Тема 5: Принципы обучения и тренировки
Цель:Сформировать представление о практическом применении дидактических принципов обучения в физическом воспитании
Литература:
Основная:
1. Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. - М.: ФиС. - 1980. - С. 8-15
2.Настольная книга учителя физической культуры./Под ред. Л.Б. Кофмана. – М.:ФиС.- 1998. – 496с.
3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.:ФИС.- 1991.- 543с.
4.Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету "Физическая культура". – М.: Академия. – 2004. –272 с.
5.Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. М.: Советский спорт. – 2003. – 464с.
6. Чермет К.Д., Теория и методика физической культуры. Опорные конспекты.. Учебное пособие. М.:Советский спорт, 2005 -272 с.
7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. –М.: Академия, 2001. – 480с.
Дополнительная (для индивидуальных заданий):
1.Теория и методика спорта./ Под ред. Суслова Ф.П. и Холодова Ж.К. Учебное пособие для училищ олимпийского резерва. М., 1997 - 416с.
2.Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. Киев. Олимпийская литература. – 1999. – 317с.
3.Система подготовки спортивного резерва./Под ред. Никитушкина В.Г. – М.:1993. – 318с.
4. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М.:ФИС.-1986.-286с.
5. Теория и методика физ. воспитания./ Учебник под ред. Ашмарина Б.А. - М.: Просвещение. - 1979. - С. 93-106
Вопросы для подготовки:
1.Принцип сознательности и активности и его специфика
2.Характеристика принципа наглядности обучения
3.Принципы доступности и индивидуализации
4.Принцип систематичности и его основные положения
5.Принцип непрерывности
6.Принцип прогрессирования воздействий
7.Принцип цикличности
8.Принцип возрастной адекватности педагогического воздействия
9.принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузки
Ответьте на контрольные вопросы:
а) Как определить оптимальную меру нагрузки?
б) От чего зависит трудность или легкость выполнения физических упражнений?
в) К чему может привести в процессе обучения несоблюдение одного из дидактических принципов?
Домашнее задание:
1.Индивидуальные задания:
1.Схематично докажите действие принципа непрерывности
2.Проанилизируйте и опишите использование принципов в Вашей тренировке
1. Опишите, в чем в Вашей тренировке проявляется принцип сознательности и активности
4. Схематично с помощью графика изменения работоспособности обоснуйте принцип систематичности
2.Используя знания, полученные в ходе изучения других дисциплин, впишите определение понятий:
Признак___________________________________________________
___________________________________________________________
Фаза______________________________________________________
___________________________________________________________
Систематичность ___________________________________________
___________________________________________________________
Плато_____________________________________________________
__________________________________________________________
Адекватность_______________________________________________
__________________________________________________________
Цикличность_______________________________________________
__________________________________________________________
3.Впишите определение новых для вас понятий:
Суперкомпенсация__ ________________________________________
___________________________________________________________
Физическая нагрузка ________________________________________
___________________________________________________________
Эффект____________________________________________________
___________________________________________________________
Эффективность _____________________________________________ ___________________________________________________________
4. Нарисуйте схему принципов обучения и тренировки
5.Составьте контрольный вопрос для введения в компьютерную тестовую программу или кроссворд из 10 слов, относящихся к данной теме.
Лабораторное занятие
Цель:Сформировать представление о практическом применении дидактических принципов обучения в физическом воспитании
Вопросы, выявляющие готовность группы к занятию:
1.Перечислите дидактические принципы обучения, соблюдение которых обязательно при обучении двигательным действиям
2.Перечислите формы нагрузок
Ход работы:
При просмотре обучающего урока найти воплощенные в уроке принципы обучения
Домашнее задание:
зафиксируйте реализованные на данном уроке принципы физического воспитания.
Резюме:
Тема 6: Физические упражнения как средства физического
Воспитания
Цель семинара:Углубить знания о физических упражнениях как средстве физического воспитания
Литература:
Основная:
1.Матвеев Л.П. Теория и методики физической культуры. - М.: ФиС, 1991. - С. 28-50
2.Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1989. - С. 70-86
3.Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету "Физическая культура". – М.: Академия. – 2004. –272 с.
4.Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. М.: Советский спорт. – 2003. – 464с.
5.Чермет К.Д., Теория и методика физической культуры. Опорные конспекты.. Учебное пособие. М.:Советский спорт, 2005 -272 с.
6.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. –М.: Академия, 2001. – 480с.
Дополнительная (для индивидуальных заданий):
1.Теория и методика спорта./ под ред. Суслова Ф.П. и Холодова Ж.К. Учебное пособие для училищ олимпийского резерва. М., 1997 - 416с.
2. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. Киев. Олимпийская литература. – 1999. – 317с.
3.Учебники по видам спорта
4.Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М.:ФИС.-1986.-286с.
5. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. М.: Советский спорт, 2005. — 816 с.
Вопросы для подготовки:
1. Средства физической культуры.
2. Физическое упражнение - основное средство физической культуры. Содержание и форма физических упражнений.
3. Структура физических упражнений. Техника физических упражнений.
4. Классификация физических упражнений.
5. Нагрузка при выполнении физических упражнений
6. Роль и типы интервалов отдыха в процессе упражнения
7. Факторы, определяющие эффективность воздействия физических упражнений
8. Естественные силы природы в физической культуре
9. Гигиенические факторы в физической культуре
Ответьте на контрольные вопросы:
а) Как влияет на величину нагрузки длительность и характер интервала отдыха в одной тренировке и в микроцикле?
б) Почему существует большое количество классификаций физических упражнений?
в) Назовите факторы, влияющие на величину нагрузки.
Домашнее задание:
1.Индивидуальные задания:
1.Разработайте схему классификаций с учетом критериев классифицирования
2.Покажите влияние на величину нагрузки длительности и характера отдыха в Вашем виде спорта
3.Покажите значимость факторов, определяющих эффективность воздействия ФУ в своем виде спорта
4.Приведите примеры формы и содержания ФУ в своем виде спорта
2.Используя знания, полученные в ходе изучения других дисциплин, впишите определение понятий:
Утомление_________________________________________________
___________________________________________________________
Терминология______________________________________________
___________________________________________________________
Физическое упражнение______________________________________
__________________________________________________________
Двигательная задача_________________________________________
___________________________________________________________
Звено техники______________________________________________
___________________________________________________________
Деталь техники_____________________________________________
___________________________________________________________
Стабильность_______________________________________________
___________________________________________________________
Вариативность______________________________________________
___________________________________________________________
3.Впишите определение новых для вас понятий:
Кумулятивный эффект_______________________________________
___________________________________________________________
Следовой эффект____________________________________________
___________________________________________________________
Внешняя сторона нагрузки____________________________________
______________________________________________________
Внутренняя сторона нагрузки_________________________________
______________________________________________________
Объем нагрузки_____________________________________________
___________________________________________________________
Интенсивность нагрузки______________________________________
___________________________________________________________
4. Распишите одну тренировку в своем виде спорта (подробно). Приведите показатели внешней и внутренней сторон нагрузки на этой тренировки.
_______________________________________________________________
___________________________________________________________
5.Составьте контрольный вопрос для введения в компьютерную тестовую программу или кроссворд из 10 слов, относящихся к данной теме.
Лабораторное занятие
Цель:Углубить знания студентов о физических упражнениях как средстве физического воспитания
Вопросы, выявляющие готовность группы к занятию:
1.Раскройте значение классификаций физических упражнений.
2.Что влияет на величину нагрузки при выполнении физических упражнений?
3.Покажите роль интервалов отдыха в процессе упражнения
4.Раскройте факторы, определяющие эффективность воздействия физических упражнений
Ход работы:
Студенты разрабатывают план тренировки для развития отдельных качеств и проверяют ее на компьютерной модели
Домашнее задание:разработать план развития силы на 1 неделю для установления рекорда мира в беге на 100м.
День | Объем | Интенсивность | Примечания |
Резюме: