Развитие функций голоса и дыхания
Задачи:
- увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм;
- развить координированную деятельность дыхания, фонацию и артикуляцию, высоту, тембр и интонацию;
- стимулировать мышцы гортани;
- активизировать целенаправленный ротовой выдох;
- ознакомить с некоторыми характеристиками силы голоса;
- формировать диапазон голоса на основе упражнений с использованием звукоподражаний различной громкости.
Приемы:
- упражнения на расслабление шейной мускулатуры;
- активизация движений мягкого нёба, имитация жевания;
- тренировка носового выдоха;
- развитие произвольного речевого вдоха;
- выработка произвольного контроля за объемом и темпом выполнения движений;
- выработка комбинированного типа дыхания;
- упражнения на выработку способности контролировать силу воздушной струи и ротового выдоха;
- различение холодной и теплой струй выдыхаемого воздуха;
- выработка умения повышать и понижать голос в доступных пределах.
Приведем примеры планов занятий по развитию функций голоса и дыхания.
Цель: формировать длительный целенаправленный выдох.
Перед ребенком на столе устанавливается зажженная свеча. Логопед предлагает дошкольнику подуть так, чтобы она погасла, предварительно показывая способ действия.
Цель: формировать носовой вдох.
Занятие 1
Для проведения игры используются два одинаковых набора коробочек с различными наполнителями (еловые или сосновые иголки, специи, апельсиновые корочки). Ребенку предлагается понюхать каждую из коробочек первого набора и рассмотреть ее содержимое. Затем коробочки закрываются легкой тканью. Логопед предлагает дошкольнику, последовательно понюхав коробочки, подобрать аналогичные из второго набора.
Занятие 2
На столе в определенном порядке выставлены коробочки. Логопед предлагает ребенку понюхать их и поставить коробочки из своего набора в той же последовательности.
Цель: формировать диапазон голосовых характеристик на основе упражнений в использовании звукоподражаний [а], [у], [и], [о] различной громкости.
Ребенку предлагается рассмотреть парные картинки «большой — маленький самолет (кукла, заяц, лошадка). Затем логопед объясняет ему, что большой самолет гудит громко — «У-у-у», а маленький — тихо «у-у-у» (кукла — издает звук [а], заяц — [о], лошадка — [и]), побуждая дошкольника к произнесению этих звуков. Затем картинки перемешиваются, и ребенку предлагается разобрать их по парам, воспроизводя соответствующие звуки. Как вариант можно попросить дошкольника выбрать из предложенных только те картинки, чьи голоса «звучат» громко (тихо).
Развитие чувства ритма
Задачи:
- формировать ритмико-интонационную сторону речи, ассоциативные связи на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового, речедвигательного, зрительного), ощущения предложения как лексической единицы, характеризующейся ритмико-интонационной законченностью;
- познакомить с ритмико-интонационными характеристиками гласных звуков [а], [о], [у], [и];
- развить сенсомоторные компоненты чувства ритма.
Приемы:
- ходьба и маршировка под музыку;
- двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением;
- ритмические упражнения для рук и ног;
- воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием;
- развитие действий двигательной и ритмико-интонационной активности;
- ознакомление с силой голоса и различной интенсивностью неречевых и речевых звуков, со схемой ритма;
- соотнесение ритма со схематическим изображением;
- произвольное, ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек;
- дифференциация ритмических рисунков;
- отображение определенных качеств движения;
- ритмическое чередование объектов с опорой на зрительное восприятие.
Приведем примеры планов занятий по развитию чувства ритма.
Цель: формировать регулятивную функцию речи на основе развития механизма скоординированной работы анализаторов (речеслухового, двигательного, зрительного).
Ребенку предлагается выбрасывать на пол игрушки из корзинки на каждый удар бубна (барабана) с одновременным проговариванием звукоподражания «бух». После того как все игрушки окажутся на полу, на каждый удар бубна игрушка кладется обратно в корзинку. Как варианты дошкольнику предлагается действовать по световому сигналу (включать и выключать фонарик) или перелистывать страницы книги из плотной бумаги или картона на каждый звуковой или световой сигнал.
Цель: развивать ритмико-интонационную сторону речи, слуховое и тактильное восприятие.
Занятие 1
На глазах ребенка логопед выкладывает сплошную дорожку из мозаики, произнося звукоподражание а-а-а-а-а с одновременным нажимом пальца на каждую из деталей. Затем он просит дошкольника повторить это звукоподражание, записывая его произнесение на диктофон. Затем ритмический рисунок меняется — из мозаики выкладывается синкопированная дорожка (с пропуском через одну). Логопед, нажимая на деталь мозаики, произносит звукоподражание а-а-а, и молчит, нажимая на пропуск. Дошкольник за взрослым повторяет ритмический рисунок, его произношение записывается на диктофон.
Занятие 2
Ребенку предлагается прослушать аудиозапись и подобрать к озвученной дорожке нужную дорожку из мозаики. Постепенно ритм чередования усложняется.