Анализ оздоровительного процесса в ДОУ
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – становится одной из главных задач деятельности нашего детского сада.
Данная задача предполагает комплекс мер, воздействующих на организм ребенка с целью укрепления и сохранения здоровья, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, учет и использование особенностей его организма, индивидуализацию профилактических мероприятий.
Учитывая, что у каждого ребенка должен быть свой период оздоровления и пребывание в детском саду, то при необходимости создания здоровьесберегающего образовательного процесса, способствующего эмоциональному благополучию ребенка, полноценному его развитию и повышению уровня здоровья каждого воспитанника, определились следующие особенности организации деятельности ДОУ:
Установление партнерских отношений в плане «ребенок-родитель», «ребенок-педагог», «педагог-родитель», через:
Ø создание союза заинтересованных в здоровье детей партнеров;
Ø мотивацию родителей на совместную оздоровительно-профилактическую работу;
Ø преемственность медицинских и педагогических приемов развития ребенка;
Ø разработку индивидуальной программы воспитания, обучения и оздоровления.
Изменение формы и организации образовательного процесса (переход от фронтальных занятий к занятиям небольшими подгруппами с учетом психофизических возможностей и состояния здоровья ребенка), усиленный медицинский контроль за организацией физкультурно-оздоровительного процесса.
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе (дыхательная гимнастика, закаливающие процедуры, оздоровительный бег и пешие ежедневные прогулки, самомассаж и др.), способствующих формированию навыков здорового образа жизни, оказывающих положительное влияние на состояние здоровья воспитанников.
Создание оздоровительной предметной среды и жизненного пространства в групповых комнатах с целью обеспечения профилактико - оздоровительного эффекта в течение всего времени пребывания ребенка в условиях ДОУ.
Совершенствование профессионального мастерства педагогов посредством обобщения и распространения положительного опыта своей работы, роста их общей культуры.
Единство воздействия со стороны всех сотрудников детского сада для организации единого воспитательно-образовательного и оздоровительного процесса.
Основными компонентами в системе работы по профилактике, сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста являются:
Ø профилактические, лечебно-оздоровительные мероприятия (специальные закаливающие процедуры, профилактические мероприятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия, санитарно-просветительская работа с сотрудниками и родителями);
Ø общеукрепляющую терапию (витаминотерапия, использование оксолиновой мази, применение чесночных соннаций и др.);
Ø организацию рационального питания (четырехразовый режим питания, включающим выполнение норм натуральных продуктов, правильное сочетание блюд в рационе, витаминизация второго завтрака).
Ø десятидневное меню разработано с учетом калорийности пищевых веществ жиров, белков и углеводов;
Ø санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия:
- рациональный режим жизни;
- двигательная активность во время образовательной деятельности (физминутки, релаксационные паузы, пальчиковая гимнастика, динамические паузы, специальные оздоровительные подвижные игры, игровые часы);
- комплекс закаливающих мероприятий (утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением, оздоровительный бег, гимнастика после дневного сна, контрастные воздушные и водные процедуры, ходьба по дорожке здоровья, обширное умывание);
- работа с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков и
формированию здорового образа жизни;
- использование «здоровьесберегающих» технологий и методик (дыхательные гимнастики, индивидуальные физические упражнения и игры, ритмопластика и мн. др.);
- режимы проветривания и кварцевания.