кузина Т. Ф. , 1998 © Издательский центр «Академия», 1998
ISBN 5-7695-0267-3
Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя.
В. Гёте
ВАШ ВЫБОР
Еще вчера вы, уважаемые студенты, были учащимися школы, а сегодня делаете свои первые шаги к овладению профессией педагога. Почему же выбрана именно эта профессия? Чем она привлекательна для каждого из вас? Кто помог вам в выборе профессии учителя? Был ли в вашей жизни учитель, на которого вы хотите быть похожими? Именно с этих вопросов, видимо, и следует начать наш разговор о вашей будущей профессии учителя-воспитателя.
Любой выбор, чего бы он ни касался, сделать бывает нелегко, а выбрать профессию тем более. Не только потому, что этот выбор, как правило, делается один раз и на всю жизнь. Но, что особенно важно, нужно еще верно соотнести свой личный потенциал с требованиями профессии. Каждая профессия по-своему интересна и дает возможность раскрыть свои способности, реализовать себя, но вместе с тем предполагает наличие особых данных:
качеств личности, способностей, темперамента, высоких идеалов и многого другого. При выборе, например, профессий актера, фотомодели, стюардессы и т. п. ориентация идет прежде всего на внешние данные, поскольку именно привлекательность является определяющим условием.
Великий русский ученый-химик Д. И. Менделеев считал профессию учителя не только особой, но и возможной далеко не для каждого.
«К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение,
понимая общую народную надобность»'. С этим мнением трудно не согласиться.
Выбор профессии учителя . предполагает наличие у человека прежде всего определенных нравственных качеств:
любви к детям и бескорыстия; беззаветной преданности делу обучения и воспитания детей; творчества, терпения и самоотдачи, доброты. Без этого нет смысла даже «пробовать» себя в роли учителя. Почему? Да потому, что можно научиться планировать урок и внеклассную работу, овладеть различными формами и методами работы, научиться многому другому, но так и не стать учителем, а точнее - хорошим учителем, отдающим всего себя детям, их будущему.
Профессия учителя не зря считается вечной, ибо он выполняет важнейшую миссию передачи основных знаний и опыта, накопленного народом, нацией, этносом, растущему человеку, молодежи. Великий писатель Л. Н. Толстой считал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель»2.
Результаты труда учителя - это личность следующего поколения, поколения будущего. В этом величие труда учителя.
Сложность этого процесса заключается в постоянном изменении личности воспитанника, с которой работает педагог, в необходимости постоянно вносить коррективы в процесс ее формирования, в отсутствии «точных приборов», позволяющих определить «промежуточный результат» процесса обучения и воспитания. Вместе с тем ошибка учителя может обернуться трагедией для ребенка, трагедией, умноженной на годы. Очень образно об этом говорил А. В. Луначарский: «Если золотых дел мастер испортил золото, золото можно перелить. Если портят драгоценные камни, они идут на брак, но и самый большой брильянт не может быть оценен в наших глазах дороже, чем родившийся человек. Порча человека есть или огром-
1 Менделеев Д. И. Сочинения. -Л. ; М. , 1934-1954. -Т. XXIII. -С. 236.
2 Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. Юбилейное издание. - М. , 1928-1952. -Т. VIII. -С. 342.
4
ное преступление, или огромная без вины вина. Над этим материалом нужно работать четко, заранее определивши,
что ты хочешь сделать из него»' .
Да, ошибка в выборе профессии учителя обходится слишком дорого, ибо ее цена - жизнь, здоровье и уровень знаний доверенных тебе детей. Недаром говорят: «Учитель учителю рознь». На практике мы нередко встречаемся с тем, что один и тот же ученик у одного педагога работает на уроке творчески и активно, у другого - пассивен, а у третьего ведет себя плохо, мешает работать другим. Значит дело не только в ученике, но и в учителе, его профессионализме и определенных личностных качествах. Уважение, как известно, не приходит вдруг - это результат
великого труда ума и души.
Вера Петровна Марецкая, сыгравшая когда-то прекрасную роль в фильме «Сельская учительница», создавшая незабываемый образ педагога, удивительно цельного, светлого душой и мыслями, поступками и верой в каждого человека, говорила на одной из встреч со зрителями: «Я убеждена, что это особая профессия, и даже не профессия, а потребность души, особый человеческий талант. . . »
Учитель во все времена был уважаемым человеком в обществе. Когда-то он был чуть ли не единственным образованным человеком, особенно на селе, а его эрудиция - основным источником знаний. Сегодня книги, журналы, телевидение и радио стали важнейшими источниками информации, что как бы оттеснило учителя, лишив его данного приоритета. А потому ему приходится много работать, чтобы и сегодня быть наиболее информированным, доказывая особую значимость педагога как для детей, так и для их родителей, доказывая право на уважение и авторитет.
Но педагог не только учит и дает знания, он выполняет и нелегкую миссию воспитателя, а это не просто работа, это подвижничество. Личность педагога, его позиция, мироощущение и безграничная любовь - вот что сегодня особенно значимо, хотя и требует времени, сил, полной самоотдачи. Трудно ли это? Да. Вместе с тем только учитель может говорить о своих воспитанниках с такой искренней заинтересованностью, с такой решимостью вступаться за каждого из них перед администрацией и даже его собственными родителями, если над их головами «сгущаются тучи», проводить с детьми многие часы в бе-
• Луначарский А. В. О народном образовании. - М. , 1958. -С. 443. 5
седах, походах и поездках, организовывать различные виды деятельности. И это очень важно. По мнению С. Л. Рубинштейна, «главное дело воспитания как раз в том и заключается, чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью так, чтобы со всех сторон перед ним встали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых он включается. Это важней всего потому, что главный источник всех нравственных неполадок, всех вывихов в поведении - это та душевная пустота, которая образуется у людей, когда они становятся безучастными к окружающей их жизни, отходят в сторону, чувствуют себя в ней посторонними наблюдателями, готовыми на все махнуть рукой, - тогда все им нипочем»'.
Всегда ли школьники по достоинству оценивают нелегкий труд учителя, отдавая ему дань должного уважения? Увы, нет. Вспомните, сколько раз вы в душе обрушивали свой гнев на педагога, когда вам предлагалось ответить за конкретные дела и поступки. Как строги были ваши оценки в отношении не только уровня знаний педагогов и умения их передать ученикам, но и внешнего вида, даже манеры говорить и улыбаться. Все подвергалось критике и обсуждению, все и вся. . . Из большого количества учителей лишь единицам удавалось «заслужить» ваше доверие или любовь. Теперь ваш черед пройти через этот строгий анализ и критику. . . Готовы ли вы к этому? Уверены ли вы в себе, в том, что выдержите этот повседневный экзамен? Уверены ли вы в своем выборе?
Если да, то стремитесь больше узнать, большему научиться. Пусть повезет вашим ученикам и их уважение к вам будет безгранично. Пусть ваши воспитанники будут достойными преемниками и продолжателями умножения дел и славы нашей страны.
В добрый путь, уважаемые коллеги! Счастливого вам пути.
Авторы
' Рубинштейн С. Л. Принципы и Путиразвития психологии. - М, 1953. -С 140-141.
Глава I
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-УЧИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ
Какую бы деятельность человека мы ни рассматривали, от самой простейшей до сложной, первое, что надо иметь в виду - это необходимость обучения ей. Простейшим дея-тельностям человек обучается на примерах, на показе ему способов, приемов осуществления отдельных операций, действий. Обучающий обычно говорит: «Делай, как я», а ребенок, взрослый повторяют, копируют, усваивают их, упражняются и тренируются в их использовании. Например, мать показывает ребенку, как держать ложку, как делать в доме уборку, как сделать грядку в саду. Взрослый человек, берущийся за незнакомое ему дело, также учится повторять и закреплять отдельные его приемы и операции до тех пор, пока не овладеет ими в совершенстве. Правда, учителем для взрослого человека может быть не только другой человек, но и письменные рекомендации и инструкции, чертежи, схемы и просто уже готовые изделия. Ребенок или обучающийся взрослый получают сумму знаний о способах деятельности. Эти знания называются обыденными, опытными.
Чем сложнее деятельность, тем больше должен знать человек. И ему уже недостаточно обыденных знаний. Тогда на помощь приходит наука: физика, химия, биология, математика, история, языкознание, медицина и др. Представьте на минутку тот багаж знаний, который должны иметь люди, чтобы создать современный космический корабль, компьютер, самолет, чтобы сделать сложнейшие операции на сердце, глазах, осуществить пересадку органов.
И вот перед нами ребенок, будущий специалист, уникальная неповторимая личность, сложнейший развивающийся организм. Как его обучать, воспитывать, формировать? Как сделать из него настоящего, нравственного,
знающего, духовно богатого человека, способного не просто трудиться, а быть творческой личностью, способной на большие дела и на великую любовь к людям, к природе, к миру? Здесь уже недостаточно обыденных, приобретенных опытным путем знаний. Нужна наука и исторически сложившийся опыт воспитания и обучения детей, нужна специальная подготовка человека к учебно-воспитательной деятельности. Другими словами, необходима подготовка специалистов-педагогов, воспитателей и учителей. А для этого и требуется специальная наука - наука о воспитании и обучении детей, которая называется педагогикой.
Важность педагогики
Педагогическая наука и искусство весьма важны для человеческого рода. Сие ясно усматривается:
1) из важности их цели; 2) из опыта всех времен, сколь много добра сделано через обдуманное воспитание и какие следствия проистекали от небрежения оного. Необходимость обдуманного воспитания совершенно признана между всеми образованными народами. Педагогические правила и педагогические учреждения находятся у всех народов, достигших некоторой степени образования, ибо нельзя себе представить вообще никакого национального образования без тщательного и по плану производимого воспитания юношества. . .
А. Г. Ободовский