Развитие функций голоса и дыхания

Задачи:

- увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм;

- развить координированную деятельность дыхания, фо­нацию и артикуляцию, высоту, тембр и интонацию;

- стимулировать мышцы гортани;

- активизировать целенаправленный ротовой выдох;

- ознакомить с некоторыми характеристиками силы голоса;

- формировать диапазон голоса на основе упражнений с использованием звукоподражаний различной громко­сти.

Приемы:

- упражнения на расслабление шейной мускулатуры;

- активизация движений мягкого нёба, имитация жевания;

- тренировка носового выдоха;

- развитие произвольного речевого вдоха;

- выработка произвольного контроля за объемом и тем­пом выполнения движений;

- выработка комбинированного типа дыхания;

- упражнения на выработку способности контролировать силу воздушной струи и ротового выдоха;

- различение холодной и теплой струй выдыхаемого воз­духа;

- выработка умения повышать и понижать голос в до­ступных пределах.

Приведем примеры планов занятий по развитию функций голоса и дыхания.

Цель: формировать длительный целенаправленный выдох.

Перед ребенком на столе устанавливается зажженная све­ча. Логопед предлагает дошкольнику подуть так, чтобы она погасла, предварительно показывая способ действия.

Цель: формировать носовой вдох.

Занятие 1

Для проведения игры используются два одинаковых набо­ра коробочек с различными наполнителями (еловые или со­сновые иголки, специи, апельсиновые корочки). Ребенку предлагается понюхать каждую из коробочек первого набора и рассмотреть ее содержимое. Затем коробочки закрываются легкой тканью. Логопед предлагает дошкольнику, последо­вательно понюхав коробочки, подобрать аналогичные из вто­рого набора.

Занятие 2

На столе в определенном порядке выставлены коробочки. Логопед предлагает ребенку понюхать их и поставить коро­бочки из своего набора в той же последовательности.

Цель: формировать диапазон голосовых характеристик на основе упражнений в использовании звукоподражаний [а], [у], [и], [о] различной громкости.

Ребенку предлагается рассмотреть парные картинки «боль­шой — маленький самолет (кукла, заяц, лошадка). Затем ло­гопед объясняет ему, что большой самолет гудит громко — «У-у-у», а маленький — тихо «у-у-у» (кукла — издает звук [а], заяц — [о], лошадка — [и]), побуждая дошкольника к произнесению этих звуков. Затем картинки перемешивают­ся, и ребенку предлагается разобрать их по парам, воспроиз­водя соответствующие звуки. Как вариант можно попросить дошкольника выбрать из предложенных только те картинки, чьи голоса «звучат» громко (тихо).

Развитие чувства ритма

Задачи:

- формировать ритмико-интонационную сторону речи, ассо­циативные связи на основе скоординированной работы ана­лизаторов (речеслухового, речедвигательного, зрительного), ощущения предложения как лексической единицы, харак­теризующейся ритмико-интонационной законченностью;

- познакомить с ритмико-интонационными характеристи­ками гласных звуков [а], [о], [у], [и];

- развить сенсомоторные компоненты чувства ритма.

Приемы:

- ходьба и маршировка под музыку;

- двигательные упражнения с ритмичным звуковым со­провождением;

- ритмические упражнения для рук и ног;

- воспроизведение заданного ритмического рисунка отсту­киванием и отхлопыванием;

- развитие действий двигательной и ритмико-интонаци­онной активности;

- ознакомление с силой голоса и различной интенсивнос­тью неречевых и речевых звуков, со схемой ритма;

- соотнесение ритма со схематическим изображением;

- произвольное, ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек;

- дифференциация ритмических рисунков;

- отображение определенных качеств движения;

- ритмическое чередование объектов с опорой на зритель­ное восприятие.

Приведем примеры планов занятий по развитию чувства ритма.

Цель: формировать регулятивную функцию речи на основе развития механизма скоординированной работы анализато­ров (речеслухового, двигательного, зрительного).

Ребенку предлагается выбрасывать на пол игрушки из корзинки на каждый удар бубна (барабана) с одновремен­ным проговариванием звукоподражания «бух». После того как все игрушки окажутся на полу, на каждый удар бубна игрушка кладется обратно в корзинку. Как варианты дош­кольнику предлагается действовать по световому сигналу (включать и выключать фонарик) или перелистывать стра­ницы книги из плотной бумаги или картона на каждый зву­ковой или световой сигнал.

Цель: развивать ритмико-интонационную сторону речи, слу­ховое и тактильное восприятие.

Занятие 1

На глазах ребенка логопед выкладывает сплошную дорож­ку из мозаики, произнося звукоподражание а-а-а-а-а с одно­временным нажимом пальца на каждую из деталей. Затем он просит дошкольника повторить это звукоподражание, запи­сывая его произнесение на диктофон. Затем ритмический ри­сунок меняется — из мозаики выкладывается синкопирован­ная дорожка (с пропуском через одну). Логопед, нажимая на деталь мозаики, произносит звукоподражание а-а-а, и мол­чит, нажимая на пропуск. Дошкольник за взрослым повторя­ет ритмический рисунок, его произношение записывается на диктофон.

Занятие 2

Ребенку предлагается прослушать аудиозапись и подобрать к озвученной дорожке нужную дорожку из мозаики. Посте­пенно ритм чередования усложняется.

Наши рекомендации