Средства адаптивной физической культуры

Средствами адаптивной физической культуры являются физи­ческие упражнения, естественно-средовые силы природы и гигиени­ческие факторы.

1. Упражнения, связанные с перемещением тела в простран­стве: ходьба, прыжки, ползание, плавание, передвижение на лыжах

2. Общеразвивающие упражнения

3. Упражнения на развитие силы, быстроты, выносливости, гибко­сти, ловкости

4. Упражнения на развитие и коррекцию координационных спо­собностей: согласованности движений рук, ног, головы, туловища; со­гласованности движений с дыханием, ориентировки в пространстве, равновесия, дифференцировки усилий, времени и пространства, рит­мичности движений, расслабления.

5. Упражнения на коррекцию осанки, сводов стопы, телосложе­ния, укрепления мышц спины, живота, рук и плечевого пояса, ног

6. Упражнения лечебного и профилактического воздействия: восстановление функций паретичных мышц, опороспособности, под­вижности в суставах, профилактика нарушений зрения

7. Упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.

8. Художественно-музыкальные упражнения: ритмика, танец, эле­менты хореографии и ритмопластики

9. Упражнения с речитативами, стихами, загадками, счетом и т. п., активизирующие познавательную деятельность.

10. Упражнения, направленные на развитие и коррекцию воспри­ятия, мышления, воображения, зрительной и слуховой памяти, внима­ния и других психических процессов

11. Упражнения прикладного характера, направленные на освое­ние ремесла, трудовой деятельности

12. Упражнения, выступающие как самостоятельные виды адап­тивного спорта: фигурное катание, хоккей на полу, настольный тен­нис, баскетбол, мини-футбол, верховая езда и др

Обучение ребенка с ЗПР движениям осуществляется в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навыков. Они условно представляют собой последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнять его, а затем от умения к навыку. В любом действии можно выделить следующие функциональные компоненты: мотивационный, ориентировочный, собственно исполнительный и контрольный. Они тесно между собой связаны и представлены одновременно в процессе выполнения действия. Эффективность обучения двигательным действиям зависит от того, насколько соблюдается в нем объективная последовательность действия и соответствующих компонентов функциональной системы в целом.

В становлении двигательного навыка важнейшую роль играет нервная система. Для выработки двигательного навыка мозг нуждается в довольно долгом упражнении. Из-за огромного избытка степеней свободы движений ребенка никакие двигательные импульсы к мышцам, как бы точны они не были, не могут сами по себе обеспечить правильного движения согласно его желанию. Изменение условий выполнения движения возможно только при включении механизма сенсорной коррекции. Чтобы испытать все ощущения, которые лягут в основу изучаемого движения, и подготовить основу для сенсорной коррекции, необходимо неоднократное повторение двигательного действия.

1) Мотивационный компонент. Обучая движению, нужно создать у ребенка положительное эмоциональное состояние, заинтересовать в выполнении движения, вызвать желание качественно выполнить его. Благотворное влияние на повышение качества движения оказывает музыка, обладающая огромным эмоциональным воздействием. Она способствует выразительности, пластичности, грациозности, красоте, четкости и координации движений, обеспечивает эмоциональное переживание ребенком музыкальных образов. У ребенка развивается умение через движение передавать характер музыки. Движения под музыку развивают слух, воспитывают временную ориентировку. Определенная метрическая пульсация, с которой связаны движения ребенка, вызывает согласованную реакцию всего организма ребенка (дыхательной, сердечной, мышечной деятельности), а также эмоционально положительное состояние психики, что содействует общему оздоровлению организма.

2) Физиологические факторы. При планировании работы по физическому воспитанию необходимо учитывать основные физиологические факторы, влияющие на состояние здоровья ребенка:

- физическую нагрузку;

- показания и противопоказания при нарушении;

- охранительный режим;

- игры и упражнения для развития двигательной сферы.

3) Направленность на повышение результативности. У детей с ЗПР должна преобладать направленность на повышение результативности уже имеющегося баланса движений. Например, ребенок освоил основные движения, но выполняет неуклюже, неточно, не достаточно координировано. В этом случае главным направлением в работе по физическому воспитанию будет развитие координации движений, их точности, статического и динамического равновесия, ритмичности, слитности в освоенных двигательных действиях. Выбор же целевого уровня двигательного развития младших школьников с ЗПР определит и длительность коррекционного процесса (квартал, полугодие, год).

4) Частота коррекционно-профилактических мероприятий, т.е. количество, например, в неделю.

Нарушение тех видов движений, которые в процессе эволюции осваивались человеком на более ранних этапах его развития, поддаются коррекции сравнительно легче, чем те движения, которыми человек овладел в более поздние исторические сроки - к таким видам двигательной деятельности относятся прямостояние, ходьба и тонкие манипулятивные ручные действия.

Учитывая все моменты динамики коррекционного процесса, можно выделить три основные варианта при планировании целевого двигательного результата:

а) типичный вариант - наиболее распространенный: подразумевается достижение детьми нормативных показателей двигательного развития;

б) избирательный вариант - подразумевается достижение детьми лишь по некоторым двигательным функциям, качествам или параметрам движений результатов, в то время, как по остальным они будут отставать от нормы;

в) специфический вариант - при котором по отдельным показателям двигательного развития планируется достижение результатов на основе коррекции двигательных нарушений.

Построение двигательного навыка - это смысловое цепное действие, в котором нельзя пропускать ни одного звена. Формирование двигательного навыка находится под контролем нервной системы. Любой двигательный акт, согласно уровневой теории Н.А. Бернштейна, может быть построен только благодаря строгой иерархии уровней мозга. Любое выполнение движения, по мнению Н.А. Бернштейна, есть индивидуализированное «повторение без повторения». Каждое движение ребенка своеобразно. Оно несет в себе реализацию все новых и новых потенциальных двигательных функций.

Формирование двигательного навыка проходит три стадии: первая стадия - иррадиация, вторая стадия - специализация, третья стадия - стабилизация навыка.

Первая стадия короткая по времени. Она направлена на создание первоначального умения. Для нее характерно широкое иррадиирование процесса возбуждения и недостаточное внутреннее торможение при знакомстве ребенка с новым движением. При этом ребенок испытывает неуверенность, у него появляются лишние движения, неточность их воспроизведения в пространстве и во времени, напряженность мускулатуры.

Вторая стадия более продолжительная по времени. Она характеризуется многократной повторяемостью движения, в результате чего правильность разучиваемого движения постепенно улучшается. Она способствует развитию внутренних дифференцированных торможений, ограничивающих распространение процессов возбуждения, при этом повышается роль второй сигнальной системы. На этой стадии ребенок уже более осознает задачи и свои собственные действия. Образование двигательных навыков на этой стадии происходит волнообразно. Ребенок то легко, свободно выполняет двигательное действие, то, по прошествии времени, как будто впервые выполняет его. Постепенно происходит уточнение и совершенствование двигательных умений. Образуется динамический стереотип.

Третья стадия - стабилизация навыка, уточнение динамического стереотипа. Ребенок овладевает навыком. Его движения становятся экономичными, свободными, точными и раскованными. Ребенок осознает двигательную задачу, творчески использует движение в игровой и жизненной ситуации. Сформированный навык может служить предпосылкой для освоения нового, более сложного навыка. Основываясь на закономерностях формирования двигательных навыков в практике физического воспитания принято выделять следующие этапы обучения:

Наши рекомендации