Цель физического воспитания
Задачи
Специфические
Общепедагогические
Конкретизация задач по профилирующим аспектам
Спортивный аспект (спортивная тренировка)
П рофессионал ьно-прикладной аспект (профессионально-прикладная физическая подготовка)
Базовый аспект
(базовое физическое
воспитание)
Рис. 2. Основные аспекты конкретизации задач в физическом воспитании
можно отметить два направления конкретизации задач (Л. П. Матвеев, 1989).
В первом случае осуществляется конкретизация решаемых задач в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями занимающихся. Индивидуализированная конкретизация задач в физическом воспитании — дело сложное, так как занятия физическими упражнениями осуществляются в формах групповой организации. Однако, несмотря на это, необходимо учитывать возрастные и половые особенности, а также физическое развитие и уровень подготовленности занимающихся.
Во втором случае конкретизация задач осуществляется во временном аспекте, что означает соотнесение их со временем, необходимым и благоприятным для их решения.
Исходя из целевых установок в физическом воспитании ставятся общие задачи. Они, в свою очередь, подразделяются на ряд частных задач, для последовательной реализации которых нужно определенное время. Общие задачи обдумываются в долговременном аспекте (на весь период обучения в общеобразовательной школе, в среднем специальном и высшем учебном заведении и т.п.), частные задачи — на время от сравнительно короткого (на одно занятие) до весьма длительного (месяц, учебная четверть, полугодие, год).
При постановке задач и определении сроков для их решения учитываются закономерности возрастного развития организма человека, а также закономерности сменяемости возрастных периодов и тех естественных изменений, которые в них происходят. Так, например, при воспитании физических качеств необходимо учитывать сенситивные (чувствительные) зоны, когда естественное созревание форм и функций организма создает благоприятные предпосылки для направленного воздействия на данные качества. Или другой пример. Созревание двигательного анализатора у подростков заканчивается в 13—14 лет, пубертатный период у девочек осуществляется в эти же сроки. В сложнокоор-динированных видах спорта (спортивная гимнастика, фигурное катание и др.) задачи по овладению значительным количеством сложных технических действий ставятся на период, предшествующий этому возрасту.
Вышеуказанное позволяет говорить о том, что постановку каждой конкретной задачи можно осуществить лишь в каждой конкретной ситуации ее решения. Конкретизация задач в системе образования и воспитания (школа, среднее специальное и высшее учебное заведение и т.п.) осуществляется от более общих (на весь период обучения) к более частным (на год, семестр, четверть, месяц, одно занятие).
Конкретность в постановке задач должна получить свое выражение не только в смысловом выражении, но и в количественных показателях. Для этого вводятся нормативы как унифицированные
количественные выражения задач, решаемых в физическом воспитании.
В сфере физического воспитания количественно-нормативная постановка задач в основном отражает нормативы физической подготовленности. Они подразделяются по двум аспектам: нормативы, отражающие степень развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), и нормативы, характеризующие степень освоенности двигательных умений и навыков (нормативы «обученности»).
Нормативы физической подготовленности должны быть доступны для каждого человека (если он здоров и не имеет изъянов в физическом состоянии организма). Доступность при этом предполагает определенную подготовку человека. Если нормативы занижены, они не имеют стимулирующего значения, у занимающихся пропадает мотивация к их достижению. Поэтому нормативы должны быть реальными — не завышенными, но и не заниженными.
Нормативной основой для общеподготовительного направления являются государственные программы, а для спортивного направления — спортивная классификация.
Кроме вышеуказанных способов конкретизации задач в физическом воспитании применяют и другие способы. Одним из них является постановка индивидуализированных двигательных задачу ний, предусматривающих выполнение движений в рамках четко О, определенных параметров (пространственных, временных, сило-О вых). Такая конкретизация частных задач чаще практикуется на _- отдельных занятиях или серии занятий. Они в основном затраги-Ц\ вают или обучение двигательным действиям, или воспитание фи-T"t зических качеств.
Другим способом конкретизации задач является перспективное, этапное и оперативно-текущее планирование нужных (с позиций намечаемых задач) изменений состояния организма по отдельным показателям, выражающим степень дееспособности его систем (мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и др.).
Это можно продемонстрировать на постановке задач по воспитанию выносливости. Намечают конкретные показатели, которых должен достичь занимающийся. Эти показатели отражают легочную вентиляцию, потребление кислорода и другие показатели вегетатики человека.
Каждый такой показатель в отдельности, конечно, совсем нерав
нозначен целостным показателям результатов, на достижение
которых направлено физическое воспитание. Но взятые в сово
купности эти «парциальные» показатели, если известны их взаи
мосвязи и закономерности изменения в процессе физического
воспитания, весьма важны для конкретизации решаемых в нем
специфических задач, а также для объективного контроля за их
реализацией [4]. Г ' «золгоградскм*1
ГОС/ДАРСТВЕННЫЙ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ-
БИБЛИОТЕКА
2.3. Общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания
Под термином принципыв педагогике понимают наиболее важные, наиболее существенные положения, которые отражают закономерности воспитания. Они направляют деятельность педагога и занимающегося к намеченной цели с меньшими затратами сил и времени.
Общими принципами реализации задач, вытекающих из цели физического воспитания, являются: I) принцип содействия всестороннему и гармоническому развитию личности; 2) принцип связи физического воспитания с практикой (прикладности); 3) принцип оздоровительной направленности.
Общими они называются потому, что их действие распространяется на всех работников в сфере физической культуры и спорта, на все звенья системы физического воспитания (дошкольные учреждения, школа, средние специальные и высшие учебные заведения и т.п.), на государственные и общественные формы организации (массовая физическая культура и спорт высших достижений и т.д.).
В общих принципах заложено требование общества, государства как к самому процессу физического воспитания, так и к его результату (каким должен стать человек, занимающийся физической культурой).
Принцип содействия всестороннему и гармоничному развитию личности. Данный принцип раскрывается в двух основных положениях.
1. Обеспечить единство всех сторон воспитания, формирующих
гармонически развитую личность. В процессе физического воспита
ния и смежных формах использования физической культуры необ
ходим комплексный подход в решении задач нравственного, эсте
тического, физического, умственного и трудового воспитания.
2. Комплексное использование различных факторов физичес
кой культуры для полного общего развития свойственных челове
ку жизненно важных физических качеств и основанных на них
двигательных способностей наряду с формированием широкого
фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни.
В соответствии с этим в специализированных формах физическо
го воспитания необходимо обеспечивать единство общей и спе
циальной физической подготовки.
Принцип связи физического воспитания с практикой жизни (принцип прикладности)- Этот принцип в наибольшей мере отражает целевое назначение физической культуры: готовить человека к трудовой, а также в силу необходимости к военной деятельности. Принцип прикладности конкретизируется в следующих положениях.
I. Решая конкретные задачи физической подготовки, следует при прочих равных условиях отдавать предпочтение тем средствам (физическим упражнениям), которые формируют жизненно важные двигательные умения и навыки непосредственно прикладного характера.
2. В любых формах физкультурной деятельности необходимо
стремиться обеспечить приобретение возможно более широкого
фонда разнообразных двигательных умений и навыков, а также
разностороннее развитие физических способностей.
3. Постоянно и целенапраштенно связывать культурную деятель
ность с формированием активной жизненной позиции личности
на основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных
качеств.
Принцип оздоровительной направленности. Смысл принципа заключается в обязательном достижении эффекта укрепления и совершенствования здоровья человека. Этот принцип обязывает:
—определяя конкретное содержание средства и метода физи
ческого воспитания, непременно исходить из их оздоровительной
ценности, как обязательного критерия;
—планировать и регулировать тренировочные нагрузки в зависи
мости от пола, возраста, уровня подготовленности занимающихся;
—обеспечивать регулярность и единство врачебного и педагоги
ческого контроля в процессе занятий и соревнований;
— широко использовать оздоровительные силы природы и
гигиенические факторы.
Таким образом, как следует из вышеизложенного, основное назначение общих принципов системы физического воспитания сводится к следующему [3]:
во-первых, к созданию наиболее благоприятных условий и возможностей для достижения цели и решения задач физического воспитания;
во-вторых, к обозначению общей направленности процесса физического воспитания (всесторонности, прикладности, оздоровления);
в-третьих, к определению основных путей, гарантирующих достижение положительных результатов физического воспитания (пути реализации их на практике).
Принципы системы физического воспитания представляют собой органическое единство. Нарушение одного из них отражается на осуществлении остальных.
Глава 3. НАПРАВЛЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ
ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
В педагогике понятие воспитание рассматривается в широком и Узком смысле.
Воспитание в широком смысле — это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социальными субъектами об-
щественного опыта, который охватывает их широкое, многостороннее взаимодействие между собой, с социальной средой и окружающей природой. Его сущность проявляется как процесс целенаправленного, организационно оформленного взаимодействия всех его участников на субъектно-субъектных отношениях, обеспечивающего их гармоничное развитие и эффективное решение социально значимых задач.
Воспитание в узком смысле — это целенаправленное и систематическое взаимодействие субъектов воспитательного процесса. Оно охватывает деятельность воспитателей, осуществляющих систему педагогаческих воздействий на ум, чувства, волю воспитуемых, активно реагирующих на эти воздействия под влиянием своих потребностей, мотивов, жизненного опыта, убеждений и других факторов.
Воспитательный процесс — это целенаправленная деятельность всех субъектов воспитания, обеспечивающая формирование качеств личности (потребности, характер, способности и «Я-концепция»1) в интересах соответствующих воспитательным целям и задачам.
Главная цель воспитания в современных условиях состоит в создании материальных, духовных, организационных условий для формирования у каждого гражданина целостного комплекса социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих его успешное развитие.
3.1. Связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания
В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствованию, укрепления здоровья, но и формирования духовных качеств личности. Все это становится возможным и реальным при правильной постановке физического воспитания, осуществлении его в органической связи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим.
Взаимосвязь физического воспитания с умственным. Она проявляется непосредственно и опосредованно.
Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением тех-
1 *Я'-концепция» — относительно устойчивая, достаточно осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе как субъекте своей жизни и трула, на основе которой он строит взаимодействия с другими, отношение к себе, осуществляет свою деятельность и повеление.
никой физических упражнений, ее совершенствованием, овладением приемами практических действий и пр. (как выполнить движения экономнее, точнее, выразительнее и т.д., как распределить силы на дистанции, в соревнованиях и др.).
Педагог по физической культуре и спорту в зависимости от квапификации и возраста занимающихся намеренно создает на занятиях познавательные и проблемные ситуации различной степени сложностиТ Занимающиеся должны сами принимать решения, действовать активно и творчески подходить к решению поставленных перед ними задач.
Разнообразные новые знания в области физической культуры, приобретаемые занимающимися, служат их духовному обогащению и способствуют развитию умственных способностей, позволяют более эффективно использовать средства физического воспитания в спортивной деятельности, жизни.
Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил в процессе физического воспитания составляют необходимое условие для нормального умственного развития детей. Это отмечал еще выдающийся ученый П.Ф.Лесгафт. В своем фундаментальном труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» он писал: «Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь, вполне выясняющаяся при изучении человеческого организма и его отправлений. Умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического».
В результате осуществления оздоровительных задач физического воспитания повышается общая жизнедеятельность организма, что ведет к большой продуктивности в умственной деятельности.
Взаимосвязь физического воспитания с нравственным. С одной стороны, правильно организованное физическое воспитание способствует формированию положительных черт морального облика человека. В процессе сложной и напряженной тренировочно-соревновательной деятельности проверяются и формируются моральные качества молодежи, крепнет и закаляется воля, приобретается опыт нравственного поведения.
С другой стороны, от уровня воспитанности занимающихся, их организованности, дисциплинированности, настойчивости, воли и других черт характера зависит эффективность занятий по физическому воспитанию (например, результативность уроков физической культуры в общеобразовательной школе, средних специальных учебных заведениях и др.).
На нравственной основе осуществляется воспитание спортивного трудолюбия, способности к преодолению трудностей, сильной воли и других личностных качеств.
Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим. Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется кра-
сивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание красоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов и представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма.
Эстетическое воспитание развивает человека духовно, позволяет также правильно понимать и оценивать прекрасное, стремиться к нему.
Человек с развитым эстетическим вкусом, как правило, стремится создавать эстетические ценности, осуществляя эстетическую деятельность, которая в различных формах широко представлена в спорте.
Связь физического и эстетического воспитания основана на единстве их цели — формировании человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического идеала.
Взаимосвязь физического воспитания с трудовым. Систематические занятия физическими упражнениями формируют организованность, настойчивость, способность преодолевать трудности, собственное нежелание или неумение и в конечном итоге воспитывают трудолюбие. Кроме того, выполнение занимающимися различных поручений педагога по самообслуживанию, ремонту спортивного инвентаря, оборудованию простейших спортивных площадок и пр. содействует формированию элементарных трудовых навыков.
Результаты трудового воспитания по формированию определенных качеств личности непосредственно положительно отражаются и на эффективности процесса физического воспитания.
3.2. Технология воспитательной деятельности педагога по физической культуре и спорту
Технология воспитательной деятельности — это совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих подбор, компоновку и порядок задействования воспитательного инструментария. Она определяет стратегию, тактику и технику организации процесса воспитания в сфере физической культуры и спорта.
Стратегия воспитания задает общий замысел, перспективы и план достижения целей воспитания в процессе решения практических задач.
Тактика воспитания в соответствии с его стратегией определяет систему организации воспитательной деятельности в учебном заведении, учреждении, на предприятии и с каждым конкретным человеком.
Техника воспитания характеризует совокупность приемов, операций и других действий педагога по физической культуре и спорту
по использованию воспитательного инструментария в профессиональной деятельности.
Составляющими элементами воспитательной технологии являются прием, звено, цепочка. Воспитательный прием преподавателя (тренера) определяет задействование сил и средств для достижения конкретного воспитательного воздействия. Воспитательное звено — это отдельная, самостоятельная часть воспитательной технологии. Звенья объединяются общей целью. Воспитательная цепочка есть совокупность взаимосвязанных, последовательно за-действуемых приемов и звеньев для формирования социально-ценностных качеств и привычек.
Основной элемент технологии — это методы воспитания,которые представляют собой определенные способы однородного педагогического воздействия на занимающихся физической культурой и спортом и коллективы или взаимодействия с ними в целях формирования и развития у них качеств, необходимых для успешного выполнения социальных ролей и достижения личностно значимых целей.
Каждый из методов воспитания направлен на решение специфических воспитательных задач, обусловленных целью воспитания, а также особенностями участвующих субъектов воспитания. Оказывая воспитывающее влияние на человека, каждый метод воспитания выполняет вполне определенные функции и обладает свойствами преимущественного развития у него определенных качеств. Любой метод воспитания включает в себя совокупность свойственных лишь ему средств и приемов педагогического воздействия, с помощью которых решаются характерные для данного метода воспитательные задачи.
Основу методов воспитания составляют средства иприемы, которые связаны между собой и в практике воспитания применяются в единстве.
Средства воспитания — это всето, с помощью чего преподаватель (тренер) воздействует на воспитуемых. К средствам воспитания относятся: слово, наглядные пособия, кино-и видеофильмы, беседы, собрания, традиции, литература, произведения изобразительного и музыкального искусства и др.
Приемы воспитания — это частные случаи действий по использованию элементов или отдельных средств воспитания в соответствии с конкретной педагогической ситуацией. По отношению к методу приемы воспитания носят подчиненный характер.
В системе методов воспитания нельзя рассматривать каждый конкретный метод как универсальный, отдельно от других. Только применение совокупности методов воспитания в их технологической взаимосвязи позволяет достигать воспитательной цели. Ни один метод воспитания, взятый изолированно, не может обеспечить формирование у людей высокой сознательности, убежденности и высоких моральных качеств. Иначе говоря, ни один из
методов не является универсальным и не решает всех задач воспитания.
Наиболее действенными методами воспитанияявляются:
— традиционно принятые — убеждение, упражнение, поощ
рение, принуждение и пример;
— инновационно-деятельностные (обусловлены внедрениями
новых воспитательных технологий) — модельно-целевой подход,
проектирование, алгоритмизация, творческая инвариантность и др.;
— неформально-межличностные (осуществляются через лич-
ностнозначимых людей, авторитетных из числа друзей и близ
ких);
— тренинго во -игровые (обеспечивают овладение индивидуаль
ным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и дей
ствий в специально заданных условиях) — социально-психологи
ческие тренинги, деловые игры и др.;
— рефлексивные (основаны на индивидуальном переживании,
самоанализе и осознании собственной ценности в реальной дей
ствительности).
В отечественной педагогике главным методом воспитания является метод убеждения,так как ему принадлежит определяющая роль в формировании важнейших качеств человека — научного мировоззрения, сознательности и убежденности.
Метод убеждения заключается в том, чтобы разъяснить занимающимся нормы поведения, установленные, сложившиеся традиции, а при совершении каких-либо проступков — их аморальную сторону с целью осознания ее провинившимся и предупреждения проступка в последующее время.
В применении метода убеждения используются два основных, неразрывно связанных средства: убеждение словом и убеждение делом.
Наиболее распространенными приемами исредствами убеждения словом являются: разъяснение, доказательство, опровержение, сравнение, сопоставление, аналогия, ссылка на авторитет и др. Убеждение словом должно органически сочетаться с убеждением делом, практикой.
При убеждении делом наиболее часто используются следующие приемы: показ занимающемуся ценности и значимости его действий и поступков; поручение практических заданий, способствующих преодолению сомнений, ложных взглядов; анализ жизненных явлений, опровергающих ошибочные взгляды; личный пример преподавателя (тренера) и др.
Метод упражнения (метод практического приучения).Позволяет каждому преподавателю (тренеру) и самому занимающемуся быстрее достичь желанной цели: слить воедино слово и дело, сформировать устойчивые качества и черты характера. Его сущность состоит в такой организации повседневной жизни и деятельности, которая укрепляет их сознание, закаляет волю, способствует
формированию привычек правильного поведения. В основе приучения лежит упражнение в определенных морально-волевых проявлениях.
Упражнение как специальная, многократно повторяемая человеком деятельность необходима для совершенствования навыков поведения в различных ситуациях как результат повышения сознательности. Упражнение в воспитании отличается от упражнения в обучении. В первом случае оно тесным образом связано с одновременным повышением сознательности, а во втором — направлено на отработку навыков и умений до высокой степени автоматизма и роль сознания в действиях несколько снижается.
Для совершенствования моральных и других профессионально важных качеств большое значение имеет системный подход к упражнениям, который включает в себя последовательность, плановость, регулярность. Это значит, что педагог по физическому воспитанию и спорту должен планировать объем и очередность нагрузок, влияющих на развитие положительных привычек, на совершенствование волевых качеств.
Надо не только разъяснять, но и постоянно, настойчиво упражнять занимающихся в дисциплинированном, культурном поведении, в точном выполнении спортивных правил, традиций, пока эти нормы не станут привычными.
Наглядный пример. Суть этого метода состоит в целенаправленном и систематическом воздействии преподавателя (тренера) на занимающихся личным примером, а также всеми другими видами положительных примеров, призванных служить образцом для подражания, основой для формирования идеала поведения и средством самовоспитания.
Воспитательная сила примера основывается на естественном стремлении людей к подражанию, особенно молодых. Пример легче воспринимается и усваивается тогда, когда он взят из знакомок всем сферы деятельности. В качестве воспитательных примеров педагог использует случаи из жизни своего коллектива (высокие спортивные достижения его отдельных учеников в результате многолетнего и упорного труда на тренировках и т.д.), примеры проявления высоких нравственных качеств выдающимися спортсменами на ответственных международных соревнованиях и др.
В воспитательной работе следует больше пользоваться положительными примерами. Если преподаватель (тренер) пользуется отрицательным примером, то надо умело показать аморальную сторону примера, чтобы вызвать осуждение со стороны занимающихся.
Метод поощрения. Поощрение представляет собой специфическую упорядоченную совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования. Моральное и материальное по-
ощрение активно помогает человеку осознать степень труда в достижении общей задачи, осмыслить свое поведение, закрепить положительные черты характера, полезные привычки.
В физической культуре и спорте к числу поощрений относятся: одобрение, похвала педагога в ходе занятий и перед строем, награждение грамотой, медалью за высокие спортивно-технические результаты, присвоение звания мастера спорта и др.
Метод наказания (принуждения).Под методом наказания (принуждения) понимается система средств и приемов воздействия на занимающихся, нарушающих законы, нормы морали, с целью исправить их поведение и побудить добросовестно исполнять свои обязанности.
Наказание за совершенный проступок налагается для того, чтобы провинившийся понял свою ошибку. Оно может быть в форме осуждения проступка (замечание педагога, сделанное сразу или затем перед строем), вынесения выговора, временного исключения из состава спортивной команды, наложения дисциплинарного взыскания и др.
Степень наказания должка соответствовать проступку. Поэтому прежде всего необходимо глубоко разобраться в существе проступка, выяснить его мотивы, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение человека, особенности его личности, а также стаж занятий физической культурой или спортом. Все это позволяет верно оценить нарушение и определить меру взыскания, которое окажет наибольшее воспитательное воздействие на занимающегося, совершившего проступок.
Для определения меры наказания очень важно знать, как провинившийся относится к совершенному проступку, как его сам оценивает и как реагирует на взыскание. Ведь недаром говорят, что признание ошибки — половина исправления.
Наказание за проступок оказывает положительное влияние только тогда, когда оно применено правильно, с учетом характера проступка и его влияния на окружающих.
Нравственное воспитание в процессе физического воспитания.Нравственное воспитание представляет собой целенаправленное формирование моральных убеждений, развитие нравственных чувств и выработку навыков и привычек поведения человека в обществе. В общей системе воспитания нравственное воспитание имеет ведущее значение.
Задачами нравственного воспитания являются:
— формирование нравственного сознания (т.е. нравственных
понятий, взглядов, суждений, оценок), идейной убежденности и
мотивов деятельности (в частности, физкультурной), согласую
щихся с нормами высокой морали;
— формирование нравственных чувств (любви к Родине, гума
низма, чувства коллективизма, дружбы, чувства непримиримос
ти к нарушениям нравственных норм и др.);
— формирование нравственных качеств, привычек соблюде
ния этических норм, навыков общественно оправданного поведе
ния (уважения к результатам труда и предметам духовной и мате
риальной культуры, уважения к родителям и старшим, честнос
ти, скромности, добросовестности и др.)1;
— воспитание волевых черт и качеств личности (смелости, ре
шительности, мужества, воли к победе, самообладания и др.).
К средствам нравственного воспитания относят: содержание и организацию учебно-тренировочных занятий, спортивный режим, соревнования (строгое выполнение их правил), деятельность преподавателя (тренера) и др.
Методы нравственного воспитания включают в себя:
— убеждение в форме разъяснения установленных норм пове
дения, сложившихся традиций;
— беседы при совершении занимающимися какого-либо про
ступка;
— диспуты на этические темы;
— наглядный пример (прежде всего достойный пример самого
педагога, тренера);
— практические приучения (суть: постоянно, настойчиво уп
ражнять занимающихся в дисциплинированном, культурном по
ведении, в точном соблюдении спортивных правил, спортивного
режима, традиций, пока эти нормы не станут привычными; в
перенесении значительных и длительных усилий, каких требуют
зачастую тренировочные нагрузки и соревнования);
— поощрение: одобрение, похвала, объявление благодарнос
ти, награждение грамотой и др.;
— оказание доверия в выполнении обязанностей помощника
преподавателя, начисление команде поощрительного очка при под
ведении итогов соревнований и др.;
— наказание за совершенный проступок: замечание, выговор,
обсуждение нг собрании коллектива (спортивной команды), вре
менное исключение из состава команды и др.
Умственное воспитание в процессе физического воспитания. В физическом воспитании представлены широкие возможности для решения задач умственного воспитания. Это обусловлено спецификой физического воспитания, его содержательными и процессуальными основами.
Существует двусторонняя связь умственного и физического воспитания.
С одной стороны, физическое воспитание создает лучшие условия для умственной работоспособности и содействует развитию интеллекта; с другой стороны, умственное воспитание повышает эффективность физического воспитания, создавая условия более
1 Нравственные чувства выражают эмоциональное отношение человека к окружающей действительности, к людям, к своему поведению.
вдумчивого отношения к нему занимающихся для осознания или сущности решаемых задач и творческих поисков их решения. В содержании умственного воспитания в процессе физического воспитания можно различить две стороны: образовательную и воспитательную. Образовательная сторона заключается в передаче специальных физкультурных знаний. При этом мышление развивается в двух направлениях: как воспроизводящее (репродуктивное) и как продуктивное (творческое). Воспроизводящее мышление заключается в осмысливании занимающимися своих действий после инструктивных указаний преподавателя (например, при обучении сложному движению). Примерами творческого мышления является анализ «эталонной» спортивной техники с целью рационального применения ее к своим индивидуальным особенностям (найти свою индивидуальную технику). Воспитательная сторона умственного воспитания в процессе физического воспитания заключается в развитии таких интеллектуальных качеств, как сообразительность, сосредоточенность, пытливость, быстрота мышления и др.
Исходя из сказанного, основными задачами умственного воспитания в процессе физического воспитания являются:
— обогащение занимающихся специальными знаниями вобла
сти физической культуры и формирование на этой основе осмыс
ленного отношения к физкультурной и спортивной деятельности,
содействие формированию научного мировоззрения;
— развитие умственных способностей (способностей к анализу
иобобщению, быстроты мышления и др.), познавательной ак
тивности и творческих проявлений в двигательной деятельности;
— стимулирование развития потребности и способностей к
самопознанию и самовоспитанию.
Средствами умственного воспитания являются прежде всего физкультурные занятия. Их содержание и объем определяются программами физического воспитания для общеобразовательных школ, лицеев, колледжей, вузов и др.
Кроме того, к средствам умственного воспитания относят специально организованные проблемные ситуации в процессе занятий физическими упражнениями, разрешение которых требует умственных действий (прием и переработка информации, анализ, принятие решения и т.п.).
К методам умственного воспитания относят:
— опрос по преподаваемому материалу;
— наблюдение и сравнение;
— анализ и обобщение изучаемого материала;
— критическую оценку и анализ двигательных действий.
Эстетическое воспитание в процессе физического воспитания.
Эстетическое воспитание призвано формировать у людей предельно широкие эстетические потребности. При этом важно не только сформировать способности наслаждаться, понимать красоту в ее многообразных проявлениях, но и главным образом воспитать спо-
собность воплотить ее в реальных действиях и поступках. Занятия физической культурой и спортом представляют исключительно широкие возможности для этого. Речь идет о развитии эстетической активности личности прежде всего в практической деятельности, жизни.
Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим заключается в том, что, с одной стороны, физическое воспитание расширяет сферу эстетического воздействия на человека, с другой — эстетическое воспитание повышает эффективность физического за счет внесения в него положительного эмоционального момента и дополнительных привлекательных стимулов к занятиям физическими упражнениями.
Перед эстетическим воспитанием в процессе занятий физическими упражнениями стоят следующие специфические задачи:
— воспитание эстетических чувств и вкусов в области физичес
кой культуры;
— воспитание эстетической оценки тела и движений человека;
— воспитание умений находить и оценивать прекрасное в по
ведении товарищей и в окружающей обстановке.
К средствам эстетического воспитания в процессе двигательной деятельности относятся прежде всего разнообразные виды самого физического воспитания. В каждом из них преподаватель может указать своим ученикам на моменты прекрасного. Средствами эстетического воспитания являются также праздники и выступления, природные и гигиенические условия, а также обстановка занятий, специальные средства художественного воспитания в процессе занятий (использование музыки и произведений искусства) и т.п.
Эстетическое воспитание в процессе физического воспитания характеризуется следующими методами:
— эмоционально-выразительное объяснение физических упраж
нений, образное слово;
— технически совершенный и эмоционально-выразительный
показ упражнения, который бы вызвал чувство восхищения пре
красным;
— вдохновляющий пример в действиях и поступках;
— практическое приучение к творческим проявлениям красо
ты в двигательной деятельности в процессе занятий физическими
упражнениями.
Трудовое воспитание в физическом воспитании. Отношение к труду является одним из важнейших критериев воспитанности личности. Это отношение к труду характеризуется устойчивостью выполнения требований дисциплины, выполнением производственных заданий, проявлением инициативы в труде, личным вкладом в достижение коллективного труда.
Взаимосвязь физического и трудового воспитания выражается в том, что физическое воспитание оказывает непосредственное
содействие трудовому, повышая трудоспособность людей, а трудовое воспитание, в свою очередь, придает физическому воспитанию конкретную направленность на подготовку людей к жизни и труду.
В процессе занятий физическими упражнениями содержанием трудового воспитания является сам учебный труд, элементарные трудовые процессы по обслуживанию занятий физическими упражнениями, общественно полезный труд физкультурников и спортсменов в порядке шефства над каким-либо учреждением, предприятием и т.д.
Перед трудовым воспитанием в процессе физического воспитания ставятся следующие задачи:
— воспитание трудолюбия;
— формирование сознательного отношения к труду;
— овладение элементарными трудовыми умениями и навы
ками.
К средствам трудового воспитания относят: учебный труд (в процессе академических занятий по физическому воспитанию, напряженных спортивных тренировочных занятий, соревнований, выполнение практических обязанностей по самообслуживанию и обслуживанию группы (подготовка и уборка мест занятий, инвентаря, уход за спортивным снаряжением и пр.), общественно полезный труд в связи с занятиями по физическому воспитанию (в оздоровительно-спортивном лагере и др.).
К специфическим методам трудового воспитания в процессе физического воспитания относятся:
— практическое приучение к труду;
— беседа;
— оценка результатов труда;
— пример образцового труда (например, исключительно добро
совестное отношение спортсмена к тренировке и выполнение учеб
но-тренировочных заданий с полной отдачей сил и высоким
спортивно-техническим результатом).
Занятия различными видами спорта представляют широкие возможности для воспитания положительных черт личности. Эти занятия носят коллективный характер. Они эмоциональны, позволяют формировать наряду с физическими и психические качества. Однако воспитательные возможности занятий различными физическими упражнениями, видами спорта неодинаковы, что должен учитывать преподаватель (тренер). Они обусловлены особым содержанием и условиями выполнения конкретных упражнений.
Так, посредством упражнений спортивной гимнастики при соответствующей организации, методике обучения и тренировки возможно воспитывать такие качества, как выдержанность, смелость, настойчивость, дисциплинированность. Подвижные и спортивные игры отличаются высокой эмоциональностью и со-
здают особые условия для эффективного формирования положительных качеств личности (честности, ответственности перед коллективом, настойчивости, готовности оказать помощь товарищу) и устранения отрицательных качеств (эгоизма, нечестности, грубости, заносчивости, трусости и др.).
В педагогической работе планируют и реализуют следующие воспитательные задачи: перспективные и ближайшие, коллективные и индивидуальные, относящиеся к отдельный, конкретным ученикам.
Педагог должен найти правильный подход к каждому спортсмену, уметь поддержать и развить в нем хорошие качества и задатки, заботиться не только о спортивных результатах своего воспитанника, но и о его отношении к учебе, его поведении, культурном росте.
Эффективность воспитательной деятельности педагога по физической культуре и спорту достигается:
— организацией целостного деятельностно-воспитательного
процесса в соответствии с требованием законов, научными реко
мендациями и реальными потребностями;
— достижением социально-ценностной целевой и содержа
тельной направленностью воспитания, оптимальной его орга
низацией;
— обеспечением положительной мотивации в процессе заня
тий физическими упражнениями и спортом, раскрытием и задей
ствованием сущностного потенциала каждого занимающегося;
— достижением сплоченности спортивного коллектива (ко
манды);
— личным отношением к выполнению обязанностей на высо
копрофессиональном, творческом уровне;
— всесторонним обеспечением воспитательного процесса.
Требования к личности преподавателя (тренера) как воспитателя. От преподавателя во многом зависит формирование личности его учеников. Критерии педагогического мастерства складываются из совокупности деловых и личных качеств преподавателя.
Обязательными деловыми качествами преподавателя физического воспитания (тренера по виду спорта) должны быть: понимание идейных основ воспитания в нашей стране, знание своего дела, умение обучать движениям и воспитывать физические качества, умение организовывать коллектив занимающихся и находить важный подход к ученикам, умение наблюдать и учитывать результаты учебно-воспитательного процесса, уметь воспитывать своим предметом, быть культурным.
К основным личным качествам, которыми должен обладать преподаватель (тренер), относятся: творческая активность, гибкость ума, трудолюбие, честность, бескорыстие, принципиальность, выдержка, требовательность, скромность, культура.
Глава 4. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
4.1. Средства физического воспитания
Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств: 1) физические упражнения; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы. Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами — оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Все средства физического воспитания можно отобразить в виде схемы (рис. 3).
Физические упражнения
Физические упражнения— это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализа-