Повторение по грамматике и правописанию. Типы повторения и требования к их организации.
Уроки грамматики и правописания. Типы уроков русского языка и их структура.
Общие требования к урокам русского языка в начальной школе.
Основной формой учебно-воспитательной работы по русскому языку является урок. Качество урока связано с его структурной и методической сторонами, которые целиком зависят от учителя.
Типы уроков по грамматике и правописанию:
1)урок объяснения нового материала;
Этапы:1.мобилизационное начало (орг.момент); 2.актуализация ЗУНов (-повторение теоретич.сведений; -повторение ранее усвоенных приёмов умственной и письменной деят-ти); 3.объяснение нового мат-ла (-учитель ставит проблему, задачу перед детьми, дети высказываются, предполагают; -поиск решения проблем; -нахождение проблем сначала самим, а потом по учебнику); 4.первичное закрепление (отработка приемов применения нов.знаний); 5.обозение, рефлексия; 6.д/з объясняется, должно быть дифференцир.(по уровням)
2) урок закрепления знаний и выработки умений и навыков;
На этапе перв.закреплен. необходимо обучить детей приёмам применения нового правила, выполнения практических действий. На этом этапе проводится обучение умению по совокупности признаков распознавать новые грамматич.понятия среди других. Для этого выполняются ряд упр., направленных на выявление существенных признаков понятия, их группировку и выделения понятия по этим признакам.
3) Урок закрепления знаний и выражен. умений и навыков;
Цель: отработать умения, применение теоретич.знаний на практике.
Этапы(чередуются в структуре урока):1.проверка знаний; 2.тренировачные упр.
Важное место занимает проверка д\з.
Сп-бы проверки д\з:
-проверка всего зад.с развернутыми пояснениями; -проверка всего зад.,но с частичными пояснен.; -выборочн.проверка с развернут.пояснениями (трудные места в зад.); -проверка отдельных фрагментов зад.
Тренировочн.упр. должны отвечать опред-ым тредованиям:
1.упр.должны подбираться так, чтобы на одном уроке дать зад.разного рода
2.уол-во упр.должно быть необх. и достат.
3.постепенное увелич. самост-ти при выполнении упр.
4.черед.устных и письм. работ
5.использ.различных памяток
4) урок повторения и систематизации изученного материала;
Опрос и тренир.упр – чередуются и варьируются
Лучше завершать урок смост.раб.
Устные формы раб. должны нацеливать жетей на рассужд., док-во.
Письм.раб. должны обеспечивать осознанные применения изуч-ых понятий и правил.
5) урок проверки и учета знаний, умений и навыков;
Формы проверки:
1.Устные: -опрос(фронтальный; индивидуальный); -работа с карточками
2.письменные: -диктанты (словарный; тематический; контрольный); -тесты; -к\р; -изложения; -сочинения
Повторение по грамматике и правописанию. Типы повторения и требования к их организации.
Повторение предупреждает забывание, позволяет восстановить забытое, содействует углублению, расширению знаний, умений и навыков, делая их осознанными и прочными. Повторение должно проводиться из урока в урок.
Типы:
1.Повторение в начале учебного года
Цель: восстановить в памяти обучающихся, после продолжительных летних каникул важнейшие сведения по пройденному в предыдущем классе материалу.
Главное требование к организации этого повторения - системность, т.е. в начале учебного года важно восстановить не просто полученные знания, а систему знаний.
При организации повторения необходимо помнить следующие положения:
1) упражнение и средство наглядности применяемые при повторении должны ориентироваться на самостоятельное воспроизведение ранее полученных знаний
2) текстовый материал должен быть новым и усложненным
3) теоретический материал (грамматические сведения и правила правописания) воспроизводятся и закрепляются в процессе выполнения разнообразных упражнений.
2.Текущее (сопутствующее изучению нового материала) повторение (ежедневное повторение).
Целью:
1) закрепить, углубить и расширить знания, на которые опирается сознательное усвоение нового материала
2) тренировать, развивать и закреплять умения и навыки письменно речи, в частности орфографические и навыки грамотной устной речи
3) своевременно выявить трудности усвоения и пробелы в знаниях обучающихся, их причины и устранять эти пробелы в процессы
При организации текущ. повтор. следует помнить методические требования к нему:
1) равномерное, систематическое распределение материала повторения во времени
2) связь повторяемого материала с уроками, с содержанием урока и его целями и задачами
Содержанием текущего повторения может быть:
- материал по изучаемой теме
- материал по теме в каком-то отношении сходный с изучаемой
- давно изученный материал с целью предупреждения забывания
- материал, направленный на ликвидацию пробелов в знаниях обучающихся
3.Тематическое повторение проводится после изучения большой темы или раздела
Цель: систематизировать знания полученные детьми при изучении определенной темы или раздела.
На темат. повтор. отводится от 1 до 3 часов.
4.Итоговое повторение(повторение материала, пройденного в течение учебного года) будет успешным лишь в том случае если в течении всего учебного года учитель уделял серьёзное внимание текущему и тематическому повторению
Задачи итог. повтор.:
1) повторить наиболее важный материал года
2) показать взаимосвязь, существующую между явлениями грамматики и орфографии
3) закрепит ЗУН
4) ликвидировать пробелы в ЗУН